Main Menu

Открыть в себе учёного

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Студенты трёх стран будут изучать Центральную Азию

Учёные историки, этнографы, экологи и экономисты Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана разработали новый спецкурс для магистрантов «Картина мира Центральной Азии: история и современность». Недавно в КГУ им. Арабаева завершилась его апробация. Одна из тех, кто его активно продвигает, доктор исторических наук профессор университета Назира КУРБАНОВА.

— Назира Умаровна, расскажите, пожалуйста, о новом курсе. Какое отношение имеет к нему Университет Центральной Азии в Нарыне?

— Нам очень повезло, что попали в проект «Человековедение» Организации Ага Хана по развитию, частью которого и является создание и продвижение новой дисциплины. Общеизвестно, что идеология всех проектов Ага Хана направлена на стимулирование социально-экономического развития Центральной Азии, особенно государств с переходной экономикой, путём предоставления высшего образования, инновационных образовательных и исследовательских программ.

Почему Университет Центральной Азии? Это светский вуз, он имеет высокий статус — зарегистрирован в ООН после подписания учредительных документов президентами трёх центральноазиатских государств — Кыргызстана, Таджикистана, Казахстана, Его Высочеством Ага Ханом и ратификации парламентами вышеотмеченных государств. Президенты имеют статус покровителей УЦА, Ага Хан — канцлера университета. Но жители нашей республики больше знают УЦА по кампусу в Нарыне. Знакомство с ним даже по сайту показывает, что это образцовый вуз, отвечающий международным стандартам, со всеми условиями для студентов и преподавателей.

УЦА опирается на поддержку Организации Ага Хана по развитию, одной из задач которой является поддержка горных сообществ, и работает в тесном взаимодействии с ней. Считается, что даже расположение кампусов УЦА целенаправленно выбрано на Великом Шёлковом пути, через который в древности не только следовали товары, но и происходил обмен знаниями, культурой. Поэтому кампусы УЦА стоят у подножья Тянь-Шаньских и Памирских гор: в Нарыне и Хороге (Таджикистан). А в 2022 году ожидается открытие городка в Казахстане. Так, расположив свои кампусы среди горных сообществ, УЦА планирует быть в самом центре интеллектуальных и экономических преобразований.

— Вы тоже участвовали в разработке курса?

— Нет, вместе с коллегой, доктором исторических наук Айнагуль Жоошбековой мы проводили апробацию у нас в университете. По отзывам студентов, они многому научились, многое узнали, теперь могут использовать в дальнейшей работе.

В конце курса мы с Айнагуль Рысбаевной проанализировали учебные материалы, подготовили отчёт по результатам апробации и предоставили письменные рекомендации по улучшению курса. Аналогичное проделано в Казахстане и Таджикистане.

— Что интересного и полезного узнают из содержания курса магистранты?

— Учёные — авторы учебных материалов, поделились результатами своих исследований о культуре, традициях, укладе кыргызов, таджиков и казахов, о состоянии экосистем и экономик региона. Например, дают ответ на вопрос, почему в Великой степи с незапамятных времён существует и не меркнет в тысячелетиях уникальная традиция трепетного и уважительного отношения к старшим? Какие удивительные тайны хранит «Авеста»? Каким образом денежные переводы мигрантов, приносящие краткосрочные выгоды, в перспективе могут привести к феномену, подобному «голландской болезни»? Почему структура и объёмы импорта в страны региона нуждаются в резком изменении? Очень много даётся фактического материала. Это позволяет магистрантам сопоставлять, сравнивать, выявлять сходство и различия в прошлом, настоящем, прогнозировать будущее. Предмет интересен ещё и тем, что знания представлены на стыке наук, гарантирующих профессиональную мобильность. Кроме того, ребята приобретают навыки академического письма, проведения исследований, что очень важно для будущего учёного.

— Почему для апробации курса выбрали ваш университет?

