Электронное правительство? Как бы не так!

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Случай недавно дал возможность убедиться, как на самом деле работает наше «электронное правительство». Есть такая замечательная штука: портал электронных обращений граждан (http://kattar.kg). Вернее, был почти что замечательным пару месяцев назад, но его почему-то реконструировали, обновили и, как у нас часто бывает, похоронили хорошую идею — возможность граждан обращаться напрямую, через интернет, в государственные органы.

Алиман апа из Сары-Камыша

Расскажу по порядку. 9 мая этого года в «Слове Кыргызстана» под заголовком «Сто лет одиночества Алиман апы» опубликованы результаты моего журналистского расследования. Речь идёт о судьбе вдовы участника Великой Отечественной войны Алиман Бакаловой, живущей в селе Сары-Камыш Иссык-Кульской области. Одна из первых выпускниц Пржевальского педагогического училища, Алиман апа всю жизнь проработала учительницей начальных классов, включая войну. После уроков учителя вместе с классами отправлялись в поле и вслед за комбайном собирали оставшиеся колоски, чтобы фронт не голодал и бил врага. В следующем году Алиман апе исполнится 100 лет. По сей день родные не могут добиться, чтобы государство выплачивало положенные ей, как вдове ветерана войны, выплаты. Не признают её вдовой. Незрячую и прикованную к постели женщину списали со счетов все государственные организации в Иссык-Кульском районе, которые обязаны содействовать тому, чтобы её права были защищены: акимиат района, управление социального развития, отдел образования, Тору-Айгырский айыл окмоту, на территории которого находится Сары-Камыш, Балыкчинский горвоенкомат, откуда призывался её муж. Одна из родственниц Алиман апы от отчаяния решилась позвонить заместителю акима Иссык-Кульского района С. Мукамбаевой. Салтанат Сатындиевна, внимательно выслушав, возмутилась положением, в котором оказалась вдова, обещала «разобраться». На том её участие и закончилось.

Не дождавшись от иссык-кульских властей какой-либо реакции на публикацию, мы решили выйти напрямую на Иссык-Кульский районный акимиат. Вот тогда и наткнулись в интернете на такую замечательную штуку, как портал электронных обращений граждан: на нём предусмотрели что-то вроде кабинета личного приёма для каждого из руководителей системы госуправления. Указывались имя-фамилия чиновника, размещалась даже его фотография, чтобы обращаться не вслепую, так сказать. Найдя «кабинет» Салтанат Сатындиевны и визуально познакомившись с ней, я добросовестно заполнила анкету заявителя (от своего имени как автор публикации, поскольку портал предусматривает обращения только от граждан, а не от организаций), написала письмо: так, мол, и так — вышла в газете критическая публикация, прошу сообщить, какие меры приняты. Кликнув кнопкой мыши по указанной графе, отправила обращение и стала ждать ответа от чиновницы. Прошло несколько недель, звонит мне какая-то молодая леди из Иссык-Атинской райгосадминистрации и делает внушение: посылайте письмо по назначению, у нас в аппарате нет «замакима С. Мукамбаевой». Чтобы выяснить, почему моё обращение в виртуальном пространстве резко свернуло с курса и приземлилось не там, где надо, звоню по телефону технической поддержки, указанному на портале электронных обращений. Меня соединяют с неким молодым человеком по имени Искендер — специалистом отдела писем и приёма граждан аппарата правительства. Из продолжительного разговора с Искендером выяснилось следующее: а) моей фамилии нет среди обратившихся на портал; б) все обращения, поступающие на портал, распечатываются (опять бумага!), регистрируются (чтобы контролировать исполнение, как мне сказали) и потом отправляются по назначению. Судя по тому, что моё обращение угодило в Иссык-Атинский район, сотрудник отдела писем и приёма граждан аппарата правительства, в чьи руки оно попало, в адресе назначения «Иссык-Кульская райгосадминистрация» прочитал только первые пять букв. Искендер обещал «забрать» письмо у иссыкатинцев и направить тому, кому оно предназначалось.

Прошло ещё несколько недель. Ни ответа, ни привета с Иссык-Куля. Звоню по тому же номеру технической поддержки. Уже другой молодой сотрудник отдела писем и приёма граждан аппарата правительства, упорно не пожелавший назвать своё имя, сообщил, что та версия портала электронных обращений, которой я воспользовалась, уже устарела и недействительна — мне нужно «зайти на новую версию», снова заполнить и отправить по нужному адресу анкету-заявление. «Зашла», и что ж? Иссык-Кульской райадминистрации в списке государственных органов нет. Нет также районных государственных администраций Нарынской, Ошской, Таласской областей. Значатся только губернаторы и то лишь названия должностей: ни тебе фамилии, ни тем более портрета в анфас. «Боец невидимого фронта» на том конце провода нашёл такое решение: «Вы напишите письмо на имя аппарата правительства о том, что у вас в газете был опубликован такой-то материал, и что от Иссык-Кульской райгосадминистрации нет ответа, и мы будем разбираться».

Вот те раз! Как говаривал преподаватель кафедры журналистского мастерства КазГУ, руководитель моей дипломной работы: «Так-то оно так, только случись такое дело — вот тебе и пожалуйста!»

А оно у нас есть — «электронное правительство»?

Кифаят АСКЕРОВА.

Добавить комментарий