Main Menu

Откровенный разговор с донорами

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

В Бишкеке состоялась донорская конференция высокого уровня «Ускорение реформ для устойчивого развития» с участием Президента Сооронбая Жээнбекова, международных донорских организаций, международных финансовых институтов, партнёров по развитию.

На встрече глава государства выступил с речью.

«Уважаемые соотечественники!

Уважаемые высокие гости!

Дамы и господа!

Добро пожаловать на нашу гостеприимную кыргызскую землю! Спасибо вам за то, что нашли время и возможности для участия в нашем форуме. Мы благодарны вам за ваше доброжелательное отношение к Кыргызстану, готовность к тесному сотрудничеству. С момента приобретения независимости при помощи наших партнёров реализованы крупные проекты.

При финансовой поддержке Азиатского банка развития осуществлены крупные инфраструктурные проекты.

На основании тесного сотрудничества со Всемирным банком внедрены проекты в сфере энергетики, строительства дорог, развития инфраструктуры. Международный валютный фонд и Евразийский банк реконструкции и развития оказали значительную помощь по обеспечению финансовой стабильности. Агентства Организации Объединённых Наций внесли неоценимый вклад в устойчивое развитие страны. В настоящее время они работают в регионах по вопросам образования, здравоохранения, социальной защиты и экологии.

Проекты по чистой питьевой воде и ирригации реализуются при содействии Всемирного банка, Азиатского банка развития, Европейского банка реконструкции и развития, Исламского банка развития и других донорских организаций.

На двусторонней основе ведётся работа с Российской Федерацией, Китайской Народной Республикой, Турцией, европейскими странами, Японией, Южной Кореей, США, Швейцарией, Саудовской Аравией, Катаром, Кувейтом и другими странами.

Уважаемые соотечественники!

Уважаемые наши партнёры!

Дамы и господа!

Сегодня мы собрались, чтобы совместно обсудить актуальные вопросы, направленные на развитие Кыргызской Республики.

Решение о проведении сегодняшнего форума принято во время нашей прошлогодней встречи. Мы тогда договорились усилить диалог по координации помощи доноров и встречаться с вами на постоянной основе. На форуме мы решили поговорить о том, какие направления развития страны станут приоритетными в ближайшей перспективе. Цель сегодняшней работы — ускорение реформ, обеспечивающих развитие, перенаправление инвестиций в нужное русло и обеспечение эффективности финансовых вливаний. Вам хорошо известно, что приняты стратегические направления развития Кыргызстана в долгосрочной и среднесрочной перспективах. Хотелось бы акцентировать внимание и чётко обозначить весьма необходимые для страны приоритетные совместные действия для реализации данной стратегии.

Уважаемые участники форума!

В течение прошлого года все стратегические и концептуальные документы в стране мы привели в соответствие с основными направлениями Национальной стратегии до 2040 года. Перспективные программы всех ветвей власти приобрели созвучность с положениями Национальной стратегии. В данной долгосрочной Национальной стратегии в качестве первого этапа определены приоритеты развития на 2018-2023 годы.

Считаю важным сегодня обратить на них особое внимание и подробно обсудить. Так как только конкретно рассмотрев этот период, мы получим возможность чётко определить масштаб финансирования, его внутренние и внешние источники.

К 2023 году какие работы мы выполним? Во-первых, развитие регионов останется нашей главной целью на среднесрочный период. Итак, наши задачи являются задачами на перспективу по данному направлению. В целях оказания поддержки региональным проектам для создания постоянных рабочих мест усилится деятельность финансовых институтов и фондов. Мы реформируем межбюджетные отношения, в первую очередь начнём повышать потенциал местного бюджета, сделав акцент на уменьшение дотационных районов. При адресной поддержке 20 городов — точек роста важным направлением станет создание в них индустриальных парков и промышленных кластеров.

Мы дадим импульс реализации на местах перспективных устойчивых проектов. Через специализацию каждого региона усилим его конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.

Как вам известно, мы полностью используем внутренние резервы для развития регионов, реконструкции инфраструктуры, поддержки региональных предпринимателей, строительства социальных объектов, ремонта дорог. Кыргызско-Российский фонд, «Айыл Банк», «РСК Банк» если раньше не уделяли особого внимания регионам, теперь 80% их средств направляются в сельскую местность. Гарантийный фонд также отдает приоритет региональным проектам. Кроме этого, гражданское общество на местах активизировалось, местные предприниматели, молодёжные сообщества, наши соотечественники, находящиеся за рубежом, оказывают посильную помощь своей малой родине, решая актуальные задачи. Открыто хочу заявить, что в тех областях и районах, где местная власть активна, внутренние резервы и возможности направляются на развитие регионов. В регионах особое внимание уделяется развитию частного сектора. Оказываем поддержку малому и среднему бизнесу. В этих целях планируем начать работу фондов «Развитие малого и среднего бизнеса», «Подготовка проектов» и создать кластеры.

