От эпохи не откочуешь

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Хотела поделиться с вами некоторыми соображениями о состоянии и перспективах развития искусствоведения Кыргызстана. В сфере национального искусствоведения сделано немало.

Это и предисловия к альбомам, и тексты в каталогах, и статьи в журналах, и отдельные творческие портреты, и крупные монографические труды. Данные работы, написанные в разные периоды истории, и также как художественные произведения, отражают своё время, они аутентичны своей эпохе. В тех текстах всегда есть частичка своего времени, свои социальные, культурные, эстетические предпочтения. Как точно заметил один казахский искусствовед, «от эпохи не откочуешь».

Когда пишется история искусства, то обязательно обращение к искусствоведческим текстам былых времён. Первый очерк о ранней истории кыргызского изобразительного искусства был написан Александром Роммом, этот труд не потерял исторической ценности и по сей день. Свой вклад в создание истории кыргызского пластического искусства внесли искусствоведы КР, каждый из которых обладает индивидуальным стилем и проблемно-тематическим кругом. Среди них Д. Уметалиева, С. Асанбеков, О. Попова, Л. Прыткова, Б. Будайчиев, Г. Токтосунова, Н. Уварова, А. Воронина, А. Молдахматова, Г. Боконбаев.

Теперь хотелось бы сказать о проблемах и перспективах развития науки об искусстве. Во второй половине первого десятилетия текущего века в центральноазиатском альманахе под названием «Курак» печаталось много интересных текстов о состоянии сознания кыргызского общества, о «трудной переправе» от одной общественной системы к другой, о тревогах в социальной психологии людей, в особенности интеллигенции. Улан Джапаров писал: «Мы находимся в каком-то подвешенном состоянии «ожидания»: то ли очередного светлого будущего, то ли мощного социального взрыва». Владимир Марусич тогда же отмечал, что «искусство выглядит размыто и тупо». Гамал Боконбаев систематически возмущался тем, что революция тюльпанов не дала ожидаемого «шевеления художественных идей» и «продолжается размеренное ковыляние запланированных мероприятий».

В те же годы появились работы сюрреалистического цикла на тему «Между ожиданием и надеждой», картина «Аэродинамика ожидания» и подобные ей. Слова «ожидание» и «надежда» витали в социально-культурной атмосфере. Майрам Акаева тогда написала книгу в жанре записок жены президента и назвала её так: «У надежды не бывает ночи…» Конечно, важно ждать и на что-то лучшее надеяться. Но этого совершенно недостаточно.

Известный интеллектуал Ишенбай Абдуразаков отмечал, что государство «теряет роль главной финансовой опоры» — художественной культуры, что «местная буржуазия пока с упоением занята накоплением материальных благ», у неё «нет интереса к культуре» и что это опасно, потому что начнётся «спад эстетических критериев и провинциализация культуры». И он задавал вопросы: «Как быть? Как способствовать тому, чтобы культура была востребована по своему призванию — как духовный мотор национального обновления?» Я пришла к заключению, что в искусствоведении много острых проблем не решено.

Наука об изобразительном искусстве Кыргызстана развивается более ста лет. Она начиналась с жанра очерков информационных статей и публикаций государственных документов по изобразительному искусству. Рассвет кыргызского искусствоведения попадает на период с конца 1960-х по 1980-е годы. Именно тогда появились добротные профессиональные работы об отдельных видах и жанрах искусства, монографии и творческие портреты художников, а также фундаментальные труды по истории кыргызского изобразительного искусства.

В постсоветский период работа искусствоведов продолжала развиваться, но уже не очень планомерно и целенаправленно. Многие пласты развития искусства выпали из поля зрения науки об искусстве. Перестали издаваться крупные аналитические работы как теоретического и исторического плана, так и специальные исследования творчества отдельных художников. В тени искусствоведения находятся молодые художники, а также целые отрасли художественного творчества. Запущена работа по систематической подготовке молодых учёных искусствоведческой специальности. Отсутствует продуманная система массового художественного просвещения по изобразительному искусству через каналы СМИ, издательства учебной литературы, интернет. В современном школьном и вузовском образовании недостаточно разработана система освоения культурного наследия и современных знаний по изобразительному искусству Кыргызстана. Искусствоведческая наука и просветительская деятельность перестали цениться и оплачиваться государством. В обществе не формируется отношение к искусству и его использованию в качестве духовного мотора национального обновления.

Учитывая состояние искусствоведческой науки, предлагаю Министерству образования и науки, НАН и Министерству культуры, информации и туризма рассмотреть вопрос о культурной политике и укреплении научной базы, а также более эффективном управлении развитием исследовательской и просветительской работы в области изобразительного искусства Кыргызстана. Специалистам — продумать форматы консолидации культурологических и искусствоведческих сил — художников, историков, этнографов, заинтересованных в развитии науки об искусстве и подготовке широких просветительских проектов по изобразительному искусству. Также важно подготовить консолидированную государственную программу развития науки об искусстве и продумать с этой целью мобильные способы подготовки кадров, особенно молодёжи.

Надо предложить вузам республики создать систему переподготовки работников различных учреждений культуры, искусства, образования, массовых коммуникаций и информации по культурологическому и искусствоведческому образованию с профилями: теория и история искусства, художественная критика, музееведение, арт-бизнес, искусствоведческая журналистика, художественная культура Кыргызстана.

Искусствоведам совместно с книгоиздателями и журналистами надо продумать более эффективные формы работы по продаже и распространению книг по искусству в специальных магазинах или интернете. Сообществу искусствоведов стоит предложить программу подготовки и издания серии книг об искусствоведах КР, а секции искусствоведения Союза художников КР для проведения перекрёстного года России и Кыргызстана предложить соответствующие проекты.

Любовь Мосолова,

доктор искусствоведения, профессор Российского государственного педагогического университета имени А. Герцена.

Добавить комментарий