Девочка, несущая солнечный шар

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Мысли вслух о религиозной толерантности  и проблеме безопасности в современном Кыргызстане

«Всё многообразие религий мира нужно для того, чтобы обогатить человеческий опыт и мировую цивилизацию. Ум человеческий, многообразный по своей широте и склонностям, требует и разных подходов к миру и счастью. Это буквально как с пищей. Одни люди находят более привлекательным христианство, другие предпочитают буддизм… Идея, таким образом, ясна: человечеству нужны все религии мира, отвечающие образу жизни, различным духовным потребностям и унаследованным национальным традициям отдельных людей»

Его Святейшество Далай-лама XIV

Проблема безопасности — одно из основных условий выживания и развития человеческого общества. Особенно она важна в условиях этнической и религиозной неодинаковости людей, что присуще Кыргызстану. Сегодня здесь проживают представители более 100 этносов, более 30 религиозных конфессий и деноминаций, под эгидой которых действует более 3 200 организаций, фондов, религиозных центров и учебных заведений, отличающихся своей культурой, традициями, обрядами, ментальностью. Из них 2 856 исламского и 399 христианского толка, а также 1 буддистская община, 1 еврейская, 12 общин бахаи.

Живя в обществе, мы не только утверждаем и распространяем свои убеждения и образ жизни, но испытываем влияние людей, исповедующих иные взгляды и ведущих другой образ жизни. Если мы нетерпимы к нашим соседям, соответственно, они нетерпимы к нам. Что в результате мы имеем? Правильно, конфликт неизбежен, впоследствии он передаётся из поколения в поколение и в любой момент может перерасти в войну.

Если же мы терпимы, толерантны, то, естественно, создаём атмосферу добра, живём мирно, не заставляем рядом живущих людей соблюдать нашу культуру, традиции, обычаи, уважительно относимся к их принципам и ценностям. Идея добра и терпимости стара, как мир, её просто надо передавать детям, как говорится, с молоком матери.

Наверное, не зря в международных документах идеи обеспечения мира и безопасности, основанные на принципах взаимной терпимости, ненасилия, согласия, солидарности, занимают важное место. К примеру, Декларация ЮНЕСКО гласит: «Вступая в третье тысячелетие, осознав все пагубные последствия революций и войн, пережив межрасовые, межнациональные, межэтнические, межрелигиозные и другие конфликты, сообщество мировых государств, многие политические лидеры всё больше и больше приходят к выводу о том, что именно утверждение идеалов терпимости, ненасилия, толерантности в отношениях между институтами политической власти, социальными, этническими и религиозными группами является необходимым условием обеспечения мира, безопасности и устойчивого социально-экономического развития общества».

В преамбуле Устава ООН понятие «толерантность» звучит следующим образом: «…проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи», что означает уважение друг к другу, признание этнической, религиозной, культурной особенностей других.

На Западе атмосфера секулярности отодвинула на второй план религиозно-конфессиональные вопросы и стёрла некогда существовавшие психологические барьеры между людьми с различными религиозно-конфессиональными взглядами и ценностями. Здесь же пока всё иначе.

Недавние события в Ороке показали, что нам ещё далеко до толерантности

Толерантность предполагает право представителя каждого этноса и вероисповедания на свободное выражение своих взглядов и реальное равноправие людей в практической жизни, которое проявляется в том, что человек, не отказываясь от своих убеждений, одновременно относится благожелательно к мнениям других людей. Недопустимо также отрицательное отношение к человеку только на основе его принадлежности к какой-либо национальной или религиозной группе.

Формирование идей религиозной толерантности является основой обеспечения внутренней стабильности и интеграции обществ, удерживающей их от потрясений, пресекающей раскол и, наконец, нейтрализующей политические цели внешнего религиозного воздействия (миссионерство, внедрение и распространение сектантских движений).

Понятие «религиозная толерантность» интерпретируется по-разному. В позитивном восприятии она предполагает знание и уважение религиозно-конфессиональных ценностей и идей иноверцев. В негативном — речь идёт о безразличии к их взглядам и системе ценностей, в результате чего обеспечивается отсутствие вражды и столкновений на религиозной почве. В обоих случаях, независимо от того, на чём основана толерантность к иноверцам — на уважении или безразличии, она обеспечивает общественную стабильность и сосуществование различных религиозно-конфессиональных групп. Тем не менее из двух видов религиозной терпимости предпочтителен первый — принятие и уважение религиозно-конфессиональных ценностей других, поскольку безразличие, зачастую исходящее из незнания, рано или поздно может привести к нетерпимости.

