ЛЕГЕНДА О ГОРЕ ЧЕЧ-ДӨБӨ-АТА

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

На юго-востоке Кыргызстана в Ат-Башинском районе Нарынской области в высокогорной долине реки Кара-Коюн, на её левом берегу возвышается платообразная гора Чеч-Дөбө-Ата.

Плато’ (фр. plateau, от plat — плоский) представляет собой возвышенную равнину с ровной и частично волнистой поверхностью, ограниченной от соседних пониженных равнинных участков крутыми, труднодоступными склонами. По возрастной категории эта гора относится к группе старых и стоит здесь тысячи лет. Она является основной достопримечательностью Ат-Башинского района, уникальным природным памятником и образовалась вследствие действия геологических эрозийно-денудационных совокупных процессов, сформировав своеобразный горный ландшафт с растительным покровом, аналогичным зоне полупустынь и пустынь с эфемерной (гр. ephёmeros — однодневный) растительностью. Эфемерные растения принадлежат к числу травянистых однолетних растений, у которых период плодоношения бывает только один раз в жизни, благодаря чему они успевают повторить его несколько раз в течение одного вегетационного периода. Это, как правило, очень маленькие растения пустынь и полупустынь или степей. Они интенсивно развиваются, цветут и дают плоды во влажный период (весной или осенью) и полностью отмирают в период летней засухи.

В кыргызской мифологии (в легендах, мифах и сказках) создание горы Чеч-Дөбө приписывается деяниям богов, поэтому по религиозным представлениям она относится к категории мазаров (ар., рел. мазар — священное религиозно-историческое место, место паломничества; предмет поклонения) — святых географических мест, имеющих сакральное значение и обладающих чудотворящими действиями и поэтому являющимися объектами поклонения верующих, совершающих паломничество к ним.

Роль таких мест (святынь) в жизни верующих трудно переоценить, так как именно приобщение человека к святыням в форме паломничества и благоговейного прикосновения к ним может благотворно субъективно влиять на людей, способствуя как бы получению того, что они просят.

Географические места поклонения распространены во всём мире и возникли в глубокой древности. В настоящее время они включают в себя ряд определений, таких как:

1) место массового или единичного посещения с целью приобщения к явленному здесь проявлению высших сил;

2) место, где пребывает некая сверхъестественная сила, обращаясь к которой, человек старается заручиться её поддержкой для решения своих задач;

3) место, где выражают почтение (поклоняются) сверхъестественной силе, находящейся одновременно повсеместно, а не только в конкретном объекте.

С этой точки зрения гора Чеч-Дөбө несомненно является природным географическим объектом, относящимся к категории святых мест.

На первый взгляд, гора кажется маленькой, но по мере подъёма взору людей открываются новые горные образования, и всё это завершается обширным плато, целой территорией сплошной земли, как будто специально веками укатанной, чтобы люди могли проводить на этой вершине различные массовые мероприятия: собрания, курултаи, скачки и т. п. Кроме того, в древности гора имела сакральное значение и считалась мазаром — святым местом, священной горой. На её вершину поднимались люди, чтобы получить очищение и прибавить сил. Здесь же проводились различные общественные и религиозные ритуальные мероприятия (жертвоприношения, церемонии, обряды бракосочетания, всенародные праздники и др.). Отмечается, что все желания, которые загадывает путник, совершающий паломничество на эту гору, сбываются. Но это происходит только в том случае, если помыслы чисты и искренни. Недаром сюда приходят и больные, и здоровые люди, которые ищут смысл жизни.

 Тот, кто на гору взойдёт,

 Проявив терпенье,

 Всем проблемам здесь найдёт

 Верное решенье.

Название горы представляет собой многословный топоним, состоящий из трёх слов. Первое слово «чеч» ведёт свою родословную от названия древнего города Чач-Тепа, существовавшего на территории современного города Ташкента и исторической области Чач, располагавшейся на правой стороне реки Сыр-Дарьи. Это название фигурирует в сохранившейся археологической надписи в период правления сасанидского царя Шапура I (262 г. н. э.), хотя наиболее ранние находки здесь, по данным археологов, датируются III веком до н. э. По этим данным, когда-то это был огромный город, который с VI века до нашей эры был столицей государства Чач.

Город и крепость были основаны местными жителями, которые говорили на одном из диалектов согдийского языка, на котором слово «чач-тепа» означало «шесть холмов».

В период завоевания арабами Средней Азии в VII-VIII веках слово «чач» в арабо- язычных источниках упоминалось как «аш-шаш» из-за отсутствия в арабском алфавите буквы «ч». В этот период город Шаш-Тепа был полностью разрушен и восстановлен не был.

Новый город был основан в 819 году новым эмиром этой области Яхья ибн Асадом в нескольких километрах западнее прежнего места расположения крепости Чач и назван им Мадина аш-Шаш (ар. мадина — город). На языке тюрков «Мадина аш-Шаш» звучит как «Шашкент». Позднее слово «Шашкент» трансформировалось в слово «Ташкент», что в переводе на русский язык означает «Каменный город».

Таким образом, с учётом приведённых фактов гора получила своё название от слова «чач-тепа», которое на кыргызском языке трансформировалось в Чеч(Чеш) + Дөбө — холм, возвышенное место (в старину на таких холмах старейшины или вожаки собирались для обсуждения общественных дел). Слово «ата» — «отец» при именах географических указывает на святость данного места.

