Main Menu

Наедине с Пушкиным

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Во фразе, сказанной когда-то русским поэтом Аполлоном Григорьевым: «Пушкин — это наше всё», есть глубокий и мудрый смысл, и он заключается в том, что есть-таки русское «наше всё», и ему дали имя Пушкина, как раз лучше и не найти.

Ежегодно, шестого июня, в Кыргызстане отмечают годовщину со дня рождения «солнца русской поэзии». В этом есть что-то удивительное, кажется, что день появления на свет А. Пушкина — единственный праздник, который ни при каких условиях нельзя перенести и ни при какой общественно-политической погоде нельзя отменить и изменить его смысла, а, главное, — забыть.

Сергей Фёдорович Матвеев — народный артист Кыргызстана, более 20 лет прослуживший на сцене Русского театра драмы имени Ч. Айтматова, а ныне ведущий актёр Государственного русского драмтеатра имени М. Горького в столице Казахстана, обладатель почётного звания «Мадениет кайраткер», лауреат премии II Казахстанского республиканского театрального фестиваля малых форм в номинации «Лучшая мужская роль», представил бишкекской публике на родной когда-то сцене русской драмы свой моноспектакль «Наедине с Пушкиным» (именно эта работа и отмечена в Нур-Султане театральной премией): трепетный диалог великого гения со зрителем. В нём мастер сцены показал личную сценическую версию пушкинской поэзии. Сергей Матвеев посвятил эту творческую работу своему грядущему в этом году 70-летию.

Зрители услышали и увидели лирические волнения «Скупого рыцаря», драматические сцены из «Фауста» и «Пророка», поэтические реминисценции знаменитой «Осени» и других стихов, а также огненные страсти пылкого Германна из «Пиковой дамы». Матвеев выступил в спектакле ещё и как сорежиссёр, и вместе с другим постановщиком Бекпулатом Пармановым они придали действу особую атмосферу, благодаря которой каждый раз перед зрителем предстаёт в образе персонажа сам великий поэт. Сергей Матвеев не просто играет роль Пушкина, но  открывает в нём возвышенного и трепетного, безудержного и робкого, трогательного и рокового поэтического гения…

Мастер пера в матвеевском спектакле становится не запылённым томиком стихов, не классиком из ученического сочинения, не памятником, наконец, а живым, близким человеком, за которого переживаешь. Да, Александр Пушкин — это поэт, которого все знают, многие читают и любят. Немало лет отделяет нас от эпохи, когда он жил и творил, его произведений, от которых «в русском сердце вечная заря». В восприятии многих он давно превратился в бронзовый монумент классику русской литературы из школьной программы. Поэтому для народного артиста КР Сергея Матвеева было важно показать своего персонажа как личность со своими страстями, жизненными коллизиями, ведь именно они являлись тем материалом, из которого выросла его немеркнущая поэзия.

Александр Сергеевич в моноспектакле известного мастера сцены предстал озорным, ранимым, страстно любящим друзей, ненавидящим врагов, острым на язык и скорым на дерзкий поступок, окружённым агентами 3-го отделения, однако не желающим сносить унижения и готовым биться до конца, чтобы отстоять свои честь и достоинство. Сам артист говорит, что он хотел, чтобы зритель, пришедший на его с постановщиком Бекпулатом Пармановым спектакль, ещё раз пережил судьбу Пушкина, ощутил его ранний уход как огромную утрату. Когда переживаешь потерю человека со слезами, то как бы приближаешь его к себе, и тогда он становится не запылённым томиком стихов, не двойкой по школьному сочинению, не памятником, а живым, родным человеком, за которого очень переживаешь.

Своего Пушкина Матвеев узнал не только как читатель, влюблённый в его поэзию. К стихам классика у него особое отношение, как у всякого человека, понимающего смысл, стиль и величие поэтического дара Александра Сергеевича. Поэтому зрители становятся признательными Матвееву с удвоенной силой, поскольку знакомые со школы строки как бы забронзовевшие, а теперь для многих из побывавших на спектакле они кажутся простыми и милыми, как сам актёр, тепло, живо и проникновенно читающий пушкинские стихи. Артист словно призывает зал любить и читать поэта, который приведёт в порядок души, осветлит мысли, и тогда ничего подлого и неумного они не смогут совершить. Пушкин — это солнце русской поэзии, и оно второе рядом с небесным светилом. Спектакль как бы ещё раз утверждает и славит высокий дар того, кто «русской стал судьбой». Александр Сергеевич, как пронзительно говорит со сцены Сергей Матвеев, это всемирная отзывчивость сердцем, умом, мыслью, которая живёт столетия и будет здравствовать в грядущие века.

Находясь в зрительном зале, ты мысленно просчитываешь, предугадывая течение событий, понимаешь, как развернётся в звучащих стихах судьба поэта, когда сомкнётся трагическая цепь, начертанная роком судьбы. Его жизнь ужасно оборвётся на смертельной дуэли. Это всё трагика, она идёт от смысла его гениальных стихов, и публика словно ощущает все роковые страсти и шаги, явлённые исполнителем в моноспектакле. И невольно начинаешь ассоциировать образ героя не с общепринятым изображением в школьных учебниках по литературе, а с его образом, своеобразно представленным Матвеевым без академизма, с присущим поэту «озорством» и пылкостью. Артист мимикой и голосовыми обертонами точно передаёт пушкинский образ, вживаясь в сложную роль, будто качаясь в словах и интонациях.

Можно, наверное, лучше представить литератора на сцене в драме и в жизни, показать, как Пушкин гибнет на дуэли. Но исполнитель в своём авторском спектакле выбрал иные краски и способ передать нам великую судьбу своего персонажа. И, наверняка, найдутся среди зрителей впечатлённые и потрясённые его стихами, которые грешат тем, что давно не читывали их, а раньше «не врубались», а что же такого особенного и поразительного в «Дубровском» и «Капитанской дочке». Многие из нас, пожалуй, ловили себя иногда на мысли, а какое стихотворение Пушкина они могут сразу, по первой просьбе, вспомнить и прочитать вслух. Да, нетривиальные и известные «Я вас любил» или «Я помню чудное мгновенье», потому что сохранённые в народной памяти они никогда не умрут.

Зал аплодирует каждой завершённой артистом мизансцене, люди хлопают, не жалея ладоней, — это благодарность актёру за его удивительный труд, за воплощённое им на сцене свидание с живым классиком и бессмертным поэтом. В глазах у рядом сидящих зрительниц даже наворачиваются слёзы, но они волевым усилием заставляют их остаться невыплаканными и неизлитыми, возможно, приберегая их и сохраняя для того, чтобы они могли пролиться, когда они сами останутся наедине с книгой Пушкина, где в который раз, в стихотворениях «Пророк» и «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», прозвучавших со сцены, будут отыскивать что-то про себя, внимательно вчитываясь в строки, как в пророчества провидицы Ванги, — выискивая в них реально заложенный смысл.

Непостижимость лаконичной пушкинской прозы в «Пиковой даме», пение поэтических строк, которые ни избитыми, ни тривиальными нельзя назвать по причине того, что их сотворил выдающийся образец, мастер изящной словесности, создатель русского литературного языка, чей вклад в культуру вечен и бесценен. Ещё раз убеждаешься, что «Пушкин — это наше всё», и великое спасибо театру и Сергею Матвееву. Благодаря его сценическому таланту Пушкин остаётся жить в наших душах, актёр получает цветы от благодарной бишкекской публики и кланяется ей в пояс. Жизнь пушкинских стихов снова продолжается, и его восхитительная лира торжествует.

На сцену выходят глава представительства Россотрудничества в Кыргызстане В. Нефёдов, заместитель министра культуры, информации и туризма КР К. Иманалиев, заслуженная артистка КР О. Жигулёва, президент Союза театральных деятелей КР драматург Ж. Кулмамбетов, художественный руководитель Русского драмтеатра имени М. Горького

Б. Парманов. Они поздравляют артиста с подлинной зрелостью лет, благодарят за подаренные им прекрасные мгновения встречи с гениальными пушкинскими произведениями и преподносят подарки к юбилею. Глава Союза театральных деятелей Кыргызстана вручает С. Матвееву диплом лауреата первой премии имени народного артиста СССР Леонида Ясиновского, одного из творческих наставников актёра — премия совсем недавно учреждена в Кыргызстане.

По решению ООН в 2011 году 6 июня объявлено Международным днём русского языка и с тех пор празднуется во всём мире. Александр Сергеевич был непревзойдённым мастером слова и стихотворной формы. Несколько лет назад литературоведы с помощью специальной компьютерной программы проанализировали тексты русских классиков с целью определить процент слов, которые можно выбросить без ущерба для смысла. Оказалось, что именно в языке главного поэта России практически нет лишнего, он весь словно литой.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото из интернета.






Related News

Из Чон-Кемина с любовью

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ Национальном музее изоискусств имени Г. Айтиева открылась выставка живописи международной творческой группы Almaline. ЭтоRead More

Женщина — это вечная весна!

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintЖизнь наша была бы пуста и безысходна, если бы не женщина, её красота, любовь, вераRead More

Добавить комментарий