Есть у дерева душа

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

«Я дерево не просто обрабатываю или режу, а разговариваю с ним, как с собеседником, потому что у дерева есть душа. Это ведь экологически чистый природный материал, он никаких токсинов не выделяет», — рассказывает нам мастер по домашней утвари Таджимамат Жусупов о своей любви к работе с деревом.

Родился и вырос он в Кара-Кульджинском районе, но уже несколько десятков лет живёт в столице. По профессии Жусупов строитель, но и на стройке с деревом не разлучался, занимаясь плотницким делом. С деревом, по словам уста, он связан всю жизнь, а народному ремеслу его научил отец Жусуп Кайыпов, который был известным в районе умельцем: делал красивую и удобную домашнюю утварь и мастерил прочную деревянную оснастку для юрты. Сельчане сами приходили к нему с заказами.

Таджимамат был в семье младшим сыном, а потому всё время проводил рядом с отцом, который исподволь стал обучать его секретам деревянной резьбы. Первым самостоятельным изделием мальчика стала вырезанная из ореха столовая ложка, потом под началом отца он освоил и другие виды деревянной посуды, которая в традиционном кыргызском сельском быту занимает значимое место. Как оказалось, это детское увлечение стало для Жусупова судьбоносным, изготовлением деревянной посуды он самозабвенно занимается и по сей день.

Уста хорошо знает историю деревянного народного промысла. Он поведал, что традиционная кыргызская посуда бывает четырёх видов: кожаная, деревянная, керамическая (фаянсовая) и металлическая. Сам уклад жизни отразился в самобытной народной культуре. Одним из традиционных народных ремёсел является изготовление национальной посуды и домашней утвари. Деревянную посуду кыргызы делали сами, а керамическую завозили из Ферганской долины и Кашгарии. Домашнюю посуду делали из кожи (овечьих и козьих шкур), а другим её традиционным видом была деревянная утварь. Изделия из дерева занимали значительное место как в хозяйственной жизни, так и в быту кыргызов. Кыргызские мастера занимались изготовлением домашней посуды: чашек, блюд, больших чаш, половников, черпаков, мешалок, ложек, ступ, вёдер, сосудов с крышками, подставок под светильники (чырак), корыт (ипши), сит (элек). Для поделок мастера использовали арчу, иву (тал), берёзу, тополь, урючное дерево и орех.

Инструменты для работы с деревом были несложными: нож, тесло (топор). Среди изготовителей деревянных изделий имелась своя специализация: были уста, которые делали только ложки, ковши, музыкальные инструменты, и мастера по выделке и сёдел и посуды, деревянных остовов для юрты. Искусство работы с деревом передавалось по наследству. При производстве деревянных изделий применялось точение, давление, выжигание, сгибание. Мастера, которые трудились на токарном станке, назывались кырмачи. Для детей мастерили изящные маленькие чашки — чейчек с тонкими стенками. В качестве материала для них брали корень дикой вишни (чийе). Изготовляли на токарном станке блюда табак 20-40 см в диаметре и глубиной от 6 до 12 см. Вытачивали также большие глубокие миски (чара) диаметром от 40-50 см и глубиной от 17 до 20 см, значительно толще, чем блюда. В хозяйстве кочевников миска имела широкое применение, в ней замешивали тесто, складывали куски мяса в сыром и варёном виде и использовали при подаче разных кушаний к достархону. В мисках также хранили молоко.

Со временем появились и станки. На них обрабатывали небольшие цилиндрические сосуды высотой 12-15 см, диаметром 8-10 см для хранения соли. В южных районах самым типичным видом утвари были особые сосуды — тогорочо, или курма, имеющие плотно пригнанную крышку, средняя высота их не превышала 25-30 см, а ширина зависела от их формы. Их делали цилиндрическими и грушевидными, конусовидными, с плоским дном и на поддонах. Стенки и крышку украшали желобками, у верхнего края сосуда закреплялось железное колечко для ременной ручки. Они предназначались для хранения масла и сметаны. Посуду, изготовленную на станке, слегка коптили в небольших коптильнях гужу, сделанных из туш. Некоторые мастера посуду не коптили, а окунали на мгновение в кипящее масло. Снаружи посуда окрашивалась в красный цвет, и туда добавляли минеральную краску жошо.

На выставке-ярмарке, где мы познакомились, Таджимамат представил обширную экспозицию своих изделий. Сегодня, сообщил он, деревянную посуду кыргызские мастера делают при помощи ограниченного количества простых инструментов: тесла, ножа (кыргыч) с короткой ручкой, и он не исключение. Правда, ещё есть мастера, которые выдалбливают деревянные ложки (кашык) и половники (чомуч). Жусупов их вырезает из берёзы, ивы или местного кыргызского ореха. Он поделился секретами своего непростого, как оказалось, ремесла: «Я сам обдумываю идею изготовления выбранного изделия и его композицию, подбираю материал и инструменты, разрабатываю способ обработки и отделки древесины и изготовления конкретного вида домашней утвари. От заготовленного ствола отпиливаю чурбаки, имеющие длину задуманной посуды. Заготовку вымачиваю в воде в течение 7-10 дней и влажной её обрабатываю. Если это, к примеру, ложки, то затем, чтобы предохранить их от растрескивания, медленно эти изделия просаливаю, для чего держу ложки в завёрнутом виде».

