Main Menu

Великая стена — мегапроект из прошлого

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

При том, что реалии Китая — это суперсовременные технологии, гигантские города с населением в тридцать и более миллионов человек, умопомрачительные строительные проекты вроде сооружения Шанхайского моста через Янцзы стоимостью в почти $2 млрд. или возведения нового города Наньхой на миллион жителей, или города вроде Шеньчженя, стремительно завоёвывающего звание финансово-экономического центра мира наравне с Нью-Йорком и Токио, всё же главной гордостью каждого китайца является мегапроект из прошлого — Великая Китайская стена. Любой туристический вояж в Пекин считается неполным, если путешественник не побывал на ней. Во многих местах на самой стене отпечатаны слова председателя Китая Мао Цзэдуна о том, что житель страны не может считаться настоящим китайцем, если он хоть раз не посетил Стену.  

«Стена в десять тысяч ли» — около пяти тысяч километров в пересчёте — изначально была задумана как защита от внешних врагов с севера, и для её строительства не жалели ни сил, ни средств. По информации историков, в её возведении участвовало около 2 млн. человек. Первый вариант ограды построили в III веке до н. э., в эпоху могущественного Цинь Шихуана, первого императора, объединившего Китай. По его приказу соединили укрепления, построенные на границах мелких царств, враждовавших и воевавших друг с другом. Для них, а затем династии Цинь, основанной Цинь Шихуаном, было актуально защитить северные границы от нападений кочевников.

Династия Цинь исчезла довольно быстро — после смерти своего основателя. Правившая после неё династия Хань просуществовала около четырёх столетий (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.)  и продолжила стройку. По сути, строительство Великой Китайской стены продолжалась около двух тысячелетий. Интересно, что, несмотря на свои внушительные размеры и мощь, этот рукотворный барьер не отличался надёжностью при защите страны от интервентов. Часто бывало, что враги попросту обходили её в местах разрывов и проникали вглубь страны. Так, в начале ХIII века войска Чингисхана прошли Великую Китайскую стену и на почти полтора века установили монгольское правление в Китае. Не зря пришедшие на смену монгольской династии Юань императоры династии Мин занялись укреплением «Пурпурной границы» — строили уже не из глины и саманных кирпичей, а из обожжённых и камня. Интересно, что именно для этого строительства изобрели самую верную «подругу» строителей — тачку.

Как отмечают историки, до нас дошло то, что возвели во время династии Мин. Последующие династии не забивали себе голову этой «стройкой веков» — она отнимала силы и средства, но видимого эффекта не давала. Хотя Великая Китайская стена — это не просто сооружение. В её районе строились различные оборонительные объекты, такие как крепости, перевалы и сторожевые башни. В созданных военных городках размещались войска, хранились продовольствие, боеприпасы и амуниция. Участки стены также использовались как важные пункты сбора и передачи военной информации.

Вечером ворота закрывались и до утра не открывались — это было железное правило. Однажды одному из императоров Китая со своей свитой пришлось заночевать за пределами Стены, так как он опоздал к закрытию ворот. Иногда предатели открывали их перед врагами — подкуп стражи всегда был действенным оружием в любой войне. Военачальники высшего ранга не гнушались в борьбе за власть отворять иностранным войскам. Так, один из самых запоминающихся эпизодов истории Китая — это действия генерала У Саньгуя. В 1644 году он впустил маньчжурцев, и это позволило им захватить Пекин, свергнуть династию Мин и основать новую династию Цин, просуществовавшую до 1911 года.

Но всё же Великая Китайская стена выдерживала и великие штурмы. Например, в битве под Бадалином в 1561 году, когда китайцы разгромили кочевников. Бадалин — горный хребет рядом с Пекином и самый популярный участок Стены, ныне принимающий миллионы туристов. Интересно, что преграду здесь начали строить в IV веке н. э., а затем капитально перестраивали во время династии Мин. А после образования КНР по инициативе комитета культуры и просвещения Бадалин заново отреставрировали для приёма гостей и туристов. Следы этой реставрации видны невооружённым глазом — свежая кладка вместо обрушившихся кирпичей заметна на одном из пролётов между сторожевыми башнями.

С самой высокой точки Бадалина открывается величественная картина: по линии хребта уходит, то исчезая среди вершин, то вновь появляясь, линия Великой Китайской стены. Если посмотреть вниз, то возникает вопрос: зачем на столь крутом природном массиве, который и без стены пройти очень трудно, понадобилось строить ещё и высокий барьер? Но у древних китайских стратегов имелось, естественно, своё видение и понимание миропорядка. Зато современный Китай имеет одно из новых чудес света — Великую Китайскую стену называют восьмым. Как отмечают многие комментаторы, вполне заслуженно: подобного строительства по масштабу — почти 21 тыс. км, вложенным средствам и времени, людским ресурсам не происходило нигде на Земле.

Каждый день Бадалин принимает десятки тысяч гостей, если не сотни. Благо, что на вершину ведёт канатная дорога — без неё подняться на гору, а затем взобраться на Стену слишком сложная задача. Самая большая неожиданность — то, что, оказывается, гребень Стены не ровный, а повторяет рельеф хребта! Есть места с сильным наклоном, где приходится буквально взбираться по скользким каменным плитам. Кроме того, каждый день здесь бывает столько народу, что как-то не удаётся среди этого множества сосредоточиться на мыслях о вечном, непреходящем, которые должно навевать посещение Великой стены. Желающим окунуться внутренне в глубину истории знатоки советуют идти по стене до тех пор, пока не дойдут до «диких» мест, куда обычные туристы не заглядывают.

По опросу населения Великая Китайская стена признана символом Китая номер один. Среди кандидатур на признание были большая панда и утка по-пекински (кулинарное блюдо), а также такие личности, как Мао Цзэдун и Конфуций. Следует предположить, что такой выбор китайцев обусловлен данью уважения и памяти труду миллионов людей, отдавших свои силы, знания и саму жизнь строительству самого грандиозного сооружения на Земле, любовью к истории своей страны и желанием сохранить её, какой бы она ни была. Самым же главным памятником истории Китая и является мегапроект из прошлого — Великая Китайская стена.

Нурлан ДЖООДАТОВ.






Related News

Неугасаемый свет его звезды

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ Казахстане в этом году празднуют 175-летие талантливого поэта, основоположника казахской письменной литературы и еёRead More

На пути к стабильному развитию

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintНа этой неделе Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обратился с традиционным посланием к народу. В нёмRead More

Добавить комментарий