Ипотека для всех

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Правительство берет на себя частичное субсидирование процентных  банковских  ставок, что сделает ипотеку доступной среднему классу кыргызстанцев — учителям, медикам, государственным и муниципальным служащим с их небольшими окладами. Особое внимание исполнительная власть уделит капитальному строительству социального жилья — для инвалидов, многодетных и молодых семей, детей-сирот, одиноких престарелых граждан.

Специалисты разработали различные модели долгосрочной социальной ипотеки. Одна из них включает создание при правительстве государственной ипотечной компании. Учредителем выступит Фонд государственного имущества. Многие кыргызстанцы боятся нашумевших финансовых пирамид (их много демонстрировало российское телевидение). Но в Кыргызстане все обещает пойти в другом русле. Независимые эксперты ссылаются на жесткое отслеживание целенаправленности средств, регулярные проверки аудиторами финансовой отчетности компании, обязательное страхование первичных взносов.
Планируется широко задействовать механизм государственно-частного партнерства (соответствующий обновленный закон приняли депутаты Жогорку Кенеша). Инвесторы — южнокорейские, турецкие, китайские — проявляют интерес к нашему строительному рынку. Они отнюдь не меценаты, а бизнесмены, рассчитывают получать прибыль, их привлекают определенные государственные гарантии: выданные из бюджета средства будут ежегодно возвращаться заемщиками в казну и вновь вливаться в строительный сектор экономики.
Как правительство собирается воплощать в жизнь свой план государственной программы «Доступное жилье», который вошел в среднесрочную стратегию развития страны вплоть до 2014 г. и является одним из основных приоритетов государства?
— Мы должны создать систему, обеспечивающую непрерывное финансирование строительства многоэтажных домов, — говорит заместитель министра экономического развития и антимонопольной политики Олег Панкратов. — Улучшится платежеспособность населения, государство поможет, часть расходов возьмет на себя.
Огромная проблема — отсутствие инженерных коммуникаций, они требуют огромных вложений и бюджету не по карману. А те водопроводные, канализационные и теплосети, которые существуют в Бишкеке, Оше, других городах, — старые, срочно нуждаются в обновлении и модернизации.
Будем привлекать предпринимателей через механизмы государственно-частного партнерства. Мэрия Бишкека давно ломает голову, кто будет возводить ТЭЦ-2 в западной части города. Мощности существующей теплоцентрали явно не хватает для растущего населения столицы. Вокруг нее планируем построить десять городов-спутников и таким образом решать архиважную проблему обеспечения жильем наших людей. В города-спутники превратятся Сокулук, Шопоково, Кара-Балта, Кант, Токмок и др.
По поручению правительства сотрудники Министерства экономики и антимонопольной политики разработали и вынесли на широкое обсуждение общественности проект программы «Доступное жилье в Кыргызской Республике».
Корреспондент «Слова Кыргызстана» побывала на третьем, итоговом обсуждении документа. Программа носит стратегический характер, позволит значительно улучшить социальную и демографическую ситуацию в Бишкеке и Оше, а также областных центрах, других населенных пунктах республики. Ее воплощение обнадежит людей, ведь что такое не иметь собственную крышу над головой — многие знают не понаслышке. А социальная ипотека — новый взгляд в будущее без страха за домочадцев, детей.

