Main Menu

Дело — табак

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

В октябре Жогорку Кенеш должен был рассмотреть проект закона «О защите здоровья граждан Кыргызской Республики от последствий потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма аэрозоля», но не успел и оставил на ноябрь.

Инициаторами документа №6-1121/19, зарегистрированного 22 января этого года, значатся депутаты А. Токторов, А. Алтыбаева, Н. Алимбеков, Т. Тиллаев, Ж. Турускулов, Д. Торокулов, К. Керезбеков, К. Орозова, М. Мавлянова, А. Осмонова. Ответственные за его прохождение комитеты — по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению и по экономической и фискальной политике.

 

Курение — ограничить, а насвай?

Законопроект обсуждают общественность, СМИ. Например, одна из звучащих претензий — легализация насвая. Об этом, в частности, говорит председатель общественного совета при Министерстве здравоохранения Нурхан Жумабаева.

В отчёте об анализе регулятивного воздействия (АРВ) проекта закона написано: «До недавнего времени ошибочно считалось, что бездымный табак является менее вредной альтернативой табаку курительному, так как не содержит полициклического ароматического гидрокарбона (ПАГ). Ошибочность этого предположения доказана последними исследованиями. В 2006 году Международное агентство по исследованию рака (МАИР) пришло к выводу, что бездымный табак является для людей канцерогеном, вызывающим рак полости рта и поджелудочной железы».

Потребление насвая вызывает неврологические расстройства, токсическое поражение почек, печени. Этот товар, кроме канцерогенов и ядов в составе табака, содержит и другие вредные ингредиенты, например, известь, а также патогенные бактерии, грибы (результаты анализа насвая Федеральным научно-исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии Министерства здравоохранения РФ), потому что не контролируются условия его изготовления.

Члены рабочей группы, разработавшие АРВ, обращают внимание на то, что производители готовят насвай в антисанитарных условиях, а продавцы расфасовывают по пакетикам, не соблюдая элементарных норм гигиены. Сам он в развесном виде хранится в грязных мешках, не мытых никогда ёмкостях.

Возникает вопрос, тогда почему же авторы законопроекта не запрещают насвай?..

Вот что говорит врач, кандидат медицинских наук, зав. отделом по борьбе против табака Республиканского центра укрепления здоровья Министерства здравоохранения, руководитель рабочей группы, проводившей АРВ, и общественный советник депутата А. Токторова Чинара Бекбасарова:

— Упрёки активистов в том, что якобы депутаты хотят легализовать насвай, несправедливы. Он и так легальный, так как не запрещены ни его изготовление, ни продажа нормами как действующего закона, так и нормативных правовых актов Евразийской экономической комиссии. Несмотря на то что он наряду с другими табачными изделиями обозначен в существующем законодательстве, бесконтрольно продаётся везде, даже в небольших магазинчиках. Нормы в текущем законе есть, но недостаточные, нет там и оснований для регулирования новых видов табачных изделий, так что насвай выпал из поля зрения регуляторов.

А авторы законопроекта предлагают начать регулировать. Словом, речь не о легализации, а об ограничениях. Надо обратить внимание, что есть много потребителей насвая. Что делать с ними? Бросать употребление насвая тяжелее.

Поэтому и возникает срочная необходимость регулирования продажи насвая, так как он поступает на рынок в открытом виде и расфасовывается там же либо продаётся без упаковки. Нет предупреждений о вреде его потребления, технических и санитарно-гигиенических сертификатов, данных о составе, сведений, где, как и когда изготовлен.

Изначально перед разработчиками проекта закона стояла дилемма: совсем запретить насвай или регулировать его потребление? Есть информация, что на второе чтение будут представлены два варианта статьи в отношении этого товара: а) регулирование, 2) полный запрет производства и продажи. Многие, среди них и политики, врачи, сотрудники общественных организаций, включая председателя общественного совета при Министерстве здравоохранения Нурхан Жумабаеву, требуют этого. Но смогут ли обеспечить исполнение полного запрета исполнительные органы, не пойдёт ли насвай под прилавок или на чёрный рынок, кто будет контролировать его состав?

