Main Menu

Как разрешить конфликт?

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Конфликты — это сложный и многоплановый социальный феномен. В нём, как правило, участвуют самые различные стороны, социальные группы, молодёжные движения и сообщества, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединённые теми или иными целями и интересами. Возникают они по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, экологическим, политическим, ценностным, религиозным.

Пути и методы разрешения конфликтных ситуаций среди молодёжи и их профилактика стали темой заключительного раунда заседаний Дискуссионного клуба, который состоялся в Бишкеке. Он прошёл в рамках проекта «Конструктивные диалоги о религии и демократии», который реализуют Госкомиссия по делам религий, общественный фонд развития духовной культуры «Ыйман» и международная организация «Интернешнл Алерт». Цель проекта — поддержание открытого общественного диалога по вопросам свободы и вероисповедания, роли религии в жизни людей, взаимосвязи между государством и религиозными учреждениями в нём, а также по национальным стратегиям по вопросам теологии.

В обсуждении заявленной темы приняли участие студенты и педагоги столичных вузов, различных молодёжных движений и структур, эксперты, религиозные деятели, гражданские активисты, представители правоохранительных органов, журналисты. Открывая дискуссию, международный эксперт по медиации и разрешению конфликтов Назгуль Алдашева рассказала о методах разрешения конфликтных ситуаций, аналогах медиации и технологии альтернативного урегулирования споров. «Умение молодых людей вовремя распознавать конфликты, понимать их природу и конструктивно разрешать подобные противостояния — полезные навыки, которые они могут применить как в своей личной жизни, так и в деятельности своих сообществ, нацеленной на позитивные изменения», — подчеркнула Н. Алдашева.

Менеджер проекта «Конструктивные диалоги о религии и демократии» Расул Момуналиев отметил, что обсуждаемый на заседании вопрос — весьма личностный и нередко его просто боятся затрагивать, а если это и происходит, то воспринимается порой болезненно. Именно поэтому в нашем современном поликонфессиональном и многонациональном обществе обретение и развитие навыков мирного сосуществования, разрешения спорных конфликтных ситуаций, не прибегая при этом к агрессии и насилию, — жизненно насущны и важны. «Это основа развития нашего общества!» — заключил оратор.

Эксперт по конфликтам акцентировал, что мы в большинстве своём боимся конфликтов и старательно их избегаем. Конфликт связан с чувствами, которые принято подавлять гневом и агрессией. Он всегда означает, что при столкновении интересов сторонам не удалось найти компромисс и договориться. Мирному сосуществованию нас всех учили с детства, и этому мы учим своих детей. Однако намеренное избегание напряжённых ситуаций приводит порой к печальным последствиям — конфликтофобии. Люди часто не знают, как себя вести в спорных ситуациях, не умеют направить их в конструктивное русло и извлечь из этого пользу. А главное — взрослые не могут эту науку преподать младшему поколению. Личность и конфликт — понятия неразделимые. Невозможно вырасти и стать зрелым человеком без того, чтобы ни разу не вступить в противостояние с самим собой или с окружающими. И в детстве, в подростковом и молодёжном возрасте конфликт является непременной составляющей развития, и во многом от нас, взрослых, зависит, пойдут конфликты на пользу ребёнку или, напротив, превратят его в неудачника, подчеркнул спикер.

Но как способствовать формированию успешной молодой личности? Для этого молодым нужно разбираться в природе конфликтов и учиться не бояться трудностей и проблем. Важно уметь понимать себя, свои желания, причины и последствия, выстраивать приоритеты и делать выбор исходя из того, что важнее. Находить баланс между желанием и долгом, ощущать разные социальные роли. Достигать компромисса, если невозможно получить всего. Правильно ставить цели и достигать желаемого с помощью стратегии «маленьких шагов». Желать того, что можно получить, обращаться за помощью.

Молодой человек также должен уметь справляться с разочарованием, не теряя себя. Тогда разлад может и должен стать толчком к положительным изменениям, стимулом к развитию личности и становлению своего «я». Именно такой подход считается конструктивным. Те же самые правила можно применять в решении межличностных конфликтов.

Разногласия — естественная часть человеческой жизни. С другой стороны, цивилизованные люди хотят жить без ненужных раздоров и имеют на это полное право. Там, где можно договориться, — лучше договориться. Мудрые люди учатся ненужные конфликты предупреждать, а начавшиеся — гасить.

Выступившие затем участники дискуссии отметили, что в современном обществе с его высокой конфликтностью одним из знаменательных факторов его развития становится развитие навыков управления спорными ситуациями. Особенно важно развитие этих умений в молодёжной среде, поскольку она является наиболее активной частью общества и по существу пассионарной (стремящейся к обновлению и развитию общества) и оказывается втянутой в конфликт не только на межличностном уровне, но и на уровне групп, что увеличивает возможность для деструктивного развития событий. Важность этой работы с молодёжью предполагает её участие в различных проектах, обучающих молодых людей различным методикам и технологиям в трансформации конфликтов, стереотипов (по отношению к другим этническим группам, профессиям, культурам и т. д.) и социальных проблем (голод, защита природы и другие). Созданные социальные технологии управления спорами в молодёжной среде позволяют разрешать часть проблем во взаимоотношениях до перехода их в стадию эскалации, а следовательно до развития их в деструктивном русле. Кроме того, развитие системы управления конфликтов среди молодёжи положительно сказывается на уровне социальной компетентности общества.

Заключила предметную дискуссию интерактивная игра, которую с участниками мероприятия также провела эксперт-конфликтолог Назгуль Алдашева. В итоге состоявшегося продуктивного обсуждения студенты пришли к выводу, что данный вопрос требует к себе более тщательного внимания, и предложили запланировать столь важную тему в программе Дискуссионного клуба на грядущий 2020 год.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Related News

Обратная связь с кыргызстанцами

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintЗа 12 месяцев 2019 года в аппарат Президента поступило 15 305 (за 12 месяцев 2018-гоRead More

Год духовного взаимодействия

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintТоржественное открытие перекрёстного года для Кыргызстана и России пройдёт в Москве с участием президентов двухRead More

Добавить комментарий