Main Menu

Легенда о прекрасной девушке Чолпон

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Побережье озера Иссык-Куль, судя по археологическим изысканиям и находкам, относится к памятникам бронзового века начиная с середины тысячелетия до новой эры и характеризуется сако-усуньскими курганами. В средневековье эта местность также была районом развитой осёдлости, о чём свидетельствуют многочисленные развалины поселений Х-ХII веков. И именно этот период характеризуется наличием устных народных преданий, мифов, легенд и сказок.

Одна из таких легенд, записанная историографами, в переработке и дополнениях автора приведена ниже. Берёт она начало в глубокой древности, ещё с той поры, когда на этой территории жили другие народы. Проходили годы, менялись эпохи, но эта легенда, передаваемая сказителями из поколения в поколение, дожила до наших дней.

Жило на северном берегу озера Иссык-Куль у подножия высоких и заснеженных гор примерно посередине береговой линии одно древнее племя, во главе которого был мудрый предводитель по прозвищу Толкун (кырг. – любитель шума прибоя). И любил он сидеть на берегу озера и слушать, как волны бьются о берег: «чолп… чолп… чолп…» В Киргизско-русском словаре К. Юдахина это звукоподражательное слово было переведено как «шлёп… шлёп» и воспринималось слушателями как биение озёрных волн о берег.

И поэтому, когда однажды ранним утром в его семье родилась прекрасная девочка с глазами синее и чище высокого неба и ярче звёзд, сверкавших на нём, он назвал её Чолпон («чолп» — звукоподражательное слово + «он» — фонетический вариант персидского слова «ан» со значением «место» (Иран, Туран, Тегеран), что означало «родившаяся на берегу озера Иссык-Куль под шум прибоя».

В это же время в западной и восточной частях побережья озера Иссык-Куль жили два богатых бая. И у обоих подрастали сыны-молодцы, удалые бойцы. Одного из них, который жил в западной части побережья озера, звали Улан, а другого, который жил в восточной части побережья, — Санташ. Имя Улан на древнем тюркском языке означало «парень», а на кыргызском — «холостой парень», «боевой паренёк», «непоседа». А имя Санташ означало «родившийся на перевале Санташ» (кырг.- считанные камни).

С давних пор кыргызы были любителями всевозможных народных игр и различных спортивных состязаний. Большей частью они носили военно-прикладной характер, что объяснялось условиями кочевого быта и взаимоотношениями с соседними враждебными племенами. В таких условиях каждый подрастающий мальчик становился воином. А военная жизнь, походы и сражения требовали от них выносливости, силы, ловкости, смекалки. Всё это накладывало определённый отпечаток на характер народных игр и состязаний (скачки на конях, борьба, стрельба из лука, кулачный бой и другие). Поэтому Улан и Санташ не раз встречались в различных состязаниях друг с другом, но никто из них так и не мог победить своего соперника.

Чолпон – утренняя звезда

И так уж случилось, что во время этих состязаний они увидели удивительную девушку и оба сразу влюбились в неё. Смелые, храбрые, отважные, они готовы были отдать свою жизнь за сердце чудесной красавицы Чолпон. Оба признавались ей в любви, но не знала гордая красавица, кому отдать предпочтение. И тогда договорились они, что Чолпон достанется тому, кто победит в честной борьбе.

На спортивной арене собралось много народу. И начали джигиты между собой борьбу: вышли они на поляну и схватили друг друга так, что затрещали кости; одежда изорвалась в клочья; в пылу борьбы они поранили друг друга, и потекла кровь ручьём. Но ни один не может победить. Бросились им на помощь родственники и друзья. И началось массовое побоище. Увидела Чолпон, к чему привели противостояние джигитов, их упрямство и гордыня, но не знала, что ей делать, как быть.

— Люди, остановите их! — закричала испуганная девушка. Но зрители словно окаменели. И тогда Чолпон ударила себя ножом в грудь и упала замертво.

Люди наконец опомнились и бросились ей на помощь. Но было уже поздно. Горько стали плакать по своей любимой дочери её родители. Горевали односельчане. Ручьями из их глаз полились горячие слезы и потекли в озеро, которое от тёплых слёз не замерзало и зимой. И люди стали называть его тёплым.

И все родственники и жители поселения просили бога Тенгри оказать им милость и говорили:

— Теңир, колдой көр. (Окажи благодеяние, небо).