Придаём особое значение кластерным направлениям по переработке сельскохозяйственной продукции, швейно-текстильному производству и развитию туризма. Производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции остаётся приоритетным направлением. Через специальные кредитные линии мы окажем поддержку экспортно ориентированным перерабатывающим предприятиям.

Строительство текстильно-швейно-промышленных парков, технополисов и создание на их базе крупных предприятий остаётся приоритетным направлением. Для развития туристического кластера в этом году мы объявили политику «Открытого неба». Следует ускорить реконструкцию туристической инфраструктуры, ремонт аэропортов в регионах.

Наша главная цель — в ближайшие годы полностью реализовать проект «Таза суу» («Чистая вода»). До конца 2019 года 101 село обеспечим чистой питьевой водой, а до 2024-го надо её провести еще в 552 села. В том числе уже определены источники финансирования по 207 сёлам. Ещё есть 345 сёл, по которым источники финансирования пока не найдены, для обеспечения их чистой водой потребуется в целом около $481 млн., или 34 млрд. сомов. Определено, что $450 млн. из этих средств необходимо финансировать за счёт доноров. Ещё один проблемный вопрос в Кыргызстане — это внедрение системы очистки от сточных вод в сёлах и городах. Особенно он актуален относительно зон Иссык-Куля.

В настоящее время в 20 городах началась работа по обеспечению чистой водой и системой очистки от сточных вод. Ещё в 11 городах этот вопрос остаётся актуальным.

Реализация программы развития ирригации — весьма важный вопрос. Эту программу реализуем в три этапа до 2026 года. Источники финансирования строительства 17 объектов ирригации, включённых в первую группу, определены. 14 объектов, включённых во вторую группу, построим при помощи инвесторов. Проекты первой и второй групп реализуем до 2024 года. В рамках данных проектов намечено сдать в эксплуатацию 31 водохозяйственный объект, профинансированный на общую сумму 18 млрд. сомов. В результате появится новая орошаемая земля площадью 27 тысяч гектаров. Остальные 12 проектов, включённых в третью группу, будут реализованы до 2026 года. В рамках программы развития ирригации в целом предусмотрены строительство и реабилитация 46 водохозяйственных объектов. По данной программе общий объём требуемой суммы составляет практически 59 млрд. сомов.

Во-вторых, наше приоритетное направление — это развитие экспорта. Мы приняли специальную программу развития экспорта Кыргызской Республики, утвердили проект финансирования экспортно ориентированных и импортозамещаемых предприятий.

На среднесрочный период мы определили в качестве приоритетных направлений швейную отрасль и переработку мяса, молока, плодоовощной продукции. Основная проблема — недостаток дешёвых долгосрочных средств для экспортного производства. Поэтому появилась потребность создания специального финансового института по финансированию экспортных операций. Особый упор решено сделать на улучшение инвестиционного климата для развития экспорта.

В сжатые сроки мы внедрим механизмы сопровождения инвестиционных проектов через принцип «единого окна».

В срочном порядке разработаем мероприятия, направленные на улучшение позиции Кыргызстана в рейтингах «Ведение бизнеса» и «Транспэренси интернешнл». Будут широко распространены новые инструменты привлечения инвестиций, в том числе механизмы государственно-частного партнёрства. С использованием передового мирового опыта государственно-частного партнёрства намечено поддержать проекты в сфере энергетики, транспорта, образования, здравоохранения, спорта, туризма. Третье. Запланированы крупные национальные проекты, направленные на повышение экономического потенциала страны.

Главная цель в энергетической отрасли — с использованием нашего крупного гидроэнергетического потенциала обеспечить потребности страны в электроэнергии и её экспорт в другие страны. Эффективная реализация проекта CASA-1000 существенно повысит экспортный потенциал страны в государства Юго-Восточной Азии. Перед нами стоит задача по масштабной реконструкции действующих гидроэнергетических объектов и строительству новых. В том числе Камбар-Атинской ГЭС-1 и каскада Верхне-Нарынской ГЭС, каскада Казарманской ГЭС. Нужны $4,5 млрд. для выполнения данных задач. При реализации этих проектов для нас очень важна роль международных финансовых институтов, имеющих опыт строительства объектов в сфере энергетики и привлечения новых технологий. Кроме этого, призываю международные институты к деятельности по привлечению инвестиций для строительства малых ГЭС в нашей стране.