Идеи религиозной толерантности заложены во всех мировых религиях — христианстве, исламе, буддизме и т. д. Каждая, приписывая себе монополию на истину, в то же время содержит элементы толерантности и уважения к идеологической системе и системе ценностей других религий.

Известно, что буддизм, даже на самой ранней стадии своего существования, отличался редкой для «молодых» религий толерантностью. В силу своей терпимости и пацифизма ему удалось избежать войн против других религий. Согласно учению Будды, каждый человек сам должен дорасти до духовных исканий и прийти за сокровенным знанием к наставнику, никому нельзя навязывать религиозные идеи, какими бы возвышенными и благородными они ни казались. Буддизм позволяет представителям других культур, не порывая полностью с этноконфессиональной традицией, изучать и практиковать учение Будды. Далай-лама, посещая западные страны, постоянно подчёркивает: чтобы практиковать буддийское учение, совсем не обязательно отказываться от христианства или иудаизма. Он предлагает перенимать из буддизма только отдельные элементы медитации и философии, не противоречащие христианским или иудейским воззрениям. В результате на Западе появилось немало христиан и иудеев, занимающихся буддистской практикой, зачастую имеющих двойную религиозную идентичность.

Что касается буддистской общины в Кыргызстане, она продолжает тысячелетнюю традицию толерантного отношения к другим культурным и религиозным ценностям в нашей стране. Она всегда на хорошем счету во всех инстанциях, занимающихся вопросами религии, не замечена в судебных тяжбах, случающихся с другими религиозными конфессиями и деноминациями. На всех семинарах и конференциях, проводимых Государственной комиссией по делам религий и другими международными организациями, отсутствие претензий на исключительность, открытость межконфессиональному диалогу, имидж альтернативной духовности со стороны членов буддистской общины прекрасно вписываются в атмосферу мероприятий. Её руководителю Олегу Цою (врачу по профессии) свойственны высокие этические нормы, ориентир на межкультурный диалог, его невозможно вывести из себя. Наши студенты, изучающие религиоведение, с удовольствием ездят к ним на праздники, их радушно встречают вегетарианским пловом и объясняют истоки и ценности буддистского учения, не навязывая свои идеи.

Христианская концепция терпимости пронизывает всё Священное Писание. Её основные идеи содержатся в Нагорной проповеди, утверждающей равенство всех перед Божественным Законом. Одновременно она становится этическим принципом терпеливого послушания, основанного на любви, смирении, всепрощении: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».

Среди христианских организаций, имеющихся у нас в стране, самыми активными в плане миссионерской деятельности являются новые протестантские общины, вовлекающие в свои ряды представителей коренного населения, а также узбеков, уйгуров, таджиков и т. д. В результате возросла степень неприятия этнических кыргызов, принявших христианство, и христианских организаций протестантского толка.

Идеи терпимости, смиренности и умеренности, уважительного отношения людей друг к другу повторяются в исламе: «Нет принуждения в религии» (Коран, 2:256); «И [ещё] из Его знамений — создание небес и земли, разнообразие ваших языков и цветов [кожи]. Воистину, в этом — знамения для тех, кто обладает знанием» (Коран, 30:22).

Между тем, несмотря на то, что все мировые религии призывают к терпимости, свободе выбора, уважению друг к другу, межконфессиональная исламо-христианская нетерпимость в Кыргызстане на почве прозелитизма время от времени выливается в конфликт. Мусульмане обвиняют кыргызов, перешедших в протестантские религии, считая их предателями своей веры. Тенгрианцы конфликтуют с мусульманами, при этом с обеих сторон звучат обвинения в незнании собственной религии. Атеисты настроены негативно к процессу исламизации. Кроме того, страна дважды — в 1990-м и 2010 годах, пережила трагические межэтнические события в Оше, в 2010-м — в Маевке. Произошедший относительно недавно в Ороке конфликт между местными жителями правоохранительные органы трактовали как «имеющий бытовой характер», но ведь, как известно, где тонко, там и рвётся. Когда отсутствует целенаправленная работа по воспитанию терпимости и уважения людей друг к другу, нет гарантии, что конфликты не повторятся. Религиозно-конфессиональная и этническая нетолерантность в любой момент могут привести к расколу и подтачиванию общества изнутри, спровоцировать кровопролитие.

