Main Menu

От эпохи не откочуешь

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Хотела поделиться с вами некоторыми соображениями о состоянии и перспективах развития искусствоведения Кыргызстана. В сфере национального искусствоведения сделано немало.

Это и предисловия к альбомам, и тексты в каталогах, и статьи в журналах, и отдельные творческие портреты, и крупные монографические труды. Данные работы, написанные в разные периоды истории, и также как художественные произведения, отражают своё время, они аутентичны своей эпохе. В тех текстах всегда есть частичка своего времени, свои социальные, культурные, эстетические предпочтения. Как точно заметил один казахский искусствовед, «от эпохи не откочуешь».

Когда пишется история искусства, то обязательно обращение к искусствоведческим текстам былых времён. Первый очерк о ранней истории кыргызского изобразительного искусства был написан Александром Роммом, этот труд не потерял исторической ценности и по сей день. Свой вклад в создание истории кыргызского пластического искусства внесли искусствоведы КР, каждый из которых обладает индивидуальным стилем и проблемно-тематическим кругом. Среди них Д. Уметалиева, С. Асанбеков, О. Попова, Л. Прыткова, Б. Будайчиев, Г. Токтосунова, Н. Уварова, А. Воронина, А. Молдахматова, Г. Боконбаев.

Теперь хотелось бы сказать о проблемах и перспективах развития науки об искусстве. Во второй половине первого десятилетия текущего века в центральноазиатском альманахе под названием «Курак» печаталось много интересных текстов о состоянии сознания кыргызского общества, о «трудной переправе» от одной общественной системы к другой, о тревогах в социальной психологии людей, в особенности интеллигенции. Улан Джапаров писал: «Мы находимся в каком-то подвешенном состоянии «ожидания»: то ли очередного светлого будущего, то ли мощного социального взрыва». Владимир Марусич тогда же отмечал, что «искусство выглядит размыто и тупо». Гамал Боконбаев систематически возмущался тем, что революция тюльпанов не дала ожидаемого «шевеления художественных идей» и «продолжается размеренное ковыляние запланированных мероприятий».

В те же годы появились работы сюрреалистического цикла на тему «Между ожиданием и надеждой», картина «Аэродинамика ожидания» и подобные ей. Слова «ожидание» и «надежда» витали в социально-культурной атмосфере. Майрам Акаева тогда написала книгу в жанре записок жены президента и назвала её так: «У надежды не бывает ночи…» Конечно, важно ждать и на что-то лучшее надеяться. Но этого совершенно недостаточно.

Известный интеллектуал Ишенбай Абдуразаков отмечал, что государство «теряет роль главной финансовой опоры» — художественной культуры, что «местная буржуазия пока с упоением занята накоплением материальных благ», у неё «нет интереса к культуре» и что это опасно, потому что начнётся «спад эстетических критериев и провинциализация культуры». И он задавал вопросы: «Как быть? Как способствовать тому, чтобы культура была востребована по своему призванию — как духовный мотор национального обновления?» Я пришла к заключению, что в искусствоведении много острых проблем не решено.

Наука об изобразительном искусстве Кыргызстана развивается более ста лет. Она начиналась с жанра очерков информационных статей и публикаций государственных документов по изобразительному искусству. Рассвет кыргызского искусствоведения попадает на период с конца 1960-х по 1980-е годы. Именно тогда появились добротные профессиональные работы об отдельных видах и жанрах искусства, монографии и творческие портреты художников, а также фундаментальные труды по истории кыргызского изобразительного искусства.

В постсоветский период работа искусствоведов продолжала развиваться, но уже не очень планомерно и целенаправленно. Многие пласты развития искусства выпали из поля зрения науки об искусстве. Перестали издаваться крупные аналитические работы как теоретического и исторического плана, так и специальные исследования творчества отдельных художников. В тени искусствоведения находятся молодые художники, а также целые отрасли художественного творчества. Запущена работа по систематической подготовке молодых учёных искусствоведческой специальности. Отсутствует продуманная система массового художественного просвещения по изобразительному искусству через каналы СМИ, издательства учебной литературы, интернет. В современном школьном и вузовском образовании недостаточно разработана система освоения культурного наследия и современных знаний по изобразительному искусству Кыргызстана. Искусствоведческая наука и просветительская деятельность перестали цениться и оплачиваться государством. В обществе не формируется отношение к искусству и его использованию в качестве духовного мотора национального обновления.

Учитывая состояние искусствоведческой науки, предлагаю Министерству образования и науки, НАН и Министерству культуры, информации и туризма рассмотреть вопрос о культурной политике и укреплении научной базы, а также более эффективном управлении развитием исследовательской и просветительской работы в области изобразительного искусства Кыргызстана. Специалистам — продумать форматы консолидации культурологических и искусствоведческих сил — художников, историков, этнографов, заинтересованных в развитии науки об искусстве и подготовке широких просветительских проектов по изобразительному искусству. Также важно подготовить консолидированную государственную программу развития науки об искусстве и продумать с этой целью мобильные способы подготовки кадров, особенно молодёжи.

Надо предложить вузам республики создать систему переподготовки работников различных учреждений культуры, искусства, образования, массовых коммуникаций и информации по культурологическому и искусствоведческому образованию с профилями: теория и история искусства, художественная критика, музееведение, арт-бизнес, искусствоведческая журналистика, художественная культура Кыргызстана.

Искусствоведам совместно с книгоиздателями и журналистами надо продумать более эффективные формы работы по продаже и распространению книг по искусству в специальных магазинах или интернете. Сообществу искусствоведов стоит предложить программу подготовки и издания серии книг об искусствоведах КР, а секции искусствоведения Союза художников КР для проведения перекрёстного года России и Кыргызстана предложить соответствующие проекты.

Любовь Мосолова,

доктор искусствоведения, профессор Российского государственного педагогического университета имени А. Герцена.






Related News

«Бир дуйно» отправился в киноплавание

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ столице республики стартовал XIII международный фестиваль документальных фильмов по правах человека «Бир дуйно КыргызстанRead More

Чокморовская осень, или Вернисаж памяти

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ Национальном музее изобразительных искусств имени Г. Айтиева открылась республиканская осенняя выставка, посвящённая 80-летию народногоRead More

Добавить комментарий