Развитие зелёной энергетики — это для нас новое, но очень важное направление. Поэтому мы нуждаемся в поддержке наших партнёров. Четвёртое. Для нас весьма актуален вопрос повышения транзитного потенциала нашей страны, а для этого надо улучшить качество имеющихся и строительство новых дорог. В настоящее время ведутся работы на 13 магистральных дорогах. Выделяются средства из республиканского бюджета на проекты по строительству дорог. Вместе с тем мы нуждаемся в поддержке доноров.

На обеспечение безопасности на автодороге север — юг дополнительно требуется $56,5 млн. денежных средств.

Ведутся переговоры по финансированию строительства 4-й фазы автодороги Тараз — Талас — Суусамыр. Проектируется «кольцевая дорога» на Иссык-Куль, которая имеет стратегическое значение для развития туризма. К 2024 году планируется завершить автомобильную трассу Тюп — Кеген. С её завершением гражданам соседних стран станет намного удобней посещать нашу туристическую зону, улучшится торгово-экономическое взаимодействие, что придаст импульс развитию туризма.

Потребуется около $500 млн. для восстановления автодорог международного значения. Самый крупный проект в сфере дорог — это строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан. Весьма актуально, чтобы этот крупный проект международного значения получил поддержку наших партнёров.

Ещё один крупный проект — модернизация инфраструктуры нашего аэропорта «Манас» и аэропортов в регионах, на что требуются инвестиции.

Пятое. Для нас очень актуален вопрос цифровизации страны. Она нам необходима не только для предоставления качественных госуслуг нашим гражданам, но и как эффективный инструмент борьбы с коррупцией!

Один из главных приоритетов предстоящего года — перевод на электронный формат через электронную систему «Тїндїк» подавляющего большинства

госуслуг. Для полноценного достижения результатов цифровизации надо обеспечить всю территорию Кыргызстана широкополосным и мобильным интернетом. Для этого очень важно реализовать проект «Санарип CASA». Энергопотенциал страны предоставляет большие возможности для строительства регионального дата-центра. Особое внимание уделяется внедрению платформы «Цифровой аймак» по предоставлению электронной муниципальной услуги на местах.

Шестое. Здравоохранение, развитие человеческого потенциала — наши самые приоритетные направления. Мы начнём серьёзные реформы в сфере здравоохранения. Основные услуги здравоохранения станут доступны для граждан вне зависимости от места проживания. Мы объединим усилия государства и партнёров для развития первичной медицинской помощи. Мы нацелены на реализацию национального проекта «Сильная семейная медицина». Необходимо финансирование семейной медицины, основанной на инновационных технологиях. Намечено внедрение новых услуг: онлайн-телеконсультация, телемедицина, электронные платежи. В каждой области начнут обновлять и укреплять первичную медико-санитарную помощь.

Следует усилить и расширить функции общественного здравоохранения. Нам надо также создать единую национальную систему по оценке и управлению рисками для здоровья.

Мы перейдём к принципу принятия профилактических мер по охране здоровья населения и предотвращению болезней.

Каждый регион нужно обеспечить профессиональными кадрами, современным оборудованием, скорой неотложной помощью, обеспечить транспортом. В Бишкеке внедрена автоматизированная информационная система скорой медицинской помощи, её планируем распространить по крупным городам республики. Мы ожидаем поддержки наших партнёров по реализации национального проекта «Здоровые сёла и города».

Седьмое. Сфера образования — приоритетное направление. Во всех регионах особое внимание надо уделить учреждениям дошкольного образования. В школах намечено широко использовать передовые технологии. Все школы мы обеспечим современным, высокоскоростным интернетом, независимо от места расположения. В систему образования внедрили мультиязычные, инновационные методы обучения естественным и техническим специальностям. Приоритеты отдадим подготовке специальностям, направленным на освоение новых технологий.

Будут реализованы реформы, отвечающие требованиям рынка труда, направленные на формирование качественной системы образования. Наша цель — через эффективное управление финансовыми средствами достичь реальных результатов по качеству образования.

Восьмое. Обеспечим справедливость системы социальной защиты. Продолжим развивать социальные службы, являющиеся альтернативой интернатным учреждениям. Мы намерены стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок рос в семейной среде и количество детей в интернатных учреждениях неуклонно снижалось. Через реформирование системы занятости населения во всех регионах   республики расширим метод социального контракта. Согласно требованию времени, мы нацелены на внедрение технологий по обучению безработных трудовым навыкам. Внедрим систему квалификации и стандарты компетенций, которые позволят нашим гражданам стать конкурентоспособными на международном рынке труда.

Также хотим поощрять внедрение механизмов поддержки стартап-проектов молодых предпринимателей.

Девятое. Для обеспечения верховенства закона мы продолжим судебно-правовую реформу. Мы создаём правовую систему, обеспечивающую условия для развития Кыргызстана. Подтверждение этому мы находим на примере развитых стран.

