Main Menu

«Невидимый» убийца

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Ежегодно в мире из-за грязного воздуха умирает более семи миллионов человек. По мнению учёных, к 2050 году эта цифра увеличится вдвое.

Эксперты отмечают, что загрязнение воздуха является причиной респираторных, инфекционных и сердечных заболеваний, инсульта, рака лёгких. У детей всё чаще проявляются астма, хроническая лёгочная недостаточность, задержка роста, диабет, ожирение и умственная отсталость.

Кыргызстан проблема загрязнения воздуха не обошла стороной. Особенно это коснулось столицы. Установленные экологическим движением Move Green датчики, замеряющие содержание мелких частиц РМ2.5 (воздушный загрязнитель, в состав которого входят твёрдые микрочастицы, мельчайшие капельки жидкостей, кусочки сажи, асфальта и автомобильных покрышек, сульфаты, нитраты, соединения тяжёлых металлов (в основном оксиды), биологические загрязнители) в воздухе, порой просто зашкаливают. В некоторых районах Бишкека показатели достигают отметки свыше 400 мкг/м3. Отметим, что по нормам ВОЗ среднегодовой уровень РМ2.5 должен составлять не больше 10 мкг/м3, а среднесуточный — не выше 25 мкг/м3. Что касается национального законодательства, то нормой считается показатель датчика в 35 мкг/м3. А разовая допустимая концентрация — 160 мкг/м3.

Чей смог?

Эта проблема в столице появилась не вчера. Ядовитый смог медленно убивает граждан уже который год. Экологи и простые граждане давно бьют тревогу. Проводились не раз круглые столы, акции, митинги, но особого результата они не принесли. При этом ряд чиновников вообще отказываются признавать  проблему и заявляют, что в городе всё хорошо. К примеру, директор Госагентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства Абдыкалык Рустамов заявил на пресс-конференции, что из-за организации Move Green у людей складывается  мнение, что в Бишкеке жить невозможно. Но это не так. Чиновника возмутил сам факт установки датчиков в столице, при этом он заявил, что у ведомства есть план мероприятий, который якобы должен решить сложившуюся ситуацию. «Бороться не будем. Мы станем агитировать население, чтобы поменьше ездили на машинах. Считаем, это решит проблему, потому что мэрия закупает троллейбусы. Как только создадут эти условия, люди перестанут ездить на авто», — заявил глава госагентства.

План директора Госагентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства, может, и хорош на бумаге, но на деле навряд ли исполнится. При этом пересесть на общественный транспорт многие люди готовы, но вот не везде он ходит. К тому же вспомним, как только выпал первый снег и на дороги превратились в каток, 60 муниципальных автобусов просто не вышли в рейс. Причина дорожного коллапса —  у купленных весной автобусов стояли китайские всесезонные шины,  оказавшиеся непригодными к езде в гололедицу. В мэрии тогда заявили, что уже купили белорусские шины, которые должны «держать» дорогу.

От проблемы смога открестились и в мэрии. Сначала в распространённом муниципалитетом пресс-релизе чиновники посоветовали горожанам купить специальные маски и поставить дома очистители воздуха. А после на заседании комитета по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию вице-мэр Мирлан Амантуров и вовсе заявил, что смог не вопрос мэрии. «Сейчас 64% угля — местный, 36% — импортный. Зольность последнего составляет 12%, местного — 20%. Мэрия снизила сжигание резины и прочих веществ до 2%, перестала сыпать песок на дорогах, расширяют питомники деревьев и так далее. Для решения смога правительство и Жогорку Кенеш должны принимать программу», — заявил он. По его словам, в Бишкеке только одна школа топится углём, остальные средние учебные заведения и садики обслуживает «Бишкектеплосеть». Кроме этого, в 2020 году планируется перевод 22 котельных на газовое обслуживание.

