Письма Шейману

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Очередная научно-практическая конференция «6-е шеймановские чтения» началась необычно: её участники, «изливая душу», говорили о том, что для них значит Лев Аврумович Шейман — и лично, и в судьбе русского языка, российской культуры на кыргызской земле.

В рассказах именитых учёных республики, филологов, лингвистов — друзей и учеников юбиляра, представлялся образ учёного гуманиста, методиста «всея Киргизии»,»самого человечного человека». Для тех, кто не знает: Лев Аврумович заведовал отделом русского языка и литературы Кыргызского института образования (преемника Кыргызской академии образования), основал и являлся главным редактором журнала «Русский язык и литература в школах Кыргызстана».

От лирического начала конференция плавно перешла к судьбе «великого и могучего», к обсуждению проблем, поднятых в представленных монографиях учёных-исследователей, и к опыту работы учителей по новым программам. Размышляя о конференции и её итогах, я вспомнила письма Льва Аврумовича ко мне, молодому специалисту, не столь дерзнувшей, сколь обязанной писать об опыте своей работы. Замечательный штрих в советской педагогической практике: все учителя всех школ республики по приказу Министерства образования обязаны были писать эссе для научных практических конференций о том, как выполняют наказы КПСС в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. Доклады рассматривались сначала на уровне городского отдела образования, потом — областного, и лучшие, по мнению комиссии, удостаивались чести быть презентованы во Фрунзе, включая в том числе публикацию в руководимом Львом Аврумовичем журнале, который все коротко называли РЯЛШК. А чего стоил комплимент-аванс учёного Шеймана: «Вы — звезда, и немалой величины!»

Что сейчас? Помню возмущение коллег при обсуждении критериев, необходимых для присвоения высшей категории учителя: «Писать статьи! А работать когда?» Вразумлять, что ваш опыт, наработки, результаты педагогических поисков, размышления о проблемах преподавания должны быть графически зафиксированы, а умение создавать текст — первейшее требование к педагогу любого профиля — не обсуждается…. Как готовил нас к республиканским конференциям Л. Шейман? Вот они, его письма к нам, учителям, бережно хранимые в архивах городского Центра русского языка города Ташкумыра. Принимая наши позиции в целом, он советовал, к примеру, письменно изложить этапы развития русской советской литературы, что-то сократить, на чём-то сделать акцент (в то время мы несколько переделывали госпрограмму, что-то убирая из неё, а что-то, наоборот, добавляя). О Пушкине… Пушкин — это ценностная значимость и хрестоматийность (уже третье столетие), это имя, принадлежащее гениальной личности, вокруг которой сосредоточено широкое культурное поле — пушкиниана.

Не с тех ли времён, когда Шейман «заразил» нас вечной действенной любовью к Поэту и его творениям, началась в Ташкумыре традиционная ежегодная пушкиниана «От Пушкина до наших дней»?

Нынешний год юбилейный — 220 лет великому поэту. С искренним удовлетворением отмечаем, что на этот раз мы обратились к «Повестям Белкина», в каждой из которых так или иначе упоминается свадьба, что воспринимается как «свадебный букет» Александра Пушкина Наталье Николаевне. Звучала свиридовская «Метель», читали фрагменты повести… Сопоставляли «Метель» с шекспировской трагедией «Ромео и Джульетта» в связи с проблемой родительского запрета на брак двух влюблённых и даже познакомились со «счастливой концовкой» сюжета Карела Чапека. Дискутировали… Меня насторожило мнение одного из выпускников о том, что со смертью любимой надо уходить вслед, по-шекспировски… Убеждала в бесценности жизни, пожелала долгого и счастливого жизненного пути с Ней, единственной.

…Пушкин и мировые классики — уроки жизни, уроки нравственности. О том же писала и девятиклассница из посёлка Шамалды-Сай, занявшая второе место на открытом республиканском конкурсе «Здравствуй, Россия!», организуемом кыргызско-татарским обществом дружбы и сотрудничества. О том же — рисунки учеников — победителей джалал-абадского областного конкурса, организованного Славянским фондом. Пушкиниана расширяет культурный кругозор наших детей, ненавязчиво противопоставляя «злу» интернета и улицы «разумное, доброе, вечное.»

Валентина ЛУКИНА,

руководитель Центра русского языка г. Ташкумыра.

Добавить комментарий