Main Menu

Интеграция как вопрос «жизни и смерти»

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Не упустить бы ЕАЭС этот шанс

Начало 2020 года оказалось богатым на важные политические события как в Кыргызстане, так и в Российской Федерации. Если сравнить произошедшее в последнее время в наших странах, связанных не только географией, историей, но и партнёрством в  Евразийском экономическом союзе, то можно увидеть много общего.

Как известно, на состоявшемся недавно заседании Совета безопасности  Президент  С. Жээнбеков тесно связал  результативность борьбы с коррупцией, развитие регионов, учреждений здравоохранения и образования  с успешным продвижением процесса  цифровизации.  Он намерен с помощью цифровизации   улучшить политический и социальный климат в стране, установить взаимодоверие между народом и правительством, что, в свою очередь, даст толчок  развитию экономики.

В Послании Президента В. Путина Федеральному собранию  РФ, оглашённому 15 января, прослеживается намерение отказаться от модели либеральной экономики и  взять курс на развитие регионов и улучшение социального положения бедного слоя населения. Так, в экономическом блоке послания сделан упор на собственные (национальные) силы и Центральному банку РФ поручается активно финансировать реальную экономику страны.

При детальном изучении названных речей президентов можно найти много точек соприкосновения, что является результатом работы, проделанной правительствами обоих государств, как участников ЕАЭС, для упорядочения и унификации  своих социально-экономических проектов. Реалии современного мира заставляют руководства наших стран   оценить перспективы членства в ЕАЭС, адекватно взглянуть на проблемы как внутреннего развития братских республик, так и  на внешние условия конкуренции, определиться с принципами и методами достижения подлинной интеграции.

Пришло время кардинальных перемен, которых  ждёт население и Кыргызстана, и России. Требуются реанимация реальной экономики и её развитие, от правительств обеих стран ожидают начала более глубокой интеграции. Всем очевидно, что дела в этом направлении идут туго и время играет против нас. Жизнь диктует необходимость  изменить экономическую стратегию ЕАЭС. Его основной задачей  и квинтэссенцией существования должно стать интенсивное движение по пути интеграции.

На мой взгляд, социально-экономическая политика России — богатого и развитого государства ЕАЭС, главного экономического партнёра нашей страны — должна быть направлена на стимулирование крупных проектов реальной экономики (заводы и фабрики) в Кыргызстане и на создание рабочих мест. В общей копилке промышленного производства ЕАЭС, достигшего в прошлом году $85 млрд.,  или около $1300 на душу населения, доля Кыргызстана составляет всего 0,3%, тогда как, к примеру, в РФ в 2018 году на душу населения приходилось $11 289. Такой дисбаланс говорит о серьёзности  возникшей в ЕАЭС проблемы и требует кардинального решения.

Слабым звеном экономики Кыргызстана является  отсутствие крупных предприятий, которые составили бы экономическую мощь страны. Правительство недавно с удовлетворением отрапортовало, что ВВП у нас в прошлом году вырос на 4,5% при прогнозе 4,0. Но мы не должны довольствоваться этим, а ставить задачу ежегодного  роста ВВП на 8-9%, как наши ближние соседи. Без этого не быть успешным государством. А выполнить такую задачу без изменения экономической политики ЕАЭС очень трудно.

Перед руководством КР сегодня стоит глобальная цель — восстановить былую мощь экономики и тем самым поднять ВВП (самый низкий среди стран ЕАЭС), уменьшить уровень бедности населения и внешний долг. Это вопрос «жизни или смерти» для страны, пережившей две революции после получения суверенитета.  Поэтому решение проблем развития реальной экономики КР в рамках ЕАЭС нельзя откладывать в долгий ящик,  и это  в интересах самого союза. Устранение дисбаланса усложняется в условиях продолжающихся экономических санкций США и Европейского союза в отношении России. В то же время санкции являются убедительным доказательством того, что нужно выстраивать собственную независимую экономическую систему, что чётко отражено в Послании В. Путина, поставившего перед своим правительством задачу  не отставать от конкурентов и развиваться дальше.