История свидетельствует, что на территории Кыргызстана, через который пролегали ответвления Великого Шёлкового пути, испокон веков не было религиозных войн, что свидетельствует о толерантности проживавших здесь родов и племён. Не случайно археологи находят тут артефакты, принадлежащие манихейству, зороастризму, несторианству, иудаизму, христианству и др. религиям.

В античную эпоху проявление религиозной толерантности выражалось в терпимости к иноплеменным богам и культам. В средневековье, отличавшееся гонениями против инаковерующих и свободомыслящих, гуманисты искали путь к религиозным диалогам и примирению. В период Возрождения развитие идей толерантности было связано с восстановлением достоинства человеческой личности, пересмотром фундаментальных догматов католицизма и европейского опыта религиозных войн и, как результат, признанием конфессионального плюрализма. Компромисс католиков с протестантами явился первым практическим опытом толерантности в Европе. Далее важную роль в развитии идей толерантности сыграло европейское Просвещение. Джон Локк, Вольтер и другие просветители потребовали фундаментальную свободу религий, аналогичную личностному праву на свободу.

Труды европейских просветителей способствовали смягчению характера проводимой русским самодержавием этноконфессиональной политики. Внутри Кыргызстана сыграл роль «Наказ» Екатерины II от 30 июля 1767 г. Впоследствии развитие первой русской революции тоже вынудило царизм обнародовать указ о веротерпимости (17 апреля 1905 г.), содержащий ряд уступок неправославным подданным империи. По данным проф. Е. Озмителя, на территории Семиречья в XIX веке христианство приняли только 4 кыргыза.

Особый вклад в разрешение проблемы внесли Л. Толстой (концепция непротивления злу насилием), А. Швейцер (концепция смирения как миропонимания), Н. Рерих (концепция терпимости как активной формы взаимодействия).

В советский период, несмотря на негативную коннотацию политики атеизма, положительной особенностью стало стирание психологического барьера между различными религиозно-конфессиональными группами, что сыграло важную роль в национальной консолидации.

По мнению учёных, основной причиной нетерпимости становится незнание. Не зная ценностей и идей других, человек может относиться к ним с пренебрежением и безразличием, что может привести к нетерпимости. Тогда как знание ценностей и взглядов других создаёт ощутимую положительную настроенность по отношению к ним.

Нормативно-правовая база фундаментальных прав человека в Кыргызстане, начиная с конституционных принципов свободы совести и вероисповедания, вобрала в себя лучшие достижения современного правоведения и соответствует нормам международного права. Чтобы сформировать толерантность в таком полиэтническом, поликонфессиональном обществе, как кыргызстанское, необходимо целенаправленно и комплексно проводить просветительскую работу. Этноконфессиональная толерантность должна стать принципом деятельности религиозных общин. Это необходимое условие для предупреждения насильственных конфликтов и обеспечения мира и безопасности. Равно как и заблаговременное обнаружение противоречий и разрешение их на основе мирного диалога, достижения консенсуса, согласия. Необходимо проводить мониторинг динамики вызовов и угроз, привлекая к этому учёных и экспертов. Прогнозировать развитие ситуации в интересах безопасности и создавать благоприятные условия для жизни, исключающие обострение конфликтов. Обществу нужно сообща противодействовать деструктивным началам в зародыше.

О степени реализации в стране принципа этноконфессиональной толерантности говорят такие критерии, как, например, равный доступ представителей различных этносов, народов к социальным благам, взаимное уважение, доброжелательность, равные возможности для участия в политической жизни, гарантированное законом сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств; сотрудничество и солидарность в решении общих проблем и т. д. Для достижения таких критериев очень важна роль Ассамблеи народа Кыргызстана как центра сохранения богатства национальных культур и духовного обмена.

В нашей стране сошлись все крупнейшие мировые конфессии: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Их взаимодействие и переплетение привели к тому, что духовная культура всех этносов страны представляет собой сложнейшее синкретическое явление. И очевидным является тот факт, что без учёта всех особенностей и своеобразия религиозных феноменов практически невозможно строить диалог культур, невозможно их сотрудничество и формирование толерантности в целом. Нам ещё предстоит раскрывать мощный потенциал мира, справедливости, гуманизма и согласия, который несут в себе религия и конфессиональные общины республики.

Назира КУРБАНОВА,

доктор исторических наук. 

Фото Кифаят АСКЕРОВОЙ.

Добавить комментарий