Main Menu

Успех на пятерых

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

(Продолжение. Начало в №96)

Предваряя выступление министра экономики Санжара Муканбетова на заседании правительства, премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев обратил внимание, что благодаря вступлению  республики в Евразийский союз мы получили возможность  свободно перемещать товары, грузы, капиталы, рабочую силу через таможенные территории, что помогает нам добиваться устойчивости в макроэкономике, расширяет товарообороты со странами — членами ЕАЭС.

«Ближайшая  задача — поднять регионы, открывать там производства, новые рабочие места; правительство и дальше будет поддерживать бизнесменов, работающих на экспорт, мы создадим   новую экономику, независимую от внешних  негативных факторов, — подчеркнул М. Абылгазиев. — В нынешнем году ВВП страны достиг 6,9%,  инфляция — 0,5%. Это хорошие показатели, мы превзошли соседние государства и дальше будем  работать в этом направлении, чтобы наша экономика не зависела от золоторудного месторождения Кумтор. Без него  рост ВВП в стране довольно скромный — 3,5%,  хотя и этот  показатель  выше, чем в других странах Евразийского союза».

В ходе заседания правительства министр экономики Санжар Муканбетов проинформировал о  результатах интеграции Кыргызстана в ЕАЭС. «Решение  о вступлении республики  в Евразийский союз  принято в партнёрстве с  гражданским обществом, — напомнил министр.  — На  тот момент   свыше 75% населения  всех регионов страны поддержали вступление Кыргызстана в ЕАЭС. Хотя  некоторые эксперты-аналитики высказывали самые  мрачные прогнозы, предрекая  резкое ухудшение состояния  отечественной экономики.

— Основной положительный  результат  в том, что при  крайне неблагоприятных внешних условиях кыргызская экономика  без потрясений и обвалов прошла  этот сложный период, — сказал

С. Муканбетов. — Среднегодовой рост ВВП  в условиях союза  сложился не ниже уровня, который отмечался в 2010-2014 годах, то есть до вступления в союз —  4,1%, хотя планировали  не выше 2,4%.

Что касается  инфляции, то наши  потребительские цены  находились на исторически минимальном уровне. То есть  вступление Кыргызстана в ЕАЭС не привело к резкому и значительному повышению цен на нашем внутреннем рынке, а ведь население пугали именно этим.  Показатель инфляции за 2015-2018 годы составил всего 2,9% в среднем за год,  что связано с насыщением потребительского  рынка.

Министр экономики напомнил уровень среднегодовой инфляции в Кыргызстане до вступления в ЕАЭС — 8,4%.   Дефицит  бюджета, который является одним из ключевых показателей обеспечения макроэкономической стабильности, до вступления в союз  находился на уровне 3,5%. И сегодня наш дефицит не превышает  целевого  ориентира в рамках договора о ЕАЭС (не более 3% к ВВП). Мы имеем  2,6% к ВВП в среднем за год.

Уровень внешнего долга к ВВП  за период интеграции Кыргызстана  находился  в пределах 54,7%, а сегодня  значительно сократился,  составив 48,0% (ориентир Евразийского союза — не более  50%).

Если раньше  рост объёмов внешней торговли обеспечивался за счёт импорта товаров, то теперь  в республиканскую казну  поступает  денег значительно больше. В прошлом году  таможенные поступления составили почти 42 млрд. сомов, у нас  практически восстановился уровень 2014 года.  По налогам также сохраняется положительная тенденция.

Во второй половине 2016-го  начали укрепляться  российский рубль и казахский тенге, после  повальной девальвации появились  признаки оздоровления, отчётливо обозначилась тенденция роста товарооборота, которая и сегодня  сохраняется как с государствами  ЕАЭС, так и с третьими странами.

Проблемы торговых барьеров, которые  на этапе формирования рынка ЕАЭС  росли  как снежный ком, остаются и по сей день.  Но следует признать, что наши бизнесмены в основной своей массе оказались  не готовы к интеграции,  не смогли оперативно  адаптироваться   к новым процедурам и правилам поставок товаров на  рынок.

«Семинары, системное обучение и разъяснение  специалистов позволят, надеюсь, нашим экспортёрам избежать огромных потерь, которые они несут сегодня, направляя продукцию в страны ЕАЭС без  необходимых сопроводительных документов, — выразил уверенность Санжар Муканбетов. —  Игнорирование новых правил торговли на рынке ЕАЭС и  попытки наших бизнесменов поставлять  экспортную продукцию без соответствующих сертификатов, в отсутствие маркировки на упаковках или по просроченным документам заранее обречены на провал.»