Позади планеты всей
Программа решает три основные задачи: конкретно определяет, откуда возьмутся деньги на возведение социального жилья, внедряет современные эффективные механизмы строительства, совершенствует нормативно-правовую базу, регулирующую рынок жилья.
Известно, что приватизация жилищного фонда началась в республике в 1991 году. В результате количество ведомственных домов, общежитий, хозяевами которых числились заводы, фабрики, строительные кооперативы, снизилось в три раза. А в 2010 году в государственной собственности находилось всего 2% совокупной площади всех жилых помещений.
Эксперты отмечают, что проводимая в 2000-2010 гг. политика носила чисто декларативный характер: не было конкретных рыночных механизмов реализации задуманного, а главное — отсутствовали источники финансирования, к тому же сильно мешали, тормозили коррупция и бездействие прежних управленцев.
Коммерческие банки работали на себя, не предоставляли так необходимых длинных и дешевых денежных ресурсов. Ипотечные займы не пользовались популярностью в широком значении этого слова. Банки требовали 16-24% годовых, а срок кредитования в среднем составлял пять лет. Страховой рынок пребывал в зачаточном состоянии, он и сегодня недостаточно развит в нашей республике.
Размер жилой площади в Кыргызстане наиболее низкий — 16 кв. м, тогда как в соседнем Казахстане — более 18, России — 20, Украине — 22, Литве — 23 кв. м на человека. В настоящее время жилищный фонд Кыргызстана включает 210 квартир на тысячу претендующих, а, к примеру, в странах Евросоюза — вдвое выше.
200 тысяч кыргызстанцев сегодня остро нуждаются в жилье, 3 тысячи проживают в старых аварийных домах, еще 20 тысяч комнаты арендуют.
Картина с инфраструктурой еще более удручающая — менее 40% домохозяйств подключены к водопроводам, столько же примерно к центральной канализации, в основном это жители Бишкека, Оша, исключая жилые массивы — почти всегда это результаты самозахвата земель: наша «долгоиграющая» проблема, решение которой затягивается отсутствием источников финансирования.
Цели новой программы «Доступное жилье» презентовал со своими коллегами заведующий отделом разработки политики Минэкономики Тилек Саякбаев.
Так, по плану предполагается не только субсидировать процентные ставки правительством, но и выпустить новые ценные бумаги — жилищные сертификаты. Тогда строительные компании могут обратиться за инвестированием к фондовому рынку, где заемные деньги гораздо дешевле.
Предварительные расчеты показывают, что жилищные сертификаты должны выпускаться  на   приобретение  квартир  эконом-класса стоимостью 350-450 долларов США за один квадратный  метр.  Для финансирования, к примеру, 200 кыргызстанских семей потребуется от 65,8 до 102,8 млн. сомов.
Т. Саякбаев подробно рассказал обо всех предлагаемых моделях, о вариантах субсидирования, показал плюсы и минусы гражданской ипотеки. Собственником жилья до полного погашения ее стоимости приобретателем останется государственная ипотечная компания.
В  долгосрочной  социальной ипотеке первоначальный взнос составит 10-30%, будут учитывать платежеспособность  и наличие  собственных средств заемщиков. Процентная ставка планируется 8-10%.
Преимущество создания государственной ипотеки налицо — кредиты будут выдавать под минимальную маржу коммерческих банков, достаточную всего лишь для погашения расходов финансово-кредитного учреждения.
По данным Бишкекглавархитектуры и мэрии столицы, в южной части города имеется территория площадью около 200 гектаров под жилищное строительство. Для инженерных коммуникаций необходимо более 18,5 млрд. сомов.
Министерство экономики предлагает на период 2012-2017 гг. частично освоить часть южной территории с минимальным вложением в инфраструктуру, на что потребуется  2,25  млрд. сомов.  Это даст городу около 3 100 благоустроенных квар-тир.
В  центре  же Бишкека городские  власти  по  примеру Сеула (Южная Корея) хотят  запретить выдачу разрешений  на  строительство малоэтажных домов, столица должна расти вверх.
А как в России? Там каждый месяц более ста граждан становятся собственниками нового жилья. Но первоначальный взнос в Российской Федерации составляет 50% от стоимости квартиры, а процентные ставки, которые тоже субсидируются российским правительством, начинаются от 9% годовых (данные Московского областного банка).
Присутствующий на презентации респектабельных перспектив доступного жилья в Кыргызстане глава Союза банков Анвар Абдраев порекомендовал создать единый координирующий орган, в котором следует сосредоточить усилия всех заинтересованных сторон — депутатов Жогорку Кенеша, мэрии Бишкека, правительства, бизнесменов, не допускать дублирования функций ведомствами.
А представители гражданского  сектора выступили с критикой: из презентации неясно, за счет чего произойдет сокращение себестоимости жилья. Новых инструментов субсидирования властью стоимости квартир они тоже не уловили. НПО задают резонный вопрос: строить доступное жилье в ХХI веке собираемся старым дедовским способом? Кроме хорошо всем знакомых пресловутых кирпичей, где новые материалы, какова их сегодняшняя рыночная стоимость? Где эффективные строительные технологии?
Все это необходимо обязательно внести в государственную программу «Доступное жилье в Кыргызстане» и только потом отправлять правительству.

Галина ЛУНЕВА.

Добавить комментарий