КУМБЁЗ ЖАРКЫНБАЯ

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Гумбаз, кумбез, гунбаз, (кыр.) кїмбєз, (рус.) кюмбёз, кумбёз (букв.) — земляной купол; купол, построенный из кирпичей, которые изготовлены из глины; надмогильное сооружение. Гумбазом часто называется купол, возведённый над кубической постройкой мавзолея, где куб в сакральной традиции представлял собой образ Мира с четырьмя горизонтами-стенами, соответствующими сторонам света, а купол в свою очередь представлял собой образ небесной полусферы, опирающейся на земную плоскость, то есть то, что наблюдает путник ночью над головой.

Сам термин «гумбаз, кумбёз» азиатского происхождения и с грамматической точки зрения представляет собой сложносоставное слово, состоящее из двух слов: «гумм» + «базы/баз».

«Гумм» — на туркменском языке «земля», «почва», «пыль», «грязь»; на азербайджанском — «песок»; на ряде языков Азии «кум» — «песок». «Базы» — азиатский термин, имеющий значение «холм», «бугор» — языковая принадлежность не установлена.

В современной архитектурно-строительной терминологии слово «кумбёз» означает погребальное сооружение с куполом, предназначенное для захоронения знаменитых людей, религиозных деятелей, баатыров, правителей государств и племён и для последующего посещения и поклонения их могилам.

Начало строительства мавзолеев было положено в III веке в Галикарнасе, древнем городе в Карии на средиземном побережье Малой Азии (около современного города Бодрум в Турции), супругой карийского правителя Артемиссии по приказу её мужа Мавсола, пожелавшего прославить на века своё имя. В конструктивном отношении мавзолей представлял собой грандиозное сооружение, совмещающее в себе и усыпальницу (склеп, гробницу, погребальное помещение) и храм (культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов).

П. П. Семёнов-Тянь-Шанский

Начиная с ХIV века строительство мавзолеев распространилось по всей Средней Азии, в том числе на территории Кыргызстана. Позднее мавзолей приобретает форму здания со сферическим куполом и становится излюбленным и широко распространённым сакральным архитектурно-строительным погребальным объектом различного типа, размера и назначения. Своё высшее проявление мавзолей получает в грандиозных постройках усыпальниц ханов, шахов, эмиров, религиозных деятелей и святых.

На территории Кыргызстана мавзолеи получили название «кумбёз», и их стали строить над могилами местных святых, правителей племён и родов и других знаменитых людей. Строились кумбёзы обычно из сырцовых, а позднее обожжённых глиняных кирпичей и имели различные архитектурно-строительные формы — от обычного куба до больших монументальных зданий, выделяющихся своей архитектурой. При этом кумбёзы строились не только местными строителями, но и приглашёнными мастерами из сопредельных стран. Наиболее характерные формы мавзолеев, строившихся начиная с XVI века, были представлены квадратными или круглыми надмогильными сооружениями с куполообразными перекрытиями. Позднее распространились кумбёзы в виде инженерно-строительных конструкций, имеющих в плане прямоугольный контур с башенками по углам, с входом в центре фасада, приподнятым на несколько ступеней. При этом широко использовались типовые инженерно-строительные конструкции балок, арок и куполов.

Отличительной же чертой памятников XVI-XIX веков являлась их плохая сохранность. Археология Кыргызстана знает немало памятников лучшей сохранности более древних времён и средневековья, в то время как более поздние памятники, сделанные из сырцового кирпича или набивных глиняных стен (дувалов), почти полностью разрушились.

Своеобразным по своим архитектурно-строительным особенностям был кумбёз Жаркынбая, построенный в долине среднего течения реки Чуй и имевший в своём конструктивном оформлении элементы замка, крепости и кумбёза. По классификации, предложенной археологом и востоковедом А. Бернштамом, он относился к портальному типу с трёхчетвертными колоннами по сторонам и сферическим куполом, одним из важнейших элементов подобных строительных конструкций.

Общий вид этого памятника среднеазиатской архитектуры был сохранён в истории Кыргызстана благодаря русскому художнику П. Кошарову (1824-1902), который в 1857 году получил приглашение путешественника и географа П. Семёнова принять участие в качестве художника в его экспедиции на Тянь-Шань и во время этого путешествия делал зарисовки исторических памятников, в том числе кумбёза Жаркынбая.

Самым главным архитектурно-строительным элементом этого кумбёза был купол, представляющий собой пространственное выпуклое покрытие центральной части здания в форме полусферы, опирающейся на стеновую конструкцию здания без дополнительных опор (балок).

Само же здание кумбёза представляло собой наземное архитектурно-строительное сооружение, выполненное из слабо обожжённого кирпича, с помещениями для осуществления определённых религиозных, сакральных, культовых, бытовых и т. п. функций. Слабо обожжённый кирпич был непрочным, сильно впитывал воду, не выдерживал нагрузок, что впоследствии привело к разрушению стеновых конструкций и их обрушению. Этому способствовало и то обстоятельство, что здание кумбёза не имело фундамента.

Верхняя центральная часть здания имела круглую форму, а нижняя — квадратную и представляла собой поминальный зал (нем. saal — большое помещение для посетителей, паломников, богомольцев) с размерами сторон 5,0х5,0 м.

Примерная высота кумбёза составляла — 8,0 м, длина — 11,0 м, ширина — 5,0 м.

Фасад здания кумбёза (фр. facade — передняя, наружная, лицевая сторона здания) представлял собой архитектурно-художественную композицию, присущую классическим формам замков, крепостей и мавзолеев. Главным элементом такого фасада являлся портал (анг. рortal — ворота, вход), представляющий собой архитектурно оформленный главный вход с вписанным дверным проёмом в форме стрельчатой арки (лат. arcus — дуга; криволинейное перекрытие проёмов в стене), являющейся в азиатской архитектуре непременным элементом многих строительных сооружений. Над дверным проёмом в амбразуре стены было небольшое окно.

К боковым стенам здания кумбёза были пристроены две башни, которые представляли собой архитектурно-строительные конструкции в виде цилиндрических трёхчетвертных фланкирующих колонн (выступающих из стены на три четверти диаметра). Вход в эти башни осуществлялся через отдельные двери, расположенные у портала главного входа. Подъём на верхние площадки башен осуществлялся по специальным лестницам. Для освещения лестничных проходов в дневное время в стенах башен были проделаны световые проёмы. Диаметр нижней части башен составлял 2,5 м.

Название таких элементов кумбёза башнями произошло от общетюркского слова «баш» — «голова» в значении строительного объекта с торчащим оголовком, напоминающим голову.

Подземная часть кумбёза представляла собой погребальную яму с захоронением и надмогильным сооружением (саганы) в виде холма из глиняной засыпки и обмазки глиняным раствором.

В нижеприведённой легенде, написанной автором по историческим событиям, произошедшими в Чуйской долине в тот период, рассказывается, кто построил этот кумбёз и для чего.

В Истории Киргизской СССР говорится, что в ХVII-XVIII веках между кыргызами и калмаками сложились напряжённые отношения.

В этот же период главой одного из кыргызских родов, живших в Чуйской долине, был бий Жаркынбай (кыр. жаркын — светлый, лучезарный + бай — богач, богатый человек, владелец большого количества скота; составная часть личных имён). В то же время он был и командиром воинской дружины (чоро) и родового ополчения, созданных для защиты своего рода от постоянных нападок враждебных соседей и прочих захватчиков.

Особенно крупное сражение произошло в 1749 году, когда на территорию Кыргызстана вторглось несколько тысяч калмакских всадников, которые в течение трёх месяцев вели против кыргызов завоевательную войну. Однако кыргызские войска отчаянно сопротивлялись и разбили калмаков. Они вернулись на родину, потеряв большое количество своих воинов.

В честь этого важнейшего события Жаркынбай приказал построить памятный кумбёз. То есть вначале он носил не сакральный характер, а являлся храмом памяти, и поэтому в своём архитектурно-художественном обрамлении имел элементы замка, крепости и мавзолея. Но когда Жаркынбай умер, он был похоронен в этом кумбёзе, и с этого времени кумбёз представлял собой антропогенное сооружение в форме мавзолея.

Посетивший в 1857 году этот кумбёз русский путешественник, географ, ботаник, статистик, экономист, государственный и общественный деятель П. Семёнов-Тянь-Шанский (1827-1914) после осмотра этого археологического памятника в своих путевых записках, опубликованных в журнале «Вестник РГО, 1858 г.» (Первая поездка на Тянь-Шань, или Небесный хребет, до верховьев реки Яксарта, или Сыр-Дарьи в 1857 году) отметил, что на тот момент «мавзолей имел купол и две башни, на передней стене (фасаде) которого были красивые узорчатые амбразуры окон и двери с интересными украшениями сверху.

Помещение внутри кумбёза было высоким, цилиндрическим. В центре зала находилось надгробное сооружение (типа саркофага). Глиняные кирпичи были слабого обжига, что послужило началу разрушения кумбёза».

Однако построенный с нарушением многих современных технологий строительства кумбёз Жаркынбая просуществовал недолго и в начале XVIII века начал разрушаться.

В наши дни, естественно, от этого кумбёза не осталось никаких следов, не сохранился он и в памяти народа. Но благодаря путевым запискам путешественника П. Семёнова-Тянь-Шанского и художника П. Кошарова описание этого кумбёза и его изображение сохранились в их исторических трудах.

Юрий БЕЛЯКОВ.

Добавить комментарий