Main Menu

Легенда о святом проповеднике Вали ата

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

В Джалал-Абадской области с севера на юг по территории Аксыйского района протекает река Афлатун, являющаяся самым крупным правым притоком реки Кара-Суу. Берёт начало с юго-восточного склона Чаткальского хребта. Длина реки — 50 км, площадь водосбора — 928 км2. Основной источник питания — талые снеговые и дождевые воды.

Река Афлатун

Среднегодовой расход — 11,0 м3/с. В долине этой реки расположены одноимённое село и лесхоз.

Согласно существующей среди местного населения легенде, эта река получила своё название в честь проповедника ислама, отличавшегося от своих сподвижников какой-то особой святостью.

Арабское имя этого святого проповедника ислама, одного из первых участников борцов за новую веру, как и имена других пяти его сподвижников, осталось неизвестным. Позднее многие из этих проповедников получили местные прозвища, в зависимости от различных обстоятельств, связанных с родом их деятельности. Например, Бабаш — старец; святой дед, святой предок, Бозбу — смуглолиций; Падыша — замеcтитель шаха Джарира; Тоскоол — преграда, препятствие, помеха; преградитель водного потока; Ходжа (Кожо) — племянник Тоскоола; почётный титул духовных лиц; Иман — вера, и другие. Так и этот проповедник получил прозвище Афлатун, что, по мнению многих историков и антропонимистов, является искажённым именем Вали ата. В народном фольклоре все эти проповедники ислама считаются братьями, но это не так. На самом деле они земляки, жители города Мекки, братья по духу и вере.

Иман ата, Вали ата и Бабаш ата (внизу) молятся

Слово «вали» имеет несколько значений: 1) религиозный сан, чин, звание (ит. San, исп. Santo, aнг. saint, лат. sankt — праведник, святой); 2) имя (ар.) wali — близкий, родной, святой; 3) должность наместника в администрации мусульманских стран (ар.) wali, wala — быть близким, руководить; 4) владелец, хозяин, господин, защитник; 5) эпитет Аллаха, (ар.) аль-Вали — правящий, властвующий, покровитель, властелин; 6) (ар.) — близкий друг Аллаха; «возлюбленный» бога (вали Аллах); друг благородных властителей и добрых людей.

Однако в соответствии с особенностями арабского алфавита и арабской грамматики слово «вали» во множественном числе имеет форму аулия (авлия) — (лат.) awliya, (анг.) auliyia — в исламе люди, которые проводят все свои дни в постоянных молитвах и в поминании Аллаха. Они ведут праведный образ жизни и избегают совершения грехов, постоянно совершенствуя свой духовный мир. На территории Казахстана название Аулие-Ата до 1936 года носил город Тараз, и этот топоним переводился как «святой отец», хотя с учётом сказанного должен переводиться как «отец святых» (аулие — (ар.) святые   ата — (тюрк.) отец, при именах географических указывает на святость места = отец святых). Это повышало ранг этого топонима и ставило его выше, чем подобные названия Бабаш-Ата, Бозбу-Ата, Тоскоол-Ата и другие, так как по рангу название «отец святых» является синонимом пророку Мухаммеду и даже самому Аллаху, так как имя Вали переводится и как «близкий друг Аллаха».

В некоторых исторических источниках указывалось, что узбеки именем Афлатун называли знаменитого древнегреческого философа Платона, который жил в 429(427) = 347 гг. до н. э., а ислам зародился лишь в VII веке новой эры, и разница между этими периодами превышает 1 000 лет, то естественно спросить, как не имеющие письменности кочевники могли знать о Платоне и назвать его именем проповедника ислама. То есть эта версия не имеет под собой никакого основания.

Волк-оборотень

Трансформация имени Вали-Ата в Афлатун происходила по цепочке  вали (wali); множественное число авлия; (анг.) аwlia; aulia; awla, афла + тун — первенец, родившийся первым; (перен.) настоящий, истинный, искренний + ата — (тюрк.) отец, предок; при именах собственных — патрон, покровитель, заступник, защитник; при именах географических указывает на святость местности; при именах религиозных деятелей означает святой отец.

(Есть предположение, что и название реки и села Авлетим имеет аналогичное происхождении: авла — awla — awliyia, aulia + тим — тун — ата).