По запросу инициаторов законопроекта в августе 2019 года проведён национальный опрос населения (выборка 3 000 человек, отклик — 94%), в ходе которого большинство (48%) опрошенных высказались за полный запрет изготовления и продажи насвая, 30,2% — за регулирование, а 21,8% затруднились ответить. Однако в другом исследовании в Баткенской области 46% опрошенных считают, что нужно регулировать потребление насвая, 34% — запретить, 20% ответили «не знаю».

По сравнению с 2005 годом в 2019-м количество потребителей насвая увеличилось среди взрослых мужчин в три раза, женщин — в семь, а среди подростков-школьников 13-15 лет — в три раза, так как он очень доступен.

Что касается претензий по поводу того, что производители и/или импортёры табачных изделий должны будут ежегодно отчислять в республиканский бюджет 1 тыйын за каждую штуку сигареты (сигары) и 1 грамм табака или насвая, то можно на эти средства создать условия для первичной профилактики и лечения онкологических заболеваний в Кыргызстане, потому что сейчас пациенты со злокачественными опухолями вынуждены получать курсы лучевой терапии в Казахстане или России. А ведь 40% всех случаев новообразований в стране связаны с курением, из них 95% — рак лёгких.

 

Dura lex, sed lex — «Закон суров, но это закон»?

Давайте освежим в своей памяти наши знания о самых интересных моментах резонансной инициативы. Вообще, намерения разработчиков документа кажутся прекрасными, но при этом и нереальными: бросятся ли все тут же его исполнять?.. Так и вспоминается фраза героини Алики Смеховой в фильме «Женщина дня»: «Значит, меня бросить силы воли хватает, а сигареты — не хватает…» На самом деле проблема не в силе воли. Курение — это не только и не столько дурная привычка, как принято считать, а заболевание. В Международной классификации болезней 11-го пересмотра она включена в раздел «Психические и поведенческие расстройства» под кодом 6C6A.30 — «Никотиновая зависимость».

В проекте говорится, что государственным органам запрещается устанавливать любые партнёрские отношения с табачной промышленностью и предоставлять ей преференциальный режим.

Производителям изделий из табака и аффилированным лицам запретят публично рассказывать о корпоративной социальной ответственности или расходах на неё (поддержка детей, лиц с инвалидностью, пожилых, пациентов и т. д.) Запрещается их участие в деятельности государственных органов и Жогорку Кенеша.

 

Где можно курить?

Курить табак, причём не только с помощью сигарет, курительных трубок, но также кальяна, электрических курительных изделий, в которых происходит нагревание табака, и других курительных принадлежностей, а также ЭСДН/ЭСДПН (электронной системы доставки никотина/электронной системы доставки продуктов, не являющихся никотином) в случае принятия закона нельзя будет совсем:

— в любых общественных местах, а также в пределах двух метров от их окон и входов; в многоквартирных жилых домах — в подъездах, лифтах, на лестницах и лестничных площадках и во вспомогательных и подсобных помещениях коммунальных квартир;

— где находятся рабочие места;

— в пожароопасных местах, включая автозаправочные станции;

— в местах (точках) общественного питания, расположенных не в помещениях;

— в общественном транспорте, в том числе такси, на судах водного и воздушного транспорта, в поездах местного и дальнего сообщения;

— в зданиях образовательных учреждений всех уровней, организациях здравоохранения и для отдыха детей курить тоже станет невозможно, но, помимо этого, нельзя будет и на прилегающих территориях, например на детских площадках, а к медучреждениям с зажжёнными сигаретами нельзя будет приближаться на 10 метров;

— на остановках общественного транспорта и в пределах трёх метров от них;

— на открытых площадках в период проведения культурно-массовых, спортивных мероприятий, собраний, акций, на территориях пляжей.

То есть курить можно в своих квартирах и домах и где-нибудь на открытом пространстве, если удастся найти место подальше от школ, садиков и поликлиник или мест игр детворы. Раньше люди за город выезжали свежим воздухом подышать, теперь будут — покурить.

Так как законопроект подразумевает запрет курения в точках общественного питания, владельцам кальянных придётся убрать кальяны, оставив еду и напитки.

 

Что можно курить?

Если закон примут, то в Кыргызской Республике разрешат обращение только тех видов курительных табачных изделий, которые перечислены в пункте 4 Технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014):

— содержание смолы и никотина в дыме одной сигареты (с фильтром или без) не может превышать 10 мг и 1 мг соответственно;

— содержание монооксида углерода в дыме одной сигареты с фильтром не может превышать 10 мг.