Позитивным в объединении стран ЕАЭС, по словам министра, является то, что абсолютное большинство крупных и успешных предпринимателей к настоящему времени смогли решить вопросы адаптации, выделяя для этого необходимые ресурсы. В сложном положении продолжают оставаться в основном  представители малого бизнеса.

Но,  несмотря на сложности,  вклад предприятий малого и среднего бизнеса  в ВВП страны не снизился и составил 40,5% в среднем за год, оставаясь  примерно на том же уровне, который был  до вступления в ЕАЭС. Вместе с тем удельный вес налоговых поступлений от МСП за 4-летний период членства Кыргызстана в ЕАЭС снизился  практически вдвое (с 44,4% до 22,4% к ВВП). Этот факт напрямую говорит о теневой деятельности и низком качестве налогового администрирования. Санжар Муканбетов  предложил  отказаться  от патентирования, сыгравшего в своё время положительную роль в становлении мелкого предпринимательства. «Знаю, что мера эта чрезвычайно болезненна и неприятна для небольших предприятий,  но необходима», — уточнил министр.

Вступление Кыргызстана  в ЕАЭС заставило нас с рисками для бюджета пойти по пути  либерализации  фискальной политики. В результате  мы получили  проблемы с налогами на таможенной территории, в частности от казахских партнёров. Соседи  умудряются  провозить грузы через  границу, убеждая таможенников, что «… это для личного   потребления», при этом не  уплачивают никаких налогов.

Переходя к вопросам технического регулирования, министр отметил, что со вступлением республики  в ЕАЭС технические союзные регламенты  превратились  в требования  прямого действия. В Евразийском союзе  приняли  48 регламентов, из них   в Кыргызстане  действует  только 41, остальные  7 вступят в силу в с 2019-2022 годов.

С принятием технических регламентов ЕАЭС на территории Кыргызстана количество выданных сертификатов соответствия в рамках союза увеличилось в 5 раз, а количество зарегистрированных деклараций —  в 10.

Сегодня в  Единый таможенный реестр  включены 14 органов по сертификации и 33 испытательные лаборатории Кыргызстана. Существенно модернизирована национальная лабораторная инфраструктура, при этом более чем на 15% повышен средний уровень технической компетентности лабораторий. Однако  основная задача, над которой сейчас надо работать, заключается  в том, что из тех испытательных лабораторий, которые включены в Единый реестр ЕАЭС, полный спектр услуг нашим экспортёрам  пока не может предоставить  ни одна  наша лаборатория.

Министр экономики  обратил особое внимание на необходимость  усилить надзор  за  пищевой безопасностью продуктов, попадающих на наш внутренний рынок из стран Евразийского союза,  правительству необходимо принять  ответные меры    для  защиты кыргызского  производителя.

Санжар Муканбетов обозначил большие  выгоды,  получаемые Кыргызстаном от создания рынка  труда, включая  признание документов об образовании и социальные гарантии, право на оказание медицинской помощи гражданам Кыргызстана, которые там работают. Дальнейшие действия правительства  должны быть направлены на создание привлекательных условий  для инвесторов.   Возможности, которые предоставляются Кыргызстану в интеграции с ЕАЭС, необходимо с максимальной эффективностью проецировать на уровень регионов.

В завершение министр  экономики подвёл итоги  аналитического исследования:  интеграция Кыргызстана в ЕАЭС предполагает изменения в сфере государственного управления на всех уровнях. Руководители  областей, районов и местных органов самоуправления больше  не смогут управлять по-старому, без учёта интеграционных факторов влияния на развитие той или иной области, района.  Взаимодействие бизнеса с институтами управления  необходимо выстраивать с учётом новых возможностей рынка ЕАЭС.

По вопросу  исследования  плюсов и минусов интеграции нашей страны в Евразийский экономический союз правительство приняло соответствующее   решение.

Галина ЛУНЁВА.






Related News

Выработать стратегию адаптации

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ Бишкеке стартовала Неделя зелёной экономики, в обширную программу которой вошло множество мероприятий.

Учимся жить по средствам

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintНа очередном собрании членов кабинета министров обсуждали архиважные вопросы: проект бюджета на следующий и последующиеRead More

Добавить комментарий