— На это есть несколько причин. Во-первых, у нас сложился высокопрофессиональный дружный коллектив, мотивированный на успех. Многие — авторы известных школьных и вузовских учебников, научных разработок. К примеру, по итогам 2018 года коллектив трёх авторов удостоился Государственной премии Кыргызстана в области науки и техники. Во-вторых, уже более 20 лет КГУ является партнёром проекта Ага Хана «Человековедение», благодаря чему реализованы другие интересные образовательные проекты, включая выставки, конкурсы. Одним из первых наших совместных шагов стало открытие в университете в 1997 году Ресурсного центра Ага Хана. Для того времени наличие центра, оборудованного современными компьютерами, с большим количеством интересной учебной литературы, красочных энциклопедий, словарей по разным направлениям науки и культуры, предоставленных в распоряжение студентов, — это было круто. Кроме того, наши преподаватели участвовали в разработке предмета «Граждановедение» в рамках проекта Ага Хана. Сегодня он внедрён в учебный план нашего факультета.

— Будет ли новый курс апробироваться в самом УЦА и в двух других странах — участницах проекта: Казахстане и Таджикистане, или там сразу перейдут к внедрению?

— Апробация прошла также в Институте истории и этнографии им. Чокана Валиханова Академии наук Казахстана и в Институте истории Академии наук Таджикистана. Судя по положительным отзывам, предмет, по всей вероятности, внедрят и в других вузах, в том числе в самом УЦА.

Коллеги-преподаватели знают, что процесс внедрения новой дисциплины в поствузовские учебные планы, утверждённые в соответствии с образовательными стандартами, непрост. Внесение же «Картины мира Центральной Азии…» в учебные планы облегчилось в связи с тем, что в магистратуре университета шёл процесс совершенствования основных образовательных программ. К тому же в нашем вузе нет бюрократических препон и инновации всегда приветствуются. Так что теперь магистранты будут изучать курс «Картина мира Центральной Азии: история и современность» в качестве обязательного предмета.

— Предусматривается ли исследовательская, полевая деятельность самих студентов, или они будут только поглощать лекции преподавателей?

— Да, предусматривается, во всех трёх областях: истории, экологии, экономике. На мой взгляд, это самая интересная часть нашего проекта. Магистранты под руководством своих наставников будут проводить полевые исследования у себя на родине, а потом презентовать результаты перед участниками проекта из других стран. У нас в вузе выбор пал на Шанигуль Рахимбекову, Айжамал Асан кызы и Омурбека Карабекова — отличников учёбы, надеемся, они нас не подведут.

 — Вы много и активно общаетесь с коллегами из Таджикистана и Казахстана. Сравните, пожалуйста, как у них и у нас поддерживается государством исследовательская деятельность?

— Учёные Таджикистана довольны своим положением и той поддержкой, которую государство оказывает науке и образованию. Во всяком случае, они так говорят. Однако в Казахстане условия для научной деятельности намного лучше, чем у нас: на проведение исследований выделяются значительные грантовые средства. К примеру, на недавней встрече наши казахские коллеги презентовали многослойную интерактивную научную историко-этнографическую карту «Народ Казахстана» с использованием космических снимков, топографических карт на основе геоинформационных систем. Воссоздаётся вся история страны с древнейших времён по настоящее время. Карта открывается словами Первого Президента Н. Назарбаева: «Электронная карта наглядно, детально покажет процесс консолидации всех национальностей на древней казахской земле с учётом особой государствообразующей миссии казахской нации». Идеологический посыл понятен. Именно по поручению Н. Назарбаева выделили масштабные государственные ассигнования, создали рабочую группу из числа известных учёных, экспертов, картографов, программистов, которые и создали такой замечательный познавательный ресурс, где каждый желающий может получить информацию.

Ещё один красноречивый факт, который говорит о востребованности науки в Казахстане. Если несколько лет тому назад все семь сотрудников Института истории и этнографии им. Ч. Валиханова, как рассказывает его нынешний директор профессор З. Кабульдинов, были отправлены из-за отсутствия финансирования в отпуска без содержания, то сегодня его штат разросся до 37 чел. Причина проста — коллектив разработал проекты на актуальные темы и выиграл гранты. Только З. Кабульдинов написал 30 проектов, из которых отобрали 17. В результате пришлось не только отзывать сотрудников из отпуска, но и набирать новых. Сегодня коллеги довольны своей работой, исследуемой тематикой и, конечно же, заработной платой.

Назгуль АСАНАЛИЕВА.






Related News

ОДКБ: Кыргызстан передал председательство России

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ Бишкеке прошла очередная сессия Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности под председательствомRead More

Ичке-Булун: ближе к небу, чем к земле

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintОзеро здесь сливается с востоком, овцы — с зарослями чия, а люди, уехав, обязательно возвращаются Село Ичке-БулунRead More

Добавить комментарий