Раньше, как признался мастер, он делал и популярные в то время деревянные ведёрки (челек). Сегодня спрос на них упал, но одно из них уста нам продемонстрировал и рассказал, что ведёрки изготавливались разных размеров и форм. В них сельчане держали воду и хранили молочные продукты. Однако само производство носило сезонный характер, вёдра делали полтора месяца в году в самое знойное время лета (саратан), примерно в конце июня — начале августа. Как заметил Таджимамат аке, древесина арчи в этот период хорошо поддаётся сгибанию, обрабатывали её вскоре после заготовки, поскольку дерево со временем теряет свою эластичность. Ведёрки готовились из ствола, его распиливали на чурбаны длиной 80-100 см, выбирая при этом части без сучков.

С помощью тесла (топора) из них делали тонкие доски, которые обычно помещали в проточную воду на 15 дней. Набухшие, легко гнущиеся доски мастер сгибал в трубку так, чтобы один край заходил на другой, при этом с внутренней стороны делались надрезы, напоминающие гофрировку. В края запускались две палочки (кычкач). Одна из них пропускалась с внутренней, а другая — с наружной стороны, выступавшие концы закреплялись проволокой или верёвкой. Следующим процессом было сшивание концов согнутой доски. Для этого предварительно готовили нить из арчовой древесины, а также отделяли от дерева тонкий слой и вымачивали его. Прошивали специальным шилом. В ведёрке всегда делали вставное дно, причём не только из арчи, но и других пород дерева, его закрепляли деревянными гвоздиками. Делали к ведёрку и крышку (капкак).

Готовую продукцию мастер опускал на какое-то время в горячую воду, после чего смазывал животным или растительным маслом.

Мы увидели в экспозиционном арсенале Жусупова и ещё один непременный атрибут кочевого быта — ступу (соку). Известны, как сказал Таджимамат аке, две её формы — цилиндрическая и бокалообразная. Для изготовления использовались деревья твёрдой породы. В одних случаях середину обрубка предварительно выжигали, затем обрабатывали теслом. Другие чурбаки только выдалбливали. Пест к ступе готовили либо из дерева (соку белек) или из камня (соку таш). Мастер показал нам и сосуды для сбивания масла (куу или гуу). Этот узкий (12-15 см в диаметре) и высокий (70-75 см) сосуд порой выдалбливали из целого бревна. Применяли также выжигание или делали из дощечек, которые скрепляли железным обручем и вставляли дно. Последний способ более поздний. Мутовки и мешалки (капыр) к сосудам, также представленные уста, выполнены им в виде крестовины или круга с треугольными вырезами.

Жусупов продемонстрировал нам и ещё один предмет домашней утвари. В каждой кыргызской семье непременно имелись деревянные футляры, куда складывали фарфоровые пиалы при перекочёвке, чтобы те не побились. Прикрепляли их к седлу выпуклой стороной наружу, а в юрте подвешивали к верхнему краю стенки. Некоторые деревянные предметы украшены росписью и резьбой. Для кыргызов характерна плоская рельефная резьба по дереву, обычно украшавшая футляры для пиал. Такой способ доставки был удобным в условиях частых переездов кочевников. Мастер представил для всеобщего обозрения и продажи различных размеров черпаки (чунучи) для розлива шорпо, кумыса и бешбармака, а также ченгель (мешалку), чтобы ворошить мясо на сковороде или жаровне, и другой её вид — капыр, используемый при варке или жарке. Увидели мы и табаки — большие деревянные блюда для плова, куурдака и бешбармака. Большой деревянный черпак (чомуч) для бани или для питья. В большом ассортименте представлены мастером-резчиком ложки самых разных размеров, а ещё различные подносы для блюд с едой и сладостями. Как оказалось, умелец демонстрировал на экспозиции до 20 наименований домашней утвари.

Талантливый уста активно участвует в различных выставках и фестивалях народных мастеров. Неоднократно награждён призами и удостоен премий. Вот сейчас представил свою посуду на международном фестивале ремёсел «Оймо». «Сегодня получить информацию не проблема, много рекламы, есть интернет, да и связями оброс с другими людьми, работающими в этой сфере», — делится мыслями Жусупов. Несколько раз Таджимамат аке участвовал в популярных выставках на южном берегу Иссык-Куля, его изделия пользуются неизменным спросом. Свои работы он выполняет из разных местных пород деревьев — алмы, карагача, арчи, ореха, кара-жигача (липы), урюка.

Чурбаки покупает на столичных базарах, а дома небольшая мастерская с необходимым набором инструментов, где трудится ежедневно. Своим ремеслом аксакал по-прежнему истово увлечён и жалеет только об одном: пока никто из молодых родичей не пожелал обучиться его искусству и продолжить эстафету народного ремесла. У молодых сегодня иные интересы, сетует аксакал. У него четверо внуков — две девочки и два парня, но желания продолжить дело дедушки у них нет. Мудрые уроки достойного мастерства давать некому. Ему же было лет двадцать, когда стал самостоятельно работать с деревом. У Таджимамата аке редкая фотографическая память: если увидел где-то понравившееся изделие, то сразу запоминает, потом полностью воспроизводит по памяти и творит из любимого материала на радость людям.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

Добавить комментарий