(Теңир, Тенгри = это прототюркское слово, перешедшее в гуннский язык и означающее: тэң — небо; заря, восход, начало всего + ир — человек, мужчина = небесный человек; верховное божество, владыка светлого неба; ниспосланный богом; дух всевышнего; дух, одарённый небом; творец, созидатель вселенной).

Не переставая плакать и горевать, люди слёзно просили бога воскресить Чолпон. Не выдержало сердце Тенира такой людской скорби, он оживил Чолпон и забрал её к себе на небо. И стала она богиней утренней зари, синонимом мифологизированной греческой богини зари Авроры. Полюбилось людям это имя, и они своих детей стали часто называть Чолпон в значении «моё счастье, моя радость» (букв. заря над моей головой). При похвале детей это имя имело значение «прекрасный, милый» (баланын чолпону).

А вечных соперников Улана и Санташа Тенгри в наказание превратил во встречные береговые ветры.

Так, Улан стал сильным и холодным западным стоковым ветром, дующим в западной оконечности озера из Боомского (Уланского) ущелья и достигающим наибольших скоростей — до 30-33 м/с. В районе города Балыкчи (Рыбачье) улан дует 127 дней в году. Обычно ветер обрушивается на озеро плотной массой холодного воздуха и сопровождается осадками, иногда с грозой. Озеро мгновенно покрывается барашками, затем штормовыми волнами. Под действием улана деформируются даже пирамидальные тополя. Зимой и весной улан возникает при вторжениях холодных воздушных масс с северо-запада, накопившихся за хребтами Заилийского Ала-Тоо, когда западнее озера располагается антициклон вторжения. Летом и осенью улан возникает в связи с активностью малоподвижного циклона. Ветер усиливается в сужениях рельефа местности. Атмосферное давление стремительно растёт (до 8 ГПа за 3 ч), температура воздуха резко понижается (на 5-10 °С).

Под воздействием западных ветров, дующих вдоль озера, увлажняется восточное побережье, где выпадает значительно больше осадков, чем на сухом западном побережье.

Санташ же по метеорологическим показателям стал восточным ветром, дующим по побережью озера с одноимённого горного перевала. Обычно начало дуновения санташа является признаком периода плохой погоды, большей частью в восточной части озера. Наблюдается в городе Караколе (Пржевальске) 71 день в году. Иногда начинается одновременно с западным ветром уланом на западе озера, но наблюдается реже последнего. При сильном вторжении холодного воздуха с севера встреча санташа с уланом формирует в Боомском ущелье и над озером локальные шквалы ветров (кырг. куюн — вихрь, смерч) и смерчеподобные надозёрные вихри, опасные для судов.

Так, став ветрами, батыры Улан и Санташ вначале вели себя тихо и смирно, но и с годами не могли забыть прекрасную Чолпон. Их горячие души, переселившись в восточный и западный ветра, стали довольно грозными ветрами. И как только встретятся они, так и налетают вихрем друг на друга, гудят, ревут и стонут, и шторм ужасный разыгрывается на озере, и бьются бывшие соперники до изнеможения. Затем на какое-то время они утихают, набираются сил и снова вступают в схватку, и никто не может остановить этот вековечный раздор.

А отец Чолпон стал большим любителем лицезреть звёздное небо и каждый день ходил на встречу со своей любимой дочерью, наблюдая свечение неба перед восходом солнца (зарю). У него на склоне одной из горных вершин хребта Кунгей Ала-Тоо было любимое место. Все жители поселения его хорошо знали и называли Чолпон ата (отец Чолпон), а когда он умер, его похоронили на этом же месте. И со временем всю эту местность в память о нём и его дочери стали называть Чолпон-Ата.

В глубокой древности могилы усопших никак не отмечались, а в начальный исламский период их запрещалось даже посещать, поэтому найти могилу Чолпон аты — большая проблема. А отсутствие письменности в тот период не даёт возможности найти какие-либо сведения об исторических событиях того времени. Но, возможно, в семейных преданиях могут сохраниться сведения и какие-либо намёки, где же был всё-таки похоронен отец Чолпон.

Юрий БЕЛЯКОВ.






Related News

Легенда об иссык-кульской Несси (Ажайып-Көл)

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintКак-то раз на берегу озера Иссык-Куль ближе к вечеру собралась компания отдыхающих. Вначале они купалисьRead More

Происхождение антропонима Чопан-ата

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintАнтропоним (гр. antrоpos — человек + onoma — имя) — собственное имя человека; в болееRead More

Добавить комментарий