Как и все проповедники ислама, Вали жил в Мекке как раз в период, когда шах Джарир, внук пророка Мухаммеда, в первой половине VIII века собирал войско и проповедников ислама на войну за предписанную Кораном борьбу за веру — джихад на территории Средней Азии. Будучи глубоко верующим и ярым сторонником идей пророка Мухаммеда, Вали собрал отряд своих сторонников и присоединился к войску шаха Джарира, с которым был хорошо знаком и не раз участвовал в его завоевательных походах. Вали, как проповедник ислама, обладал поразительным даром убеждения. Но эти его способности сами по себе ничего бы не стоили, если бы он сам искренне не верил в то, что проповедовал, поэтому-то вокруг него и сформировалась группа таких же людей, фанатично преданных новой вере. Они не искали для себя никаких благ и выгод, и ими двигала лишь идея и вера в Аллаха.

Вначале фортуна благоприятствовала арабскому войску и проповедникам ислама в завоевательном походе, пока они не столкнулись с кочевыми народами Средней Азии (язычниками, огнепоклонниками), которые наотрез отказались принимать ислам. Произошла кровавая битва, в которой войско шаха Джарира было разбито, а все проповедники ислама разбежались и прятались у своих последователей, которых они успели убедить принять ислам.

Так Вали попал на территорию современного Аксыйского района Джалал-Абадской области и длительное время скрывался в верховьях, тогда ещё безымянной речки. Здесь Вали прятался от кочевников до тех пор, пока все проповедники не начали повторно вести свои проповеди и снова начали убеждать кочевников принять ислам. И теперь, когда этот процесс проходил путём мирного убеждения, он давал более высокие результаты. Всё большее количество язычников принимали ислам, строили мечети и жили по новым законам. Вали продолжал сою проповедческую деятельность и был уважаемым и авторитетным человеком.

Когда Вали умер, его похоронили в долине реки, где жил последнее время, и его могила стала мазаром, а река стала называться его именем (Афлатун). Многие верующие, и в первую очередь те, кого он убедил принять ислам, стали посещать его могилу, так как вопреки аргументам, опирающимся на текст Корана, считали, что Вали, будучи известным проповедником, обладал исключительной духовной силой и благочестием, стойко исповедовал веру в Аллаха, вёл праведную жизнь и обладал даром сверхъестественного чудотворения, которое, по их представлениям, мог излить на других верующих, и в первую очередь исцелить больных. Поэтому такой потенциальный «вали» был признан святым фактически ещё при жизни и получил титул «ата», но ещё большее признание он получил после смерти. Паломники, посещая могилы святых, верили, что, почитая святого, они тем самым почитают Бога, который наделил святых даром чудотворения и сделал посредниками между собой и людьми.

О том, что Вали обладал даром чудотворения, говорит такой факт, приводимый в одной из местных легенд. Однажды в предгорьях горного хребта поселилась волчья стая. И сразу участились нападения волков на стада кочевников и местного населения. Пастухи сразу заметили, что во главе стаи всегда шёл какой-то необычный волк: более крупный, серо-серебристого цвета, с жёлтыми горящими глазами, с очень страшным оскалом пасти. И всё чаще волки стали нападать на отары овец и наносили большой ущерб поголовью скота.

Собрались пастухи на совет и решили идти к проповеднику ислама Вали за помощью, так как считали его святым и обладающим даром чудотворения. Вали выслушал пастухов и пообещал им помочь отвадить волков. Внутренний голос и дар предвидения подсказали ему, что тут дело не в волчьей стае, а в её вожаке, так как это был оборотень, а точнее, обычный человек, превращённый в животное колдунами, с целью наказать человека за нанесённую обиду и свести с ним счёты. В мифологических рассказах превращение человека в волка-оборотня иногда выступает как наказание за непочитание родителей. Поэтому таких оборотней можно вернуть в человеческий вид, дав им колдовского зелья, которое умели делать некоторые проповедники. Но для этого нужно было либо поймать оборотня и напоить его колдовским зельем либо каким-нибудь другим способом заставить его самому выпить это зелье. Вали решил подмешать в своё зелье кровь молодого ягнёнка и оставил его в чаше около овечьего загона.

Всё у него получилось — оборотень выпил всё зелье и убежал в лес, и больше никто его никогда не видел. А Вали заслужил одобрение своих односельчан.

Юрий БЕЛЯКОВ.






Related News

Из Индии в Кыргызстан

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ Нью-Дели прошло туристическое «Роуд-шоу».

Наши кадеты в Дели

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintГруппа воспитанников Кыргызского национального военного лицея им. Героя Советского Союза Д. Асанова отправилась в ИндиюRead More

Добавить комментарий