Судебно-правовая реформа — это одна из требуемых реформ для будущего, мы разработали её концепцию. Она позволяет нам отойти от старой судебно-правовой системы и приблизиться к международным стандартам правового регулирования.

Но процесс реализации новых законов идёт медленными темпами. Мы ускорим эти реформы, здесь нам нужна поддержка.

Десятое. Вопросы безопасности требуют особого внимания.

Совместно с партнёрами надо разработать специальную программу по экономическому и социальному развитию приграничных районов. Необходима комплексная поддержка в укреплении границ. Мы реализуем правовые реформы, направленные на безопасное развитие нашего общества.

Вместе с тем разработаем новую государственную антикоррупционную стратегию. Подготовим и внедрим национальную методологию по измерению уровня коррупции в государственных органах и конкретных отраслях экономики.

Уважаемые участники форума!

Мы никогда не свернём с пути, направленного на защиту прав человека, обеспечение политического плюрализма, свободы слова. Развитие государства на пути устойчивой демократии возможно только при наличии доверия народа к избирательной системе. Мы в настоящее время находимся на новом этапе развития демократической избирательной системы.

Нацелены на дальнейшее развитие национальной избирательной системы, обеспечение её максимальной демократичности, укрепление механизмов свободных выборов, обеспечение избирательных прав граждан, проведение открытых и прозрачных выборов. Только при наличии стабильности и согласия в стране повысится уровень доверия доноров нашему государству. Мы хорошо понимаем эти ценности.

Поэтому мы и впредь продолжим укреплять государственную политику, которая во главу угла ставит права человека.

Уважаемые наши партнёры!

Совместно с вами мы реализуем многочисленные проекты, направленные на развитие. Наше сотрудничество продолжается в духе взаимопонимания и на конструктивной основе.

Хорошие плоды приносит наше взаимодействие в реализации крупных проектов в сфере чистой воды, ирригации, энергетики, строительства дорог, образования и здравоохранения.

Мы также совместно работаем над продвижением Целей глобального устойчивого развития, защитой экологии и развитием принципов зелёной экономики. Выше я вкратце обозначил только некоторые проекты. Полный список национальных проектов включён в Стратегию развития страны, о которых вам уже известно.

Уважаемые партнёры по развитию!

Кыргызстан в рамках Целей глобального устойчивого развития до 2030 года взял на себя определённые обязательства.

Парижское соглашение по Рамочной конвенции Организации Объединённых Наций «Об изменении климата», подписанное 12 декабря 2015 года в Париже, прошло ратификацию в нашей стране, соответствующий закон я подписал на прошлой неделе. Хотел бы подчеркнуть, что Кыргызская Республика придаёт особое значение реализации 17 Целей устойчивого развития, которые были включены в Стратегию развития страны до 2040 года. Национальный добровольный отчёт о достижении Целей устойчивого развития мы представим на площадках Организации Объединённых Наций в 2020 году. Кыргызстан выступает за идею находиться в стороне от инвестиционных проектов, наносящих урон окружающей среде.

Мы активизируем процессы по привлечению ресурсов от международных климатических фондов, в том числе от фондов по охране окружающей среды. Мы внедрим зелёные и устойчивые принципы финансирования для обеспечения доступа к долгосрочным финансовым ресурсам. Также проведём работу по адаптации к изменениям климата и предотвращению чрезвычайных ситуаций. Огромное значение имеет мониторинг реализации стратегических реформ и их результатов.

Мы внедряем национальную систему мониторинга.

Призываю принять активное участие в работе по данному направлению с учётом богатого опыта и институциональных возможностей донорского сообщества в систематизации стратегических целей и усилении мониторинга за их исполнением.

Уважаемые участники встречи!

Мы нацелены на достижение поставленных задач с использованием собственного потенциала и внешних ресурсов. Очевидно, что для ускорения этой деятельности мы нуждаемся в поддержке наших партнёров. Уверен, что наше плодотворное партнёрство в достижении совместных целей успешно продолжится. Выражаю благодарность нашим высоким гостям, с этой целью прибывшим в нашу страну из центральных офисов наших партнёров. Благодарим всех участников форума. Я желаю успехов нашему форуму по ускорению реформ для устойчивого развития».

Фото Султана ДОСАЛИЕВА.






Related News

Судебно-правовая реформа приобрела необратимый характер

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintСооронбай Жээнбеков в Государственной резиденции «Ала-Арча» провёл 3-е заседание Совета по судебной реформе при Президенте.

С учётом реалий и вызовов

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintПрезидент Сооронбай Жээнбеков, председатель совета Ассамблеи народа Кыргызстана Абдыганы Эркебаев  и директор Госагентства по деламRead More

Добавить комментарий