Main Menu

Выигрывают государство и предприниматели

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

В Бишкеке прошёл круглый стол «ГЧП и бизнес: сотрудничество или соперничество?» Его участники обсуждали проблемы  соблюдения баланса интересов государства и  частного сектора, распределение рисков и ответственности,  повышение качества проектов, говорили об огромных  возможностях, открываюшихся  перед страной  в глобальной модернизации инфраструктуры, так необходимой для улучшения жизни людей, особенно в регионах.

В частности,  речь шла о реабилитации детского  кинотеатра «Кызыл Кыргызстан», который был построен  в 50-х годах прошлого века в центре столицы. Здание обветшало и развалилось, восстановлению не подлежало, пришлось его снести. Подобного кинотеатра у бишкекской детворы нет до сих пор. Поэтому одна из отечественных строительных  компаний, выиграв тендер, решила  реабилитировать детский кинематограф в  здании возводимого ею бизнес-центра.

При закладке капсулы в фундамент здания  будущего детского кинотеатра выступил  вице-премьер-министр  Замирбек  Аскаров. Он акцентировал внимание на том, что сегодня в Кыргызстане  созданы практически все условия  для успешной реализации проектов ГЧП, принято  усовершенствованное законодательство, более прагматичное, стимулирующее приток  местных инвестиций. Сегодняшний круглый стол даёт хорошую возможность обсудить последние нововведения по регулированию сферы  ГЧП, узнать о проблемах и предложениях бизнеса. Вице-премьер-министр подчеркнул, что  партнёрство государственного и  частного секторов  является одним из важнейших инструментов  решения  социально-экономических задач страны. Опираясь на долгосрочные приоритеты, правительство стремится  улучшить социальную и  производственную инфраструктуру, где  участие бизнеса играет важную роль.

— Это первый ГЧП-проект  в сфере культуры, — говорит представитель частного партнёра,  глава бизнес-ассоциации ЖИА Чолпонбек Акматов. — В республике  сотни таких  кинотеатров, библиотек, домов культуры, свыше 162 областных, городских и районных больниц. Все они остро нуждаются в инвестициях, капитальном ремонте, эффективном управлении. И такой инструмент, как государственно-частное партнёрство, здесь просто  незаменим. Вдумайтесь: 126 млн. квадратных метров собственности находится сегодня в руках государства на сумму приблизительно $7 млрд. На содержание этих объектов и штатной численности ежегодно выделяются  бюджетные средства. По существу эти учреждения висят на шее государства. Разве рационально? Разве оправданы подобные затраты?

Возьмём, к примеру,  Российскую Федерацию, а также  Казахстан и Узбекистан. В России  суммы партнёрских проектов давно перевалили за миллиарды рублей, у наших соседей  партнёрские отношения бизнеса и государства  быстро продвигаются, проекты эффективно работают  во всех отраслях народного хозяйства. Кыргызстан может похвастаться разве что  гемодиализом. Деньги за эту услугу теперь государство платит частной компании, а она на выгодных для правительства условиях обеспечивает  медицинское обслуживание, медикаменты и помещение.

Начиная с 2012 года — времени создания первого варианта Закона о ГЧП,  правительство и бизнес  действовали, как две параллельные прямые, не пересекаясь и лишь декларируя преимущества   такого рода партнёрства. Предвидеть счастливое будущее альянса  в такой ситуации было весьма непросто. Депутат Жогорку Кенеша Акылбек Жапаров вспоминает: «Мы девять раз откладывали  рассмотрение нового закона о ГЧП, постарались убрать все коллизии и разночтения, значительно упростили подачу проектной заявки».

Действительно, с огромным трудом  удалось  реализовать  первые государственно-частные проекты  в области медицины. Помню,  с каким восхищением  в августе 2016 года мы  восприняли  идею  чиновников здравоохранения  о передаче гемодиализных услуг одной из частных немецких компаний, выигравшей тендер! Это столько спасённых жизней и здоровья наших соотечественников! Ведь в Кыргызстане не было хороших специалистов,  из 79 аппаратов работали лишь 26 (треть оборудования), очереди огромные, больничные  палаты не отвечали требованиям международных стандартов.

Немецкая компания вложила в проект 10 млн. евро, подписала соглашение на два десятка лет, в результате в Джалал-Абаде появилось 11 аппаратов «искусственная почка» последнего поколения на молекулярном уровне, в диализных залах периодически очищались вода и воздух, 13 медсотрудников получили постоянную работу.    Позже частные центры гемодиализа появились в Оше и Бишкеке. А многие другие интересные инфраструктурные проекты так и не удалось осуществить  из-за бюрократических проволочек.

«Опыт реализации первых проектов ГЧП  выявил ряд сложностей при подготовке документов, а также неэффективность  и несоответствие  некоторых законодательных требований, — говорит  заместитель министра экономики Султан Ахматов. — Эти и другие причины  привели к необходимости пересмотра  закона о ГЧП».

Нынче ситуация изменилась,  наш бизнес вырос и окреп, у него появился ценный опыт работы не только в странах СНГ, но и дальнего зарубежья. Депутат Жогорку Кенеша Акылбек Жапаров привёл в пример дальновидную политику английского премьер-министра Маргарет Тэтчер. После Второй мировой войны  восстановить  хозяйственную деятельность, выйти из экономического кризиса помогла передача простаивающих предприятий  в  доверительное управление на 10-15 лет.  В результате Великобритания  вернула себе  работающие по современным технологиям производства, хорошо управляемые кризис-менеджерами, регулярно уплачивающие налоги.