Но существует и другая версия происхождения названия горы. Многие замечали, что пока идёшь по холмам, на ум приходят разные мысли. Люди думают о своих проблемах и шаг за шагом понимают, что они бессмысленны, и их проблемы становятся мелкими и решаемыми. И весь смысл преодоления горы в этом и заключается. Ведь если перевести кыргызское слово «чеч» как «решать», то название горы можно перевести, как «гора, на которой решают». И действительно, в древности именно на этой горе решались все самые сложные проблемы, требующие разрешения.

Согласно существующим легендам, приведённым в эпической поэме «Манас», созданной творческим гением кыргызского народа на почве и основе реальных событий и фактов, на горе Чеч-Дөбө произошёл ряд важных исторических событий.

Во-первых, именно здесь хан Кошой собрал курултай (монг. kurultay — всенародное собрание, конгресс, съезд), на котором присутствовали многие члены родов и племён и решался вопрос о более тесном их объединении, так как к этому времени уже сложились не только однородные общественно-экономические отношения, но и общая культура, общенародный язык и другие существенные признаки и неотъемлемые свойства этого процесса.

Во-вторых, именно здесь произошла первая встреча хана Кошоя со своим племянником Манасом, который получил от дяди совет вернуться на Алтай к оставленным без защиты сорока кыргызским семьям и привести их всех на Талас. Также Кошой обещал помочь Манасу в его борьбе с врагами.

В-третьих, на этой же горе после избрания Манаса ханом кыргызского народа он повторно встречается с Кошоем, и они принимают совместное решение вступить в неравную битву с уйгурами и одерживают победу.

И ещё раз здесь же встречаются Манас и Кошой и по предложению Кошоя, Манас решает вернуть народу родные земли Ала-Тоо, захваченные противниками кыргызов. Собрав войско, он вступает в битву и побеждает.

Также считается, что на горе Чеч-Дөбө похоронен один из главных сподвижников Манаса — китайский царевич Алмамбет, погибший на поле брани от пули Кожожаша. Когда он умер, его верный конь Сарала привёз его сюда. Пройдя тысячу километров с хозяином на спине, конь погибает на этой горе, и по легенде похоронен вместе со своим хозяином. Но никто до сих пор не знает, в каком месте находится их могила.

Важное событие на горе Чеч-Дөбө состоялось в 1863 году, когда на ней по инициативе предводителей племени Черик Турдуке Тоймат уулу и Карымшаком Сазан уулу был проведён большой курултай, посвящённый вопросам вхождения кыргызского народа, проживающего на территории Нарынской долины — от реки Какшаал до перевала Долон, в состав России; принятия российского подданства и освобождения таким образом от угнетения Цинь-Маньчжурским, Кокандским и Кашгарским ханствами. Благодаря этому сохранялась бы целостность территории кыргызов и границы с Китаем, удалось бы прекратить кровопролитие между племенами бугу, сарыбагыш и саяк, проживающими на северном и южном берегах Иссык-Куля, а также вражду между другими племенами.

Не все на курултае согласились с этой идеей. Однако разум победил зло. Народ принял решение о добровольном присоединении к России. После этого исторического события на территорию Кыргызстана были направлены российские войска, и здесь установился долгожданный мир.

По существующему поверью, гора Чеч-Дөбө также обладает некими мистическими, духовными и другими особенными свойствами, которые наши предки называли «местами силы». Впервые такой термин появился в книгах американского учёного Карлоса Кастанеды. «Места силы» — это географические зоны, иногда большие, иногда маленькие, обладающие значимыми для людей энергетическими полями и особой атмосферой местности.

Древние цивилизации изучали звёздное небо и, ориентируясь на определённые звёзды или планеты, определяли такие особые места, а исследования современных учёных доказали, что на таких участках изменено магнитное поле, соответственно, «места силы» отличаются от других уровнем вибраций. Также учёные отметили то, как влияет нахождение в «местах силы» на человека. Поскольку магнитное поле связано с нашей психической деятельностью, когда человек прибывает на «место силы», его сознание меняется. Такие изменения люди, которые хоть раз посещали «место силы», замечали ещё давно и со временем начали складывать мифы и легенды, посвящённые этим местам.

Таким образом, «места силы» — это определённые участки нашей планеты: природные памятники, ландшафты (горы, пещеры, озёра и т. п.) и другие места, где собирается сильнейшая энергетика. Она влияет на человека, который находится в таком месте, как физически, так и эмоционально, положительно либо же отрицательно. Энергия «мест силы» может оказывать благотворное влияние на людей, посещающих эти участки, и способствует личностному развитию, создаёт прилив энергии, вдохновляет и исцеляет. В этих заветных местах человек не только ощущает энергетический подъём, но и получает массу необычных впечатлений. Люди, у которых бесплодие, тяжёлая болезнь, специально посещают такие места в надежде на избавление от своих недугов. Каждое «место силы» обладает удивительной и неповторимой красотой.

Не редко бывает так, что «места силы» связаны географически с определёнными аномалиями природы, такими как тектонические разрывы.

Именно в таких «сильных» местах строили храмы, монастыри, церкви, и назывались они святыми. В «местах силы» часто происходят различные аномальные явления, связанные с выходом энергии из Земли.

Юрий БЕЛЯКОВ.

Добавить комментарий