Там ещё есть перечень веществ, которые нельзя использовать в качестве ингредиентов при производстве табачных изделий, но он слишком длинный, возможно, речь о травах-суррогатах и токсичных добавках.

Что касается некурительных табачных изделий, то запрещается производство, ввоз и обращение всех, за исключением насвая. Вот эта норма как раз и вызывает возмущение граждан.

Насвай при этом нельзя производить кустарно на дому, без лицензии, без соблюдения соответствующих технических и санитарно-гигиенических условий труда. Хранить и продавать его, а также табак нельзя без потребительской упаковки, технических сертификатов, акцизной марки, предупреждения о вреде его потребления.

Насвай, поступающий на рынок Кыргызстана, должен быть в потребительской упаковке, со всей необходимой информацией и маркировкой. Причём описывать состав, выходит, необязательно, достаточно упомянуть наличие системных ядов, канцерогенных и мутагенных веществ.

Депутаты хотят запретить использование в качестве ингредиентов для насвая пищевых продуктов, вкусовых добавок, ароматизаторов и красителей, а также усиливающих эффект привыкания, и всех, кроме разрешённых для использования в пищевых продуктах в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и правом Евразийского экономического союза.

Государственный контроль (надзор) за соответствием насвая, производимого и реализуемого на территории Кыргызской Республики, требованиям настоящей статьи, а также за условиями его хранения осуществляется уполномоченными государственными органами в области здравоохранения и стандартизации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 

Можно ли показывать?

Оптовая и розничная торговля табачными изделиями, водяными трубками, электрическими курительными изделиями и другими курительными принадлежностями, ЭСДН/ЭСДНП и жидкостями для них методом выкладки (выставки) и демонстрации их в торговых объектах запрещена, говорится в проекте закона.

Также запретят демонстрацию табачных изделий и всего, связанного с курением, а также процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, театрально-зрелищных представлениях. Взрослым показывать и рассказывать можно будет, только если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.

Что касается того, что творцы успели снять, написать, нарисовать раньше, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака, ЭСДН/ЭСДПН непосредственно перед началом или во время демонстрации.

Показывать и рассказывать про курение можно будет при информировании населения о его вреде, в том числе в средствах массовой информации.

 

Кому и как продавать?

Проект закона гласит, что на территории Кыргызской Республики продажа табачных изделий и табачной продукции и электрических курительных изделий, а также ЭСДН/ЭСДПН и жидкостей для них, будет запрещена:

— лицами и лицам, не достигшим 18 лет;

— в радиусе 100 метров от ограждённой территории зданий организаций здравоохранения, образования, науки, культуры и спорта по периметру;

— с использованием всех возможных форм дистанционной продажи, в том числе через торговые автоматы и интернет-магазины, почтовые пересылки, включая срочные (экспресс) почтовые услуги.

Запрет коснётся и торговли сигаретами поштучно, в пачках не с 20 сигаретами; всей продукции, не соответствующей законодательству Кыргызской Республики и техническому регламенту Таможенного союза; изделий без акцизных марок и предупреждений о вреде потребления; и — внимание! — всех видов сигарет, кроме тех, что с пониженной способностью вызывать возгорание.

Про насвай мы уже говорили, но добавим, что его ещё и нельзя продавать меньше чем по 50 г за раз и поштучно.

 

По тыйыну наберётся миллион?

Интересна также статья 22, где перечислены источники финансирования мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия табака. Так, в числе прочего указано, что производители и/или импортёры табачных изделий должны ежегодно отчислять в республиканский бюджет 1 тыйын за каждую штуку сигареты (сигары) и 1 грамм табака или насвая, поступивших на рынок Кыргызской Республики за прошедший отчётный год.

А в статье 23 говорится, что граждане имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью в результате потребления табачных изделий и (или) воздействия окружающего табачного дыма (аэрозоля), а также причинённого при производстве и переработке табака.

Алия МОЛДАЛИЕВА.






Related News

ОДКБ: Кыргызстан передал председательство России

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ Бишкеке прошла очередная сессия Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности под председательствомRead More

Ичке-Булун: ближе к небу, чем к земле

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintОзеро здесь сливается с востоком, овцы — с зарослями чия, а люди, уехав, обязательно возвращаются Село Ичке-БулунRead More

Добавить комментарий