Кыргызстан  имеет небольшой по объёму рынок сбыта, но  наше членство в Евразийском экономическом союзе  даёт нам преимущества, притягивает иностранных инвесторов. Но пока мы ждём, когда нагрянут в наш горный край толстосумы, не лучше ли  попробовать с помощью ГЧП задействовать внутренние ресурсы? Республика  исправно обслуживает внешний долг,  но он может приблизиться к критической оценке: 60% к ВВП (сегодня 48%). Есть все предпосылки опираться на собственные ресурсы: если в 2015 году существовало 7 проектов ГЧП, то в 2019-м —  их уже 23!

Государству всегда нужно  чётко прописывать свои требования, заниматься  оценкой и мониторингом  проекта.

НОВЫЕ ПРАВИЛА  ПАРТНЁРСТВА

Летом текущего года при Министерстве экономики  был образован Центр ГЧП, принят новый Закон «О государственно-частном партнёрстве». О новом документе  рассказывает директор  центра Данияр  Абдылдаев: «Во-первых, значительно расширена сфера применения механизма ГЧП, в неё дополнительно вошли  электронное управление, финансы и банковские услуги. Значительно расширен перечень  лиц — государственных партнёров, это муниципальные и государственные учреждения, любые организации, которые вправе инициировать проекты; во-вторых, очень важно: теперь не только  министерства и ведомства могут выступать с инициативой ГЧП, но и сам бизнес, такое право у него есть  но новому законодательству. В законе  появились новые термины: «крупный проект» —  на сумму свыше 700 млн. сомов и «обычный» — в несколько тысяч  или миллионов сомов.

Отбирает проекты для реализации наблюдательный совет центра.  К сожалению, 80%  тендерной документации не проходят экспортную оценку по качеству.

Участники круглого стола  порекомендовали  включить в состав наблюдательного совета не только чиновников, но и предпринимателей, а также представителей международных финансовых институтов.

Советник Госагентства промышленности, энергетики и недропользования Гани Абдрасилов посоветовал  упразднить  структуру госимущества как отжившую и неэффективную форму правления;  активы передать линейным министерствам, чтобы  бизнесменам можно было с ними  работать  напрямую. Особое внимание следует обратить на бюджетообразующие  предприятия,  их следует  обновлять в первую очередь, так как  такие компании  принесут в бюджет миллиардные налоги, к тому же создадут сотни новых  рабочих мест. К сожалению, у нас нет реестров муниципальной собственности, а жаль, ведь там, в «серой» экономике, вращаются огромные деньги.

Как должен действовать бизнесмен для инициирования проекта ГЧП? «Прежде всего определите, какой именно инфраструктурный проект вас интересует, — говорит  директор учебного центра Министерства финансов  Эрке Турдумамбетова. —  Расскажите, каким образом вы  думаете осуществить задуманное, соблюдая интересы граждан, государства, подсчитав возможную прибыль коммерсанта. Затем переходите ко второму шагу — финансовой оценке проекта с точки зрения его  технической, экологической, юридической  и социальной реализуемости. Здесь директор учебного центра рекомендует обращаться к консультантам, которых можно найти в Центре  ГЧП.

В качестве представителя от государства может  выступать  любой исполнительный государственный или муниципальный орган власти,  а также  акционерные компании, в которых 50 и более процентов  голосующих акций принадлежат государству.

ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ  ПРОЕКТЫ

В настоящее время в Кыргызстане реализуется несколько проектов ГЧП: по созданию  центров гемодиализа, строительству кинотеатра «Кызыл Кыргызстан» и электронному  билетированию в городском общественном транспорте. Об этом подробнее. Директор Центра ГЧП Данияр  Абдылдаев подписал соглашение  с  мэрией Бишкека. Эксперимент начнётся с будущего года, сначала задействуют несколько пробных маршрутов, затем остальные.     В перспективе  модернизация аэропорта «Манас», реконструкция туристического комплекса «Иссык-Куль», строительство таможенно-логистического комплекса в Ат-Башинском районе Нарынской области, установка  компьютерных томографов в учреждениях здравоохранения, организация  муниципальных  парковок вдоль дорог.

В процессе подготовки  проекты строительства детских садов. В заключение несколько слов о Западном автовокзале. Он выстроен в 80-х годах прошлого века, земля просела, шлагбаумы ручные, денег у администрации хватает лишь на заработную плату сотрудникам. Между тем там сегодня работают 50 частных автокомпаний, ежедневно приезжают и   уезжают из Бишкека 2 тысячи человек, 700 тысяч  пассажиров пользуются услугами Западного автовокзала. Это ли не место приложения  эффективного механизма государственно-частного партнёрства?  Вместе с отечественными бизнесменами  мы  совместно построим  сильную, конкурентную страну.

Галина ЛУНЁВА. 






Related News

Экономике требуется подпитка

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintМинистр финансов Бактыгуль Жеенбаева провела онлайн-брифинг.

Ставка на внутренние резервы

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrint«Доходная часть бюджета увеличена на 2,2 млрд. сомов», — такое заявление сделал вице-премьер министр ЭркинRead More

Добавить комментарий