Main Menu

Спасибо, что Вы были, Мастер!

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Мы до конца верили, что он победит болезнь, но свершилось непоправимое. Выдающийся мастер и прекрасный человек покинул земные пределы. Болотбек Шамшиев, грандиозный режиссёр, с огромным чувством, которым должен обладать творческий человек. Он был замечательным художником с тонким музыкальным вкусом, глубоко мыслящий, светлый, и мы прощаемся с ним со светлыми, оптимистичными чувствами. Он нам это право дал и даже обязал смотреть на жизнь такими глазами. Шамшиев обладал самобытным художественным и человеческим взглядом на мир, а его фильмы дарили всем людям надежду. Болотбек Толонович, мы продолжим смотреть ваши картины и разговаривать с вами через экран.

Все его фильмы несли в себе элемент драмы, но вместе с тем и светлую надежду. Режиссёр обогатил нас и словно учил зрителей сложной айтматовской науке «как человеку человеком быть», он дарил возможность почувствовать в себе человека и увидеть в окружающих нас людей. Он и ушёл по-человечески тихо и скромно, как и жил, хотя его фильмы всегда вызывали бурную реакцию общества, которое заинтересованно обсуждало каждую его ленту. В последнее время он не снимал картин, больше писал, последняя книга, над которой он трудился, называлась «Каба — храброе сердце». Люди смотрели его фильмы по нескольку раз, знали всех их героев, и ощущалось спокойствие от мысли, что художник здесь, рядом.

С одной стороны, есть понимание, что закон природы таков: люди проживают долгую, красивую жизнь и уходят, а с другой, тяжело смириться с такой знаковой утратой. Очень трудно писать о нём в прошедшем времени, так же как писать не от первого лица, потому что всё, что касается творчества Шамшиева, — это сугубо личное и дорогое каждому. Болот Шамшиев ушёл из жизни каждого из кыргызстанцев, поскольку с самого начала, с детства его творчество сопровождало нас. Как и его великий современник и наставник Чингиз Айтматов, Болот Шамшиев являлся зеркалом духовности нации, поскольку олицетворял набор качеств, определяющих человеческую сущность. Теперь мы уверены, что не сними он «Выстрел на перевале Караш», «Алые маки Иссык-Куля», «Белый пароход», то в мире не узнали бы о Кыргызстане с той стороны, с которой о нём рассказывал и показывал его Шамшиев. Только после того, как режиссёр создал свои гениальные фильмы «Манасчи», «Чабан», «Белый пароход», «Выстрел на перевале Караш», «Ранние журавли», «Волчья яма», «Восхождение на Фудзияму», мир узнал, что кыргызы живут в постоянном диалоге с природой, их представлениях о любви, дружбе, месте человека на земле.

Шамшиев писал, что режиссёр начинает видеть свой фильм, когда ещё ничего нет, если же режиссёр не видит своего фильма, то у него ничего никогда не получится. Это главное правило кинематографа. Есть непреложная истина, что в искусстве лучше всего выразить мысль может писатель, художник создаёт форму и цвет, а композитор задаёт настроение. И только актёр может передать чувства, а режиссёр — это дирижёр, который всё это собирает и подчиняет своему авторскому замыслу. Самый главный жанр в мировом киноискусстве — это драма, всё остальное прилагается, считал Болот Шамшиев и исповедовал этот принцип в своём творчестве. «Нужно снять 10-15 фильмов, чтобы понять, что же нужно делать в кинематографе», — говорил он молодым деятелям кино.

В своих картинах Шамшиев поведал простым и понятным для всех языком об очень сложном в человеческих судьбах и на этом зиждился огромный талант режиссёра — сплести в сюжетной канве свой самобытный и неподражаемый драматизм, показать зрителям совершенство человеческой природы и заставить его сердце ответно сопереживать и размышлять над собственной судьбой, что, по сути, и является самой большой силой искусства. Думать над бытием персонажа, как это делал только он, мастер с абсолютным чувством на боль и радость человеческой души.

Он по-настоящему тонко разбирался в человеческой драме, искусно и всегда по-доброму. Режиссёр исполнял творческий завет о том, что главнее всего любовь к человеку, автор должен любить героя, даже если он антагонист. Герои его картин — люди на грани, стоящие перед выбором: куда идти дальше? Он не давал напутствий свысока, но всегда заставлял думать.

В одном из своих интервью Шамшиев говорил, что он понимает, что в стране есть серьёзные проблемы, но культура нам нужна в первую очередь. И напомнил о случае с У. Черчиллем, когда в Великобритании в годы войны утверждали годовой бюджет, то в документах политик обнаружил «обрезанную» статью расходов на культуру. Он спросил, а почему сократили деньги в поддержку культуры, и ему ответили, что, мол, сейчас идёт война. Глава Великобритании удивился и сказал: «А ради чего мы вообще воюем?» Этим было всё сказано. «Ради чего существует человек? Ради культуры. В какой ресторан ты пошёл, в какую девушку влюбился, в каком доме живёшь, какая у тебя семья — это всё культура. Без культуры невозможно создать ни национальную общность, ни государство», — подчёркивал Шамшиев.

Выдающийся мастер и замечательный человек покинул наш мир, мы безутешно прощаемся с ним. Вообще, смерть — самая большая несправедливость. Жизнь устроена нехорошим образом, потому что в тот самый момент, когда человек достигает совершенства, он уходит. Хотелось бы, чтобы Создатель таких талантливых людей оставлял вечно живыми. Светлая Вам память, Болотбек Толонович ШАМШИЕВ. Спасибо, что Вы были у нас!

Коллектив редакции газеты «Слово Кыргызстана».

Выражаем глубокие соболезнования родным и близким Болотбека Толоновича.






Related News

Дорога к исчезнувшему эпосу

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintДва года назад в августовские дни в Бишкеке впервые прошла 61-я сессия Постоянной международной алтаистическойRead More

Экзамен не пересдать. Часть IV

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrint(Продолжение. Начало в номерах от 10, 17 и 24 июля 2020 г.) Мы продолжаем анализироватьRead More

Добавить комментарий