Main Menu

К полёту готовы!

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Слова, вынесенные в заголовок, давно стали устойчивым речевым оборотом, а по сути — рапортом о выполнении важной работы. Их по-рабочему просто и чётко произнесли российские лётчики Дамир Юсупов и Георгий Мурзин, которым недавно Президент РФ В. Путин вручил звёзды героев России за профессионализм и отвагу при спасении авиалайнера с экипажем и 226 пассажирами на борту, а также отмеченный достойной наградой Президента Кыргызстана

С. Жээнбекова пилот из нашей страны Дмитрий Палашкин, посадивший самолёт с отказавшим мотором и спасший жизни своих коллег и 96 пассажиров. В высокой награде их профессионального и человеческого мужества есть, несомненно, и оценка труда тех, кто воспитывал этих благородных и храбрых людей, учил и готовил к полёту, в том числе специалистов авиационной медицины. Об этом наш рассказ.

В 2019 году исполняется 110 лет авиационной медицине России, 60 лет со дня её образования в Кыргызстане и 46 лет со дня создания Кыргызского авиационного института имени И. Абдраимова. В Москве недавно состоялся II Международный конгресс Ассоциации врачей авиационной медицины (АВАМ), его участниками стали 250 делегатов из 19 государств, представлявших страны СНГ и европейского сообщества. От Кыргызстана на конгресс поехали старший инспектор по авиационной медицине Агентства гражданской авиации при Министерстве транспорта и дорог КР А. Токтоназарова и старший преподаватель кафедры естественно-научных дисциплин Кыргызского авиационного института имени И. Абдраимова, отличник здравоохранения СССР Л. Ольховская, которая выступила перед участниками форума с обстоятельным докладом о становлении и развитии авиамедицины в Кыргызстане.

Годом рождения отечественной авиационной медицины считается 1959-й, когда была создана врачебно-лётная экспертная комиссия (ВЛЭК). Первые её специалисты обследовали и разрешили полёт воздушного судна, выполнявшего авиарейс по маршруту Фрунзе — Москва. С этого периода здоровье и готовность лётного состава, авиадиспетчеров, бортпроводников и работников наземных авиаслужб гражданской авиации республики были под постоянным контролем медицинского персонала. Наибольший вклад в становление и развитие отечественной авиационной медицины внесли И. Брониславская, Н. Мясникова, А. Тверитина, А. Богочарова, А. Гришин, Г. Сафиулина, Ю. Копытова, Н. Губина, Т. Чертаковская, Л. Пьяных, К. Бахчиева. Воздушные медики республики неоднократно становились победителями и призёрами профессиональных конкурсов и соревнований по всем комплексным показателям среди аналогичных служб Министерства гражданской авиации СССР и на всесоюзном уровне. За весь период работы медицинской службы не случалось проблемных случаев со здоровьем у пилотов при выполнении полётов.

В московском выступлении Л. Ольховская отразила ключевую роль специалистов авиамедицины в подготовке и обучении работников гражданской авиации. В 1973 году создали Фрунзенское авиационно-техническое училище — первое в Средней Азии, на его базе в 2018-м образован Кыргызский авиационный институт имени И. Абдраимова. За более чем 46-летний период своей деятельности здесь подготовили более 4 000 авиационных специалистов. Выпускники первых наборов курсантов сегодня возглавляют различные авиапредприятия страны. Так, А. Аскаров, окончивший вуз в 1978 году, является генеральным директором «Авиа Трафик компани», а другой выпускник, профессор, кандидат технических наук У. Курманов руководит Кыргызским авиационным институтом имени И. Абдраимова. Одним из наивысших достижений медицинской службы вуза стало присуждение ему первого места среди учебных заведений среднего звена Союза руководством медико-санитарного управления Министерства гражданской авиации СССР. На базе (тогда ещё училища) в Кыргызстане провели Всесоюзное совещание по обмену передового опыта, а медицинская служба авиаучилища премирована автомобилем «Москвич-412».

В 1997 году уже в авиационном колледже (в него было перепрофилировано учебное заведение) в программу обучения включили дисциплину «авиационная медицина». В учебный процесс ввели такие предметы, как «медицина катастроф», «возможности человека с учётом факторов угроз и ошибок», «медицинское обследование на борту воздушного судна».

Одним из крупных и знаковых мероприятий учебного процесса стало недавнее проведение конференции «Актуальные вопросы авиационной медицины и пути их разрешения в Кыргызской Республике». Основным докладчиком на форуме выступил А. Сарыбаев, профессор, доктор медицинских наук, директор Национального центра кардиологии и терапии имени М. Миррахимова, который рассказал о возможностях и условиях перелёта пациентов с кардиореспираторными заболеваниями, сопровождающимися гипоксемией.

Интересными сообщениями и докладами поделились А. Акунов, кандидат медицинских наук, сотрудник этого же центра и студенты второго курса Кыргызского авиационного института имени И. Абдраимова отделения высшего профессионального образования Г. Турдукулова, Г. Омеева, А. Боркутбаева и Д. Токтогулова.

Конференция продемонстрировала общественный интерес к вопросам и проблемам авиационной медицины, расширению и углублению знаний по ним у руководителей авиационных предприятий и самих студентов. Это, несомненно, послужит стимулом в дальнейшей работе специалистов авиационной медицины, а также посодействует регулярному проведению подобных научных форумов в республике.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото пилота I класса Георгия ГЛЕБОВА.






Related News

Требование времени — высокоскоростной интернет

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintПрошло заседание республиканского штаба по концепции цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023». Возглавил встречу первый вице-премьер-министрRead More

АвтоЦОНы совершенствуют

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintГосударственная регистрационная служба продолжает открытие в Бишкеке и регионах республики центров обслуживания населения по регистрацииRead More

Добавить комментарий