От смога открестилась и ТЭЦ. Директор Бишкекской теплоцентрали Андрей Воропаев заявил журналистам, что у них на каждом котле установлены специальные фильтры, на которых оседает большая часть вредных частиц и газов. «Из трубы на новой ТЭЦ выходит не дым, а пар. При нулевой температуре вообще ничего не видно», — сказал он журналистам. По его словам, они используют несколько способов очистки: электрофильтры, проходя через которые зольные частицы притягиваются к электродам и потом стряхиваются и смываются в золоотвалы; мокрые скрубберы (золоулавливатели), через которые дым «моется». Ещё внедрена система сероочистки. Иными словами, проходя через  известковое молочко, сера гасится. Эффективность очистки фильтров на старой станции составляет 97,5%, на новой — 99,9%. Директор ТЭЦ также добавил, что у них работает санитарная лаборатория, которая контролирует состав дымовых газов. Ежеквартально проводятся режимные замеры выбросов на золоуловителях работающих котлов.

Энергетики заявили, что в появившемся смоге виноваты старые автомобили и частный сектор. Последние с этим не согласны и перекладывают ответственность на ТЭЦ.

Идеи есть, а результата нет

Недавно депутат Марлен Маматалиев внёс проект постановления о мерах по снижению уровня смога. В частности, предложил, чтобы «Газпром Кыргызстан» совместно с правительством газифицировали все районы и рассмотрели варианты, как людям подключить свой дом к проложенной по улице трубе, поскольку для многих сумма неподъёмна. Кроме этого, установить нормы качества используемого угля на столичной ТЭЦ. Повысить лимит использования электроэнергии жителями, проживающими в частных домах и жилмассивах столицы, в зимнее время. Усилить контроль за предприятиями, банями или саунами, использующими для отопления непригодное сырьё. Они также должны установить фильтры. Построить мусороперерабатывающий завод, чтобы убрать мусорный полигон, который постоянно горит. А при строительстве многоэтажек учитывать розу ветров, дабы город продувался. Также создать инфраструктуру для электромобилей, чтобы люди смогли пересесть на экологический транспорт.

Проект закона написан, но вот когда его рассмотрят, неизвестно. Ведь на последнем пленарном заседании Жогорку Кенеша депутаты поспорили, стоит ли вообще обсуждать сейчас этот вопрос. Перепалка чуть не переросла в драку. А началось всё с того, что парламентарий Марлен Маматалиев выступил с инициативой рассмотреть свой проект. Однако глава профильного комитета Кожобек Рыспаев ответил, что документ ещё не обсуждён комитетом, а это нарушает правила регламента.

Ряд специалистов также не раз предлагали решение проблемы. В частности, эколог Сергей Криворучко полагает, что главных источников загрязнения воздуха в столице три — ТЭЦ, автотранспорт и частный сектор. В одном из интервью Vesti.kg   он сказал, что необходимо перевести городской легковой бензиновый транспорт на газ с дотационной поддержкой в 40-70%. В частности, предложить «Газпрому» и «Роснефти» поучаствовать в проекте финансово. Пусть дадут свои дотационные программы по ускоренной газификации транспорта. Кроме этого, заменить все дизельные маршрутки и бензиновые автобусы на газовые, а компании такси обязать выпускать на линию только авто на голубом топливе или электромобили. Ввозить в страну машины, соответствующие требованиям ЕАЭС. Эколог также предложил перевести ТЭЦ на газ, но оставить часть оборудования под уголь. На всякий случай.

Кроме этого, специалисты на различных площадках призывают мэрию высаживать больше деревьев в столице. Количество парковых зон должно расти, а не уменьшаться.

Все мы дышим одним воздухом, независимо от нашего финансового положения и статуса, ежеминутно вдыхая вредные вещества, которые травмируют наш организм. К сожалению, пока горожане, чиновники и экологи продолжают только на бумаге предлагать различные проекты, как убрать смог из города. Надеемся, что вопрос решится и мы перестанем возглавлять рейтинг стран с самым загрязнённым воздухом. Желаем в новом году всем чистого воздуха!

Ирина КОВШОВА.

Фото автора.






Related News

Дорога к исчезнувшему эпосу

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintДва года назад в августовские дни в Бишкеке впервые прошла 61-я сессия Постоянной международной алтаистическойRead More

Экзамен не пересдать. Часть IV

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrint(Продолжение. Начало в номерах от 10, 17 и 24 июля 2020 г.) Мы продолжаем анализироватьRead More

Добавить комментарий