Main Menu

Первая мечеть на территории Кыргызстана

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Мечеть (ар. «масджид» — «место поклонения») – религиозное культовое сооружение, представляющее собой специальное здание, где совершаются коллективные богослужения и верующие слушают проповеди своих наставников.

Современная реконструкция Баласагуна и башни Бураны

Однако в начальный период зарождения ислама как новой религии первые мусульмане молились в обычном доме сподвижника пророка Мухаммада Аммара ибн Ясира, а затем в специальном строении, возведённом для этой цели Абу Бакром. Но в связи с ростом приверженцев ислама оно вскоре уже не вмещало всех желающих.

И тогда по воле Аллаха в 638 году около Каабы, главного святилища мусульман (ар. kahba — куб), внутри которого хранится Чёрный камень — предмет почитания верующих, по указанию пророка Мухаммада началось строительство первой мечети уже как специального места для отправления религиозных богослужений.

Возводили мечеть местные строители с приглашёнными мастерами, архитекторами и художниками из сопредельных стран, поэтому в архитектуре мечети, наряду с чисто мусульманскими атрибутами строительных конструкций, просматривались элементы западноевропейской архитектуры, такие как купол, арки, портал, ниши и другие.

Современные развалины Баласагунской мечети

При этом складывался и типовой план мечети,  состав зданий, пристроек, двора. В комплексе арабская мечеть представляла прямоугольный или квадратный двор, по периметру обнесённый аркадой или галереей, с примыкающим ко двору молитвенным залом. У всех мусульманских культовых сооружений есть одна общая черта — они ориентированы строго на Каабу в Мекке.

С началом завоевательных походов и исламизации сопредельных стран там тоже строились мечети. Чаще это происходило по трассе Великого Шёлкового пути и было связано с тем, что в ислам обращались купцы, так как арабы поощряли караванную торговлю различными способами. Эта дальновидная политика способствовала тому, что мусульманские купцы вскоре стали многочисленнее других, а почти во всех городах по караванным маршрутам возвышались соборные мечети, обслуживающие торговцев, миссионеров, паломников, путешественников и прочий люд.

На территории Кыргызстана переломным считают X век, ставший веком торжества ислама на Тянь-Шане. Он связан с именем караханидского кагана Сатук Богра-хана (901-955 гг). Согласно легенде, рассказанной Ибн ал-Асиром, в 932 году этому ярому врагу ислама приснился человек, спустившийся с неба, который сказал: «Прими ислам для своего спасения в этом и будущем мире». Сатук, проснувшись, приказал разыскать мусульманских проповедников, принял ислам и мусульманское имя Абд ал-Керим, в то время как его подданные оставались язычниками.

Минарет Калян

В 955 году, после смерти Сатука Богра-хана, правителем Караханидского государства стал его сын Байтыш Богра-хан, принявший мусульманское имя Муса, который в 960 году объявил ислам государственной религией. С этого времени территория современного Кыргызстана вовлекается в мир мусульманской культуры. В Баласагуне и других городах региона построили большие соборные мечети, медресе, к ним пристроили высокие, красивые минареты. Свидетельство таких монументальных сооружений — башня Бурана, а также мавзолеи и другие объекты, открытые археологами при раскопках этого городища.

Буранинская башня — это минарет (ар. «манара» — «светиться») мечети Джами с первоначальной строительной высотой более 40 метров, который считается одним из первых сооружений аналогичного типа в Центральной Азии. Аль-Джами (ар. «аль-Джами» — «собирающий, объединяющий») — одно из имён Всевышнего Аллаха. Согласно некоторым источникам, более правильным считается буквальное использование коранического варианта — Джами’ ан-нас – собирающий людей. Этот памятник архитектуры, расположенный в Чуйской области около города Токмока, среди развалин Буранинского городища, уникален, так как он единственная сохранившаяся до наших дней постройка подобного типа конца X — начала XI века. Его подлинность подтверждена многими исследованиями, в частности, архитектурной композицией, художественно-декоративными и строительными приёмами, характерными для подобных сооружений того времени, а также археологическими материалами, полученными в процессе раскопок как возле самой башни, так и в иных местах древнего городища.

В конструктивном отношении минарет Баласагунской мечети представлял собой высокую коническую башню как главный символ соборной мечети, знак принадлежности к исламу и составляющую вместе с мечетью культовое сооружение, архитектурный ансамбль. Основное назначение этой башни — призыв мусульман к намазу, а также использование её в качестве наблюдательного пункта.

Кроме того, исходя из названия башни («минарет» — «излучающий свет»), можно предположить, что речь идёт не только о свете маяка, но и свете духовном, о просветлённости и осознании правильности выбранного пути к Богу.

В строительно-архитектурной планировке, вероятно, башня Бурана являлась вертикальной доминантой древнего города Баласагуна, северной столицы тюркоязычного государства караханидов. В 1218 году Баласагун захватили и разрушили татаро-монголы , пострадала и Баласагунская мечеть, жители покинули город, и в XIV веке он перестал существовать. Сохранившийся минарет мечети на границе XIV-XV веков после сильного землетрясения тоже разрушился – от него отвалилась его верхняя часть вместе с фонарём. В настоящее время сохранившаяся часть минарета высотой 21,4 метра признана крупнейшим историко-археологическим (ритуально-культовым) памятником Кыргызстана.

О достоверности года строительства башни Бураны и о других её параметрах можно судить по аналогичному минарету Калян, распложенному в городе Бухаре и имеющему необходимые сведения, приведённые на трёх поясах настенной росписи. Высота минарета составляет 46,5 метра, построен он из обожжённых кирпичей. Дата строительства — 1127 год; имя жертвователя и инициатора строительства — Караханид Арслан-хан Мухаммад; имя строителя (средневекового зодчего) — уста Бако.

По существующей легенде, мастер-строитель заложил фундамент из алебастра и молока верблюдиц, выдержанный два года для обретения нужной прочности. Стены минарета выложены кирпичом в характерной для Мавераннахра и Хорасана форме кругло- ствольной башни, сужающейся кверху. Её диаметр внизу — 9 метров, вверху — 6 метров. Внутри столба вьётся кирпичная винтовая лестница, ведущая на площадку ротонды — фонаря, опирающегося на выступающие ряды кладки, оформленной в виде пышного сталактитового карниза — шарафа. По всей высоте минарета 12 декоративных поясов, на каждом из которых свой особый узор.

Стены минарета украшены различными — не только геометрическими — узорами. Кроме того, на стенах начертаны исторические и религиозные куфические (арабские) тексты.

В своё время минарет выполнял несколько функций – наблюдательной башни и религиозную. В частности, использовался для азана (призыв мусульман на намаз) в мечеть Калян, расположенную рядом с минаретом. Также с него созывали местное население на ближайшую площадь для чтения указов правителей и по другим поводам.

Юрий БЕЛЯКОВ.






Добавить комментарий