Непростая внешнеполитическая ситуация и сложное социально-экономическое положение в самой России должны толкать Москву к переводу союзнических отношений между странами ЕАЭС на принципиально высокий уровень интеграции. Как России, так и Кыргызстану нужно сделать неординарные шаги по строительству крупных совместных предприятий, которые в будущем  дадут значительный доход. Новые вызовы,  с которыми сталкиваются государства союза вследствие санкций Запада, можно успешно решить только совместными усилиями, подтягивая слаборазвитые страны, богатые энергетическими и трудовыми ресурсами, — такие, как Кыргызстан. В перспективе ЕАЭС придётся не только замещать импортную продукцию, но и завоевать зарубежные рынки, наращивая экспорт товаров на Евразийский континент. И в этом деле большую роль могут сыграть  совместные предприятия. Кыргызстан может предоставить для совместных с Россией предприятий дешёвые энергетические ресурсы, бывшие промышленные производственные территории (законсервированные цеха заводов), терминалы с развитой инфраструктурой и квалифицированные кадры. Всё это позволит существенно снизить издержки производства и в результате — цены на товары, повысив их конкурентоспособность.

Первую скрипку в привлечении инвесторов и создании СП со странами ЕАЭС должны играть послы и консулы. Сама жизнь требует от правительства КР критически пересмотреть нормативно-правовую основу деятельности  и организационно-штатную структуру МИД и посольства в  РФ с акцентом на продвижение «экономической дипломатии». Министерствам иностранных дел наших стран придётся по-новому организовать работу и заняться продвижением приоритетных экономических направлений внешнеэкономического сотрудничества, чтобы привлечь транснациональные компании из России для создания СП.

Выгодное географическое положение Кыргызстана, расположенного в центре Евразии, позволяет экспортировать продукцию совместных предприятий  в Иран, Индию и Китай, открывая российским промышленным  корпорациям гигантские рынки сбыта. Расцвету совместных предприятий будут способствовать и такие факторы, как развитая сеть дорог, связывающая страны ЕАЭС, налаженные торговые связи, русскоязычная среда общения, общность культуры и обычаев народов, что в конечном счёте поможет обеспечить экономический и социальный подъём государств — участников союза. Снизится уровень безработицы и улучшится материальное положение тысяч трудящихся Кыргызстана, сократится поток миграции в Россию. Таким образом, мы на деле достигнем принципов братства и взаимовыгодного сотрудничества, заложенных в основу деятельности ЕАЭС.

Пришло время формировать евразийский бренд и   реализовывать масштабные проекты. Это станет серьёзным шагом в  проработке механизмов для расчётов в национальных валютах в рамках ЕАЭС, в создании единого финансового рынка, и, наконец, мы будем позиционировать себя как единое целое.

Продвижению СП помогает и Национальная стратегия развития КР до 2040 года, которая поставила целью создать конкурентоспособную, диверсифицированную, сбалансированную и инклюзивную экономику с благоприятной инвестиционной средой. То есть с кыргызской стороны есть все экономические, социальные и юридические предпосылки для открытия  СП с Россией. Благодаря таким предприятиям, начнут складываться прочные экономические и социальные связи с другими странами ЕАЭС. Тем самым сформируются основы территориально-производственных комплексов (ТПК), охватывающих несколько стран союза. И это будет реальным шагом к образованию союзного государства. На мой взгляд, при создании таких ТПК нужно учитывать положительный опыт «территорий опережающего социально-экономического развития» на Дальнем Востоке, а также опыт ТПК в СССР.

Совместные предприятия — это путь к выстраиванию высокотехнологичной и индустриальной экономики в соответствии со стандартами ХХI века. Путь  к позиционированию участниц ЕАЭС как стран, производящих дорогостоящие и наукоёмкие товары и услуги, в основе которых лежит творческий человеческий капитал.

Рождение совместных крупных промышленных проектов России и Кыргызстана в преддверии 75-летия Победы в Великой Отечественной войне было бы символичным. Ведь индустриализация нашей страны произошла на основе предприятий, эвакуированных из европейской части СССР.

Нурудин КАРАБАЕВ,

профессор Кыргызского национального аграрного университета им. К. И. Скрябина.






Related News

После шока

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintПосле силового срыва мирной акции 8 марта Бишкекские феминистские инициативы распространили заявление, которое собирались зачитатьRead More

Происхождение антропонима Чопан-ата

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintАнтропоним (гр. antrоpos — человек + onoma — имя) — собственное имя человека; в болееRead More

Добавить комментарий