Main Menu

Государство — бизнес-сообщество: открытый диалог

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Президент Сооронбай Жээнбеков провёл второе заседание Комитета по развитию промышленности и предпринимательства при Национальном совете по устойчивому развитию Кыргызской Республики.

На заседании комитета рассмотрены вопросы о состоянии защиты инвестиций и обеспечения прав субъектов предпринимательства, правовых аспектах декриминализации экономических преступлений, исполнении правоохранительными органами законодательства о защите предпринимательства. На встрече с речью выступил глава государства.

«Уважаемые участники!

Сегодня мы проводим второе заседание Комитета по развитию промышленности и предпринимательства при Национальном совете. Во-первых, хотел бы остановиться на изменениях в составе комитета и представить его новых членов. По моему Указу, заместителем председателя комитета назначен вице-премьер-министр Эркин Шамшудинович Асрандиев. Ранее эту должность занимал Кубатбек Айылчиевич Боронов. В связи с созданием института бизнес-акыйкатчы господин Робин Орд-Смит также дополнил ряды комитета. А  Сергей Васильевич Пономарёв выходит из состава комитета, так как его избрали  заместителем бизнес-акыйкатчы. В связи с изменениями в Совете управления Ассоциацию молодых предпринимателей вместо господина Темира Ажыкулова возглавил Фархад Пакыров.

В сегодняшнюю повестку дня включены три вопроса: о состоянии защиты инвестиций и обеспечении прав субъектов предпринимательства, о правовых аспектах декриминализации экономических преступлений, об исполнении правоохранительными органами законодательства о защите предпринимательства.

Уважаемые члены комитета!

На прошлом заседании мы обсудили вопросы, связанные с развитием лёгкой промышленности и перерабатывающей отрасли. Дали рекомендации профильным государственным и местным органам. Также мы договорились о том, что разработаем рекомендации по формированию привлекательной среды для бизнеса. Наряду с этим членам комитета поручено провести встречи в регионах с представителями бизнеса. Зампредседателя комитета Аскар Сыдыков и представители секретариата посетили регионы и во время встреч на местах обменялись мнениями с местными предпринимателями. Одной из актуальных и острых проблем они назвали прекращение необоснованных проверок бизнеса правоохранительными и надзорными органами. Повестка дня сегодняшнего заседания обусловлена необходимостью обсуждения данного вопроса и разработки конкретных рекомендаций.

Уважаемые участники!

Развитие регионов и в текущем году останется одним из приоритетных направлений государственной политики. За прошедшие годы решён ряд задач по поддержке предпринимательства в сельской местности. Были предоставлены ощутимые льготы по налогам. На 80% снижен налог на добавленную стоимость для предприятий, перерабатывающих сельскую продукцию. Для сельскохозяйственных кооперативов, торгово-логистических центров, машинно-тракторных станций имущественный налог снижен на 50%, кроме того, они полностью освобождены от налога с доходов. Производственные предприятия, открытые в сельской местности, на пять лет были освобождены от четырёх видов налогов (налога с доходов, на прибыль, землю, имущество). Для предприятий в сфере лёгкой промышленности, имеющих более 50 сотрудников, снижен подоходный налог. Если раньше каждый сотрудник в среднем платил по 1 500 сомов, теперь в среднем ему придётся платить по 400 сомов. Для этих же предприятий социальные выплаты снижены с 27% до 12%.

Выполнен ряд задач по снижению административных барьеров. До января 2021 года объявлен временный двухлетний мораторий на проверку субъектов предпринимательства. Внедрён пилотный проект по добровольному использованию электронных счетов-фактур. Завершён процесс автоматизации услуг по предоставлению лицензий на экспорт и импорт некоторых видов товаров. Упрощены процедуры обслуживания предпринимателей в таможенной сфере.

На сегодняшний день в девяти пропускных пунктах, где проходят основные товары, из 14 полноценно функционирующих пропускных пунктов, а также в четырёх  пунктах таможенного оформления установлена онлайн-система видеонаблюдения. В целом смонтированы 506 видеокамер, из них 13 интегрированы в систему «Тїндїк». Любой гражданин имеет возможность через интернет наблюдать за процессом обслуживания предпринимателей на таможенном пункте. На шести пропускных пунктах внедрена автоматизированная система инспекционно-проверочного осмотра (сканер). До внедрения данного комплекса проверка длилась от двух  часов до нескольких дней, а сейчас на это требуется всего 5-10 минут. Внедрена система предварительного оповещения при поступлении товаров на таможню. Если до этого таможенное обслуживание одного автомобиля занимало 3-5 часов, теперь на это уходит всего 5-10 минут. Внедрена система онлайн-подтверждения оплаты таможенных платежей. Если до этого предприниматель вынужден был тратить 1-2 дня на хождения между банком и таможней, то теперь в этом нет  нужды. Подписано первое соглашение с инвестором об использовании режима стабилизации (между компанией «Чаарат» и Министерством экономики). Теперь при внесении изменений в налоговое законодательство комфортные для инвесторов условия сохранятся в течение десяти лет.

Внедрён институт бизнес-акыйкатчы, деятельность которого направлена на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательства. Для усиления государственно-частного партнёрства создан Центр государственно-частного партнёрства.  Принято решение о внедрении режима «Открытое небо». Безвизовый режим введён дополнительно ещё для семи стран, и их общее количество составило 68 стран. В целях исключения человеческого фактора при предоставлении услуг активно внедряются цифровые технологии. Заработали  электронные платежи и мобильные системы банкинга, проекты  по электронному патенту, электронным счетам-фактурам и электронной налоговой отчётности. В прошлом году 191 госуслуга и сервисы переведены в электронный формат. Все госорганы интегрированы в систему «Тїндїк». В целях отправления справедливого и объективного правосудия проводится судебно-правовая реформа. Все вышеобозначенные реформы, проводимые в стране, напрямую влияют на улучшение инвестиционного климата.

Уважаемые участники заседания!

Несмотря на активные усилия государства, работа по привлечению инвестиций в регионы проводится не на должном уровне. Мы не наблюдаем ожидаемой активности бизнеса. Причину такого положения дел предприниматели видят в слабой защите интересов инвестора. Суть жалоб, поступающих от бизнес-ассоциаций и предпринимателей, сводится к следующим моментам. В основном они обращают внимание на то, что не снижается давление со стороны правоохранительных и государственных проверяющих органов. Сообщается, что правоохранительные органы, прикрываясь борьбой с коррупцией, выходят за рамки своих полномочий и создают искусственные препоны деятельности бизнеса. Поступают обращения, где выражается беспокойство по поводу того, что в некоторых случаях в отношении предпринимателей принимаются суровые меры, вплоть до заключения их под стражу.

Вместе того чтобы легализовать бизнес, находящийся в тени, фискальные органы проводят необоснованные проверки добросовестных предпринимателей, штрафуют их и требуют авансовых платежей, о чём пишут в жалобах. Кроме того, утверждается, что на судебных процессах недостаточно защищаются права предпринимателей и инвесторов. Предприниматели утверждают, что «эти проблемы поднимаются на разных площадках, но, тем не менее, дело не продвигается с мёртвой точки, голос бизнеса остаётся не услышанным государственными органами. Поэтому мы сегодня проводим это заседание комитета с участием всех сторон — Жогорку Кенеша, правительства, Верховного суда, Генеральной прокуратуры и бизнеса. Давайте совместно обсудим все наболевшие вопросы. Призываю всех к открытому обсуждению, вносите предложения по соответствующим решениям.

Уважаемые участники!

Я хотел бы поделиться своим видением решения вышеобозначенных вопросов. Все проблемы, о которых говорят предприниматели, мы сведём на нет, если решим следующие системные задачи. Эти задачи должны восприниматься органами власти как самые актуальные в повестке дня. Во-первых, отсутствует целенаправленная работа, наблюдается беспорядочность в реализации единой государственной политики. Имеют место случаи, когда полномочные представители правительства в областях, местная власть не знают о своей роли в привлечении инвестиций и остаются лишь в позиции сторонних наблюдателей.

Представители местной власти не работают в тесном контакте с населением, разъяснительные работы не проводятся на должном уровне, из-за чего происходит срыв  реализации инвестиционных проектов. А ведь они должны привлекать инвесторов и создавать для них условия. Поэтому считаю, что правительству при оценке деятельности местных органов власти следует принимать во внимание показатели активной работы с предпринимателями и местным сообществом.

Также важна роль и прокуратуры. Не зря прокуратуре возвращена функция по предоставлению разрешения на осуществление проверок. Мы рассчитывали на то, что прокуратура не только встанет на страже неукоснительного соблюдения требований законодательства, но и оценит  обоснованность проведения тех или иных проверок. Но пока, к сожалению, эта работа сводится только к тому, чтобы формально давать разрешение на проверку. Новые нормы законов, направленные на защиту инвесторов и предпринимательства, пока не практикуются полноценно и не применяются своевременно. И инвесторы, и сами предприниматели пока не могут на практике применять льготы и гарантии, прописанные в законах. И предпринимателям, и ассоциациям предпринимателей надо повышать потенциал по защите своих прав.

Во-вторых, следует обратить внимание на недостатки в работе государственных органов в сфере экономики. Нам пока не удаётся обеспечить полную прозрачность в вопросе учёта импортируемых товаров и выплаты таможенных пошлин. Что касается налогов, то следует отметить, что объём налоговых поступлений от импортируемых из стран ЕАЭС товаров резко сократился. Кроме этого, резко сократились сборы акцизных налогов от акцизных товаров, произведённых на внутреннем рынке.

Надо усилить реализацию планов, направленных на демонтаж коррупционных явлений в проверяющих государственных органах. Например, эту работу следует ускорить в Государственной экотехинспекции, Агентстве строительства и других органах, предоставляющих разрешительные документы бизнесу.

Министерство экономики перестало быть флагманом реформ в сфере развития предпринимательства. Раньше оно проводило работу по своевременному исключению из законодательства норм, создающих препоны для развития предпринимательства, а сейчас эта практика сведена на нет. В результате мы видим, что не решаются проблемы бизнеса, и предприниматели вынуждены напрямую обращаться к другим органам. После создания данного комитета увеличилось количество жалоб, поступающих не только в министерства или правительство, но и в мой адрес.

В-третьих, хотел бы остановиться на бюрократических препонах. Долгие и сложные процедуры согласования приводят к дополнительным расходам инвесторов и предпринимателей. К примеру, для реализации инвестиционного проекта требуется  в среднем около трёх-четырёх лет. Ввиду усложнения процедуры налоговой отчётности и затянувшихся налоговых разбирательств в судах Кыргызстан в 2017 году занимал 138-е место в мировом рейтинге «Дуинг бизнес». За последние два года в результате внедрения цифровых технологий этот показатель улучшился — мы поднялись на 117-е место. Тем не менее мы все прекрасно понимаем, что этот показатель не даёт никакого повода для самодовольства. Барьеры в сфере строительства отрицательно влияют на развитие бизнеса. К примеру, для строительства 100-квартирного дома строительной компании в среднем потребуется провести около 50 согласований, провести около 12 различных экспертиз и собрать около 100 различных подписей. В результате только на стадию проектирования уходит более одного года. Из-за такого положения дел в сфере получения разрешения на строительство Кыргызстан за последние четыре года в рейтинге «Дуинг бизнес» упал с 20-го на 90-е место. Только за четыре года мы потеряли 70 позиций.

Для устранения бюрократии и коррупции надо ускорить внедрение цифровых технологий. Необходимо максимально исключить прямое взаимодействие государственных органов и граждан. В настоящее время есть хорошие достижения в процессе перевода госуслуг в цифровой формат. Но также немало и нерешённых задач.

На основании сегодняшних обсуждений будем ждать ускоренную работу правоохранительных, проверяющих органов и судебной системы по внедрению цифровых технологий. На заседании мы рассмотрим эти и другие проблемные вопросы».

На заседании исполнительный директор Международного делового совета, заместитель председателя Комитета по развитию промышленности и предпринимательства Аскар Сыдыков презентовал доклад о состоянии защиты инвестиций и соблюдении прав субъектов предпринимательства, член правления Ассоциации юристов Кыргызстана Сыргак Арзыматов рассказал о правовых аспектах декриминализации экономических дел, генеральный прокурор Откурбек Джамшитов представил информацию об исполнении правоохранительными органами законодательства в сфере защиты прав предпринимателей.

При обсуждении представители бизнес-среды страны озвучили злободневные вопросы улучшения инвестиционного климата, проблемы, с которыми они сталкиваются во время своей работы при взаимодействии с проверяющими, правоохранительными и судебными органами.

В заключение Президент Сооронбай Жээнбеков