О происхождении топонима (названия) Ош

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Ош — областной центр, второй по численности населения город Кыргызстана после Бишкека, официально именуемый южной столицей. Он расположен на юге в восточной части Ферганской долины у выхода реки Ак-Буура из предгорий Алайского хребта на высоте от 870 до 1110 метров над уровнем моря.

Город Ош — один из самых древних городов Средней Азии. Точная дата его возникновения неизвестна. Письменная история его насчитывает свыше тысячелетия, а археологические находки ведут вообще в трёхтысячелетнюю давность.

Ош являлся одним из религиозных мусульманских центров Средней Азии. Наиболее известен древними мечетями в центре города, а также горой Сулайман-Тоо (Тахт-и-Сулайман, Трон Соломона), являющейся традиционным местом паломничества верующих по меньшей мере с Х века.

Наиболее известными и посещаемыми достопримечательностями Оша являются мечеть Шахид-Тепа на 5 000 верующих, мечеть Ача-Мазар, мечеть Садыкбая, мавзолей Асаф-ибн-Бурхия (XI-XVII вв.), мечеть Рават Абдулла-хана (XVII-XVIII вв.), мечеть Мухаммад Юсуф Байходжи угли (1909 г.), Михайло-Архангельская церковь и построенная в 2012 году крупнейшая мечеть Сулайман-Тоо.

К спелеологическим памятникам горы относятся семь пещер, наиболее известными из которых являются Чакка тамар и Тепеункур.

Восстановленный домик Бабура

Древнейшим археологическим и историческим атрибутом горы Сулайман-Тоо является домик Бабура — правителя Ферганы, писателя и поэта (1483-1530 гг.). В своей книге «Бабур-наме (Записки Бабура)» он пишет о том, что в 1496-1497 годах чуть ниже вершины горы он построил худжру с айваном (беседку с террасой), из которой очень хорошо был виден весь город и предместья.

Автор данной публикации в 1958 году, будучи на областных соревнованиях по гимнастике в городе Оше, вместе со своим другом Р. Исмаевым поднимались на эту гору, стояли перед домиком Бабура, осматривали другие достопримечательности горы, прокатились в скалистой отполированной лощине.

В 1963 году домик Бабура как религиозный объект был снесён, но в 1989-м по просьбе верующих восстановлен по сохранившимся чертежам и фотографиям.

Как один из древнейших городов Кыргызстана, Ош насыщен различными мифами и легендами. Так, например, легенды связывают основание города с такими персонажами мировой истории, как древнеизраильский царь Соломон (Сулейман) и среднеазиатский и тимуридский правитель Индии и Афганистана Захириддин Мухаммад Бабур. Впервые Ош упоминается в арабских источниках IX века. В то же время учёные, исследователи, географы, топонимисты и этимологи до сих пор не могут прийти к единому мнению в вопросе происхождения названия города и его значения, но пока ни одна из известных легенд не объясняет ни факта возникновения города, ни этимологии его названия.

Культовые служители, мифологи и теологи происхождение города связывают с библейским царём Соломоном (Сулейманом, 963-928 гг.) — персонажем множества сказок, мифов и легенд, в которых он выступает как мудрейший из людей и справедливый судья, нередко ему приписываются волшебные качества: понимание языка зверей, власть над джиннами.

Герб города Оша

Так, по одной из существующих легенд город Ош существовал ещё до рождения царя Соломона, а его появление было предсказано первым человеком на земле Адамом, созданным богом по своему образу и подобию из праха земного на 6-й день сотворения мира. Бог поручил ему заняться земледелием и дал пару волов (эти волы изображены на первом гербе города Оша, утверждённом 22 октября 1908 года), деревянный плуг (омач) и сказал:

— Очерти землю для пашни — для себя и своих потомков.

Адам запряг волов, взялся за омач и повёл первую борозду от города Мекки — колыбели ислама. Пахал он день, неделю, год, так как ему очень хотелось взять побольше земли под пашню.

Но вот довёл он борозду до крутой, высокой горы, за которой начинались другие горы с вечно снежными вершинами. Оглянулся Адам назад, увидел вспаханную им борозду и понял, что он довольно много отмерил себе земли. И решил остановиться на этом, тем более что волы сильно устали и уморились, и невольно воскликнул тогда Адам:

— Уш! (Довольно, пошли назад!)

С этими словами он начал разворачивать волов, и пришлось ему ещё не раз прокричать эту команду. А те люди, что пришли посмотреть на новоявленного пахаря, не зная языка Адама, стали называть это место «уш», а позднее «ош».

По другой легенде, когда царь Соломон повёл своё войско в поход, впереди приказал гнать волов с телегой. И где волы, уморившись, останавливались, делал привал, чтобы дать отдых своему войску.

И вот однажды, когда волы остановились у высокой горы, Соломон закричал:

— Хош! (т. е. довольно!)

Так и возникло название этого нового города, а гора, у подножия которой была временная ставка царя Соломона, среди местного населения получила название Сулейман-Тахт (жилище Соломона) (эта гора тоже была нанесена на герб города Оша). Позднее, в XVII веке, это название трансформировалось в «Сулейман тахта (трон Сулеймана)». Основанием такого названия послужил участок скалы на первой вершине горы, где был устроен скат. В таджикском и узбекском языках слово «тахт» — «трон», «престол» было созвучно со словом «тахта» — «доска», плита. По легенде, именно на этой площадке любил сидеть царь Соломон, и она стала называться «Тахт-и-Сулейман (Трон царя Соломона)».

И хоть и первая, и вторая легенды связаны со словами «уш» и «хош», близкими по написанию слову «ош», они не объясняют ни факта возникновения города Оша, ни этимологии этого слова. Учёные до сих пор спорят об этом и никак не могут прийти к единому мнению и решению, которые устраивали бы их всех. Уж очень далеко вглубь веков уходят их корни.

Но время идёт, наука не стоит на месте, а постоянно развивается, появляются новые теории, предположения, догадки. Проведённые в эти годы исследования показали, что большинство топонимов и названий этносов на территории Азии связаны именно с этим топонимом. Это название впервые упоминается в трудах Гомера «Илиада» и «Одиссея», записанных ещё в IV веке до новой эры. По мнению этимологов, топоним «Азия» состоит из двух топоформантов: аз + ия.

Первая часть этого топонима происходит из словарного состава финикийского государства, располагавшегося в ХIII-VIII веках до новой эры на восточном побережье Средиземного моря с центром в современном Ливане. На финикийском языке это слово звучало как «асу» и обозначало название соседних жителей, живущих на востоке по отношению к Греции; восточные люди. По ассирийским и другим древневосточным источникам, слово «асы, азы» было известно в Передней Азии ещё в конце V начале IV тысячелетия до новой эры и является древнейшим и общим для всех народов, которые в современной истории называются тюркскими. Также в «Истории Киргизской ССР» приведены факты, что в период существования Тюргешского каганата (704-756 гг.) исследователям было известно кыргызское племя азык, которое отождествлялось ими с древнетюркским племенем аз (азкиш), являющегося ветвью тюргешей.

А слово «ия» в древнетюркском языке означало «страна, место, территория». Поэтому та часть суши, где жили эти люди, стала называться Азия — страна азов (асов), страна людей, живущих на востоке, страна восточных людей. Большое исследование по данной тематике провёл М. Федотов, который в своей книге «Чувашский язык в семье алтайских языков» (в главе VI «Чувашские слова в языке финно-угров Поволжья и об этнониме «суас» пишет, что слово «ас» и его фонетические варианты (аз, яс, яз, ус, уз, ош, иш, уш) широко применялись для обозначения тюркоязычных племён. По-видимому, в древности этноним «ас» (яс) как название восточных народов применялся весьма активно и у западных народов. Так, в скандинавской мифологии асами называли основную группу богов, в то же время утверждали, что асы происходят из Азии, намекая на идентичность слов «асы» и «азия».

Такого же мнения придерживается и академик М. Закиев, который в своей книге «Происхождение тюрков и татар» пишет, что термин «ас» (аз, ус), являясь самым древним, образовал почти все позднейшие сложные древнетюркские этнонимы и топонимы, в том числе «ош». Так, наконец, было выявлено этимологическое значение топонима «ош», которое оказалось фонетическим вариантом слова «аз» (ас, ос, ош) с тем же значением, т. е. город восточных людей или город на востоке.

Юрий БЕЛЯКОВ.

Добавить комментарий