Main Menu

КУМБЁЗ ЖАРКЫНБАЯ

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Гумбаз, кумбез, гунбаз, (кыр.) кїмбєз, (рус.) кюмбёз, кумбёз (букв.) — земляной купол; купол, построенный из кирпичей, которые изготовлены из глины; надмогильное сооружение. Гумбазом часто называется купол, возведённый над кубической постройкой мавзолея, где куб в сакральной традиции представлял собой образ Мира с четырьмя горизонтами-стенами, соответствующими сторонам света, а купол в свою очередь представлял собой образ небесной полусферы, опирающейся на земную плоскость, то есть то, что наблюдает путник ночью над головой.

Сам термин «гумбаз, кумбёз» азиатского происхождения и с грамматической точки зрения представляет собой сложносоставное слово, состоящее из двух слов: «гумм» + «базы/баз».

«Гумм» — на туркменском языке «земля», «почва», «пыль», «грязь»; на азербайджанском — «песок»; на ряде языков Азии «кум» — «песок». «Базы» — азиатский термин, имеющий значение «холм», «бугор» — языковая принадлежность не установлена.

В современной архитектурно-строительной терминологии слово «кумбёз» означает погребальное сооружение с куполом, предназначенное для захоронения знаменитых людей, религиозных деятелей, баатыров, правителей государств и племён и для последующего посещения и поклонения их могилам.

Начало строительства мавзолеев было положено в III веке в Галикарнасе, древнем городе в Карии на средиземном побережье Малой Азии (около современного города Бодрум в Турции), супругой карийского правителя Артемиссии по приказу её мужа Мавсола, пожелавшего прославить на века своё имя. В конструктивном отношении мавзолей представлял собой грандиозное сооружение, совмещающее в себе и усыпальницу (склеп, гробницу, погребальное помещение) и храм (культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов).

П. П. Семёнов-Тянь-Шанский

Начиная с ХIV века строительство мавзолеев распространилось по всей Средней Азии, в том числе на территории Кыргызстана. Позднее мавзолей приобретает форму здания со сферическим куполом и становится излюбленным и широко распространённым сакральным архитектурно-строительным погребальным объектом различного типа, размера и назначения. Своё высшее проявление мавзолей получает в грандиозных постройках усыпальниц ханов, шахов, эмиров, религиозных деятелей и святых.

На территории Кыргызстана мавзолеи получили название «кумбёз», и их стали строить над могилами местных святых, правителей племён и родов и других знаменитых людей. Строились кумбёзы обычно из сырцовых, а позднее обожжённых глиняных кирпичей и имели различные архитектурно-строительные формы — от обычного куба до больших монументальных зданий, выделяющихся своей архитектурой. При этом кумбёзы строились не только местными строителями, но и приглашёнными мастерами из сопредельных стран. Наиболее характерные формы мавзолеев, строившихся начиная с XVI века, были представлены квадратными или круглыми надмогильными сооружениями с куполообразными перекрытиями. Позднее распространились кумбёзы в виде инженерно-строительных конструкций, имеющих в плане прямоугольный контур с башенками по углам, с входом в центре фасада, приподнятым на несколько ступеней. При этом широко использовались типовые инженерно-строительные конструкции балок, арок и куполов.

Отличительной же чертой памятников XVI-XIX веков являлась их плохая сохранность. Археология Кыргызстана знает немало памятников лучшей сохранности более древних времён и средневековья, в то время как более поздние памятники, сделанные из сырцового кирпича или набивных глиняных стен (дувалов), почти полностью разрушились.

Своеобразным по своим архитектурно-строительным особенностям был кумбёз Жаркынбая, построенный в долине среднего течения реки Чуй и имевший в своём конструктивном оформлении элементы замка, крепости и кумбёза. По классификации, предложенной археологом и востоковедом А. Бернштамом, он относился к портальному типу с трёхчетвертными колоннами по сторонам и сферическим куполом, одним из важнейших элементов подобных строительных конструкций.

Общий вид этого памятника среднеазиатской архитектуры был сохранён в истории Кыргызстана благодаря русскому художнику П. Кошарову (1824-1902), который в 1857 году получил приглашение путешественника и географа П. Семёнова принять участие в качестве художника в его экспедиции на Тянь-Шань и во время этого путешествия делал зарисовки исторических памятников, в том числе кумбёза Жаркынбая.

Самым главным архитектурно-строительным элементом этого кумбёза был купол, представляющий собой пространственное выпуклое покрытие центральной части здания в форме полусферы, опирающейся на стеновую конструкцию здания без дополнительных опор (балок).

Само же здание кумбёза представляло собой наземное архитектурно-строительное сооружение, выполненное из слабо обожжённого кирпича, с помещениями для осуществления определённых религиозных, сакральных, культовых, бытовых и т. п. функций. Слабо обожжённый кирпич был непрочным, сильно впитывал воду, не выдерживал нагрузок, что впоследствии привело к разрушению стеновых конструкций и их обрушению. Этому способствовало и то обстоятельство, что здание кумбёза не имело фундамента.

Верхняя центральная часть здания имела круглую форму, а нижняя — квадратную и представляла собой поминальный зал (нем. saal — большое помещение для посетителей, паломников, богомольцев) с размерами сторон 5,0х5,0 м.

Примерная высота кумбёза составляла — 8,0 м, длина — 11,0 м, ширина — 5,0 м.

Фасад здания кумбёза (фр. facade — передняя, наружная, лицевая сторона здания) представлял собой архитектурно-художественную композицию, присущую классическим формам замков, крепостей и мавзолеев. Главным элементом такого фасада являлся портал (анг. рortal — ворота, вход), представляющий собой архитектурно оформленный главный вход с вписанным дверным проёмом в форме стрельчатой арки (лат. arcus — дуга; криволинейное перекрытие проёмов в стене), являющейся в азиатской архитектуре непременным элементом многих строительных сооружений. Над дверным проёмом в амбразуре стены было небольшое окно.

К боковым стенам здания кумбёза были пристроены две башни, которые представляли собой архитектурно-строительные конструкции в виде цилиндрических трёхчетвертных фланкирующих колонн (выступающих из стены на три четверти диаметра). Вход в эти башни осуществлялся через отдельные двери, расположенные у портала главного входа. Подъём на верхние площадки башен осуществлялся по специальным лестницам. Для освещения лестничных проходов в дневное время в стенах башен были проделаны световые проёмы. Диаметр нижней части башен составлял 2,5 м.

Название таких элементов кумбёза башнями произошло от общетюркского слова «баш» — «голова» в значении строительного объекта с торчащим оголовком, напоминающим голову.

Подземная часть кумбёза представляла собой погребальную яму с захоронением и надмогильным сооружением (саганы) в виде холма из глиняной засыпки и обмазки глиняным раствором.

В нижеприведённой легенде, написанной автором по историческим событиям, произошедшими в Чуйской долине в тот период, рассказывается, кто построил этот кумбёз и для чего.

В Истории Киргизской СССР говорится, что в ХVII-XVIII веках между кыргызами и калмаками сложились напряжённые отношения.

В этот же период главой одного из кыргызских родов, живших в Чуйской долине, был бий Жаркынбай (кыр. жаркын — светлый, лучезарный + бай — богач, богатый человек, владелец большого количества скота; составная часть личных имён). В то же время он был и командиром воинской дружины (чоро) и родового ополчения, созданных для защиты своего рода от постоянных нападок враждебных соседей и прочих захватчиков.

Особенно крупное сражение произошло в 1749 году, когда на территорию Кыргызстана вторглось несколько тысяч калмакских всадников, которые в течение трёх месяцев вели против кыргызов завоевательную войну. Однако кыргызские войска отчаянно сопротивлялись и разбили калмаков. Они вернулись на родину, потеряв большое количество своих воинов.

В честь этого важнейшего события Жаркынбай приказал построить памятный кумбёз. То есть вначале он носил не сакральный характер, а являлся храмом памяти, и поэтому в своём архитектурно-художественном обрамлении имел элементы замка, крепости и мавзолея. Но когда Жаркынбай умер, он был похоронен в этом кумбёзе, и с этого времени кумбёз представлял собой антропогенное сооружение в форме мавзолея.

Посетивший в 1857 году этот кумбёз русский путешественник, географ, ботаник, статистик, экономист, государственный и общественный деятель П. Семёнов-Тянь-Шанский (1827-1914) после осмотра этого археологического памятника в своих путевых записках, опубликованных в журнале «Вестник РГО, 1858 г.» (Первая поездка на Тянь-Шань, или Небесный хребет, до верховьев реки Яксарта, или Сыр-Дарьи в 1857 году) отметил, что на тот момент «мавзолей имел купол и две башни, на передней стене (фасаде) которого были красивые узорчатые амбразуры окон и двери с интересными украшениями сверху.

Помещение внутри кумбёза было высоким, цилиндрическим. В центре зала находилось надгробное сооружение (типа саркофага). Глиняные кирпичи были слабого обжига, что послужило началу разрушения кумбёза».

Однако построенный с нарушением многих современных технологий строительства кумбёз Жаркынбая просуществовал недолго и в начале XVIII века начал разрушаться.

В наши дни, естественно, от этого кумбёза не осталось никаких следов, не сохранился он и в памяти народа. Но благодаря путевым запискам путешественника П. Семёнова-Тянь-Шанского и художника П. Кошарова описание этого кумбёза и его изображение сохранились в их исторических трудах.

Юрий БЕЛЯКОВ.



« (Previous News)



Related News

Архивы — история будущего!

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintАрхивные документы — важнейшая часть культурного наследия всего человечества. Архивы — бесценное хранилище информации оRead More

Почтили память

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ Бишкеке на аллее государственных деятелей Кыргызстана состоялся митинг-реквием, посвящённый 100-летию выдающегося государственного деятеля КиргизскойRead More

Добавить комментарий