Main Menu

ЛЕГЕНДА О СВЯТОМ ТОСКООЛ АТЕ

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

На территории многих стран есть природные места, связанные, согласно религиозным представлениям, с деяниями богов и святых, теми или иными историческими событиями, различными чудотворениями и другими аномальными явлениями. У многих народов такие места называются святыми и стали объектами поклонения верующих. Чаще всего это горы, озёра, реки, родники, деревья и т. п., а также созданные руками человека объекты, почитающиеся людьми как обладающие какими-то особыми свойствами (чаще всего целительными) и особой энергетикой.

На территории Кыргызстана много святых мест. Так, по данным полевых работ, проведённых сотрудниками культурно-исследовательского центра «Айгине» в 2005-2014 годах, составлена и презентована сакральная (лат. sacralis — священный, относящийся к культу и ритуалу) карта всех областей республики, насчитывающая более 1 100 таких мест.

По этим же данным наиболее насыщена святынями Джалал-Абадская область.

Это в первую очередь связано с проникновением ислама на территорию современного Кыргызстана в первой половине VIII века. С того времени, когда, по существующей в настоящее время легенде, сюда с многочисленным войском и проповедниками ислама прибыл шах Джарир (сахиб Мухаммед Хазрет шах-и Джарир), согласно преданию, являвшийся внуком пророка Мухаммеда. Его послал распространять ислам третий арабский халиф Осман ибн Аффан (575-656), период правления которого знаменовался расширением границ исламского халифата. Большая группа проповедников ислама, среди которых были Бабаш-Ата, Бозбу-Ата, Иман-Ата, Падыша-Ата, Кожо-Ата, Тоскоол-Ата, Вали-Ата и другие, неведомым путём попала на территорию современной Джалал-Абадской области и начала вести здесь активную миссионерско-проповедческую деятельность по принятию ислама местным населением. Этой деятельности проповедники посвятили всю жизнь, и после смерти их похоронили там, где они жили последнее время.

В первые годы внедрения ислама среди местного населения умерших мусульманских проповедников и миссионеров хоронили скромно, под открытым небом и место отмечали лишь небольшим надмогильным холмиком. Однако позднее, примерно к IX веку, намечается тенденция к возрождению домусульманского культа поклонения святым, к которым относились пророки и проповедники ислама, наиболее приближённые к Богу, которые ещё при жизни заслужили уважение верующих своей праведной жизнью, стойким исповеданием веры, благочестием, моральными качествами. К именам таких людей верующие стали прибавлять титул «ата», в значении «святой отец»; «баба» — (перс.) святой отец, (миф.) патрон, покровитель. Их могилы объявлялись мазарами — местами поклонения; над ними сооружали различные надмогильные сооружения (надгробия); строили кумбезы — мавзолеи. Неотъемлемой частью мусульманского культа святых стало и паломничество к местам захоронения святых, имамов, шейхов, дервишей и т. п. деятелей ислама. Цель такого паломничества (зыярат) — получение верующими благодати, удовлетворения своих нужд и покровительства от святого, а через него и от Бога. Также среди мусульман распространено мнение, что мольбы возле могил святых лучше принимаются Аллахом.

Одним из ранее названных и наиболее почитаемых святых в Джалал-Абадской области стал проповедник ислама, который в памяти народа сохранился под именем Тоскоол ата. Он был из числа первых мусульманских проповедников-миссионеров, пришедших на территорию Кыргызстана в VII веке вместе с арабскими завоевателями, и с группой своих сподвижников начал проповедовать среди местного населения новое учение, созданное Аллахом и переданное людям через пророка Мухаммеда, получившее название «Ислам» (ар., досл. islam — покорность, вверение себя Богу). Вероучение об исламе группа мусульманских пророков излагала со слов первого пророка Мухаммеда из главной священной книги мусульман — Корана (ар. qarana, аль-кур’ан — чтение вслух, назидание).

Арабское имя Тоскоол аты осталось неизвестным, но в памяти людей сохранилось, что это был человек богатырского телосложения, очень сильный, совершающий подвиги религиозного и патриотического характера. По одной из существующих в народном фольклоре легенд, во время прорыва озера Сары-Челек местные жители обратились за помощью к этому посланнику, который обладал сверхъестественной силой и способностью творить чудеса, чтобы он защитил их поселения от затопления. Проповедник не мог отказать людям в постигшей их беде и, прочитав молитву, взял свой большой богатырский кетмень и начал подкапывать основание склона горы, нависшей над протокой. Под ударами кетменя произошёл обвал этого склона, в результате чего образовалась земляная плотина, преградившая разлив озера. За этот подвиг местные жители прозвали проповедника Тоскоолом, что означало «препятствие, помеха, преграда», или «тот, кто преграждает путь».

Тоскоол был набожным человеком, активным распространителем новой религии среди язычников. Он собирал среди них своих сторонников, создавал общины и на их собраниях проповедовал слушателям основные догматы и принципы новой веры, божественно установленные и признанные непререкаемо истинными, вечными, неизменными и обязательными для всех верующих.

За свои заслуги в деле распространения ислама Тоскоола после его смерти похоронили на южном берегу озера, на высоком холме. Позднее его отнесли к рангу святых и присвоили титул «ата», а озеро, где его похоронили, называли Тоскоол-Ата, но в 1959 году, после создания Сары-Челекского государственного заповедника его переименовали в Сары-Челек. Учитывая большой вклад святого Тоскоол аты в дело распространения ислама, его могилу объявили мазаром, а в 2000 году над ней построили кирпичный мавзолей — сакральное архитектурно-монументальное сооружение. Конструктивно как элемент архитектуры и строительной конструкции такой мавзолей возвели из кирпичей, он состоял из входного портала, траурного зала и погребальной ямы. Так как этот мавзолей строился в современное время, то использовали современные технологии и материалы.

Опыт строительства подобных строений показал, что они чрезвычайно прочны и долговечны. Это достигалось рациональной формой, специально выделанным кирпичом, рецептурой кладочного раствора, техникой и технологией кладки кирпича.

Другая святыня этого мазара — старый большой толстый тополь, которому более 100 лет, с толщиной ствола в четыре обхвата человека и по внешнему виду напоминающий форму пяти пальцев руки. У основания тополя пробивается один из источников, вода которого обладает целебными свойствами и чудесным образом вылечивает многие заболевания после омовения в этом роднике. Журчанье же родника звучит, словно сладостная музыка, и, посидев возле него полчаса, паломники отдыхают душой, а их нервы успокаиваются.

Третья природная святыня мазара Тоскоол аты как места поклонения верующими — озеро Сары-Челек, на берегу которого похоронен сам святой проповедник ислама. Оно издавна почиталось местным населением и паломниками как священное.

Происхождение же названия озера обусловлено природными факторами и состоит из двух слов «сары — жёлтый», что означает осенний листопад деревьев, обрамляющих горные склоны, и «челек — ведро, чаша, сосуд». Есть и ряд других версий происхождения этого названия.

Озеро — одно из самых красивых и живописных высокогорных озёр Средней Азии. Расположено оно в длинной и глубокой горной впадине на западе Кыргызстана на южном склоне Чаткальского хребта на территории государственного биосферного заповедника и стало его яркой достопримечательностью. По высотному расположению оно на отметке 1940 метров над уровнем океана и тянется с северо-востока на юго-запад на расстояние в 7,5 км, заполняя водой площадь в 507 гектаров. Сары-Челек — третье по глубине озеро Средней Азии. Летом температура воды в нём достигает +19,8°С, а зимой колеблется от +4°С до 0°С. Озеро сточное и, следовательно, пресное, из него вытекает река Тоскоол-Ата. С окружающих озеро ущелий в его чашу стекают десятки ручьёв. Крутые, а порой и совершенно отвесные его берега резко погружаются в непроглядную глубину, достигающую местами 234 метра. Северные берега покрыты большими лесными массивами из стройных елей и пихт, а южные поросли естественным лесом из разных деревьев и кустарников.

Именно здесь, на южном берегу, находится священный для мусульман мазар Тоскоол аты — могила и место поклонения тому самому святому Тоскоолу.

Село Ноокен

Это святое место расположено на участке Лесхоз, на северной стороне озера, где растут тополя, ивы и прочие деревья.

Здесь находятся две мечети и родник. Приехавшие издалека остаются ночевать в мечети, где может разместиться около 60 человек. Внутри есть жайнамаз и все необходимые вещи. Есть камень, как бы разделённый на отдельные части. Его называют «камыр тесто тїш», «кут», то есть, «тесто-сон», «вещество, приносящее счастье». Вторая мечеть расположена на другой стороне родника.

При входе на территорию, где находится мазар Тоскоол аты, расположено кладбище, там непременно следует совершить поклонение и пройти дальше. Здесь же растёт тот самый тополь, напоминающий пять пальцев руки, родник и шумная река Тоскоол-Ата. Есть ещё один родник, с одной стороны которого лес, а напротив стоит то дерево. Родник вытекает из гущи диких тополей. Это место считается кладбищем (могилой) Тоскоол аты, и люди приходят сюда специально с целью совершить поклонение. Рядом виднеется гора с белоснежными вершинами.

Наконец, мы добираемся до нашей заветной цели. Легенды, которая спасает этот заповедник от дурного глаза. Среди гор, далеко в лесу находится тропа, аккуратно сложенные ступеньки ведут вверх. Это дорога к могиле Тоскоол аты.

Юрий БЕЛЯКОВ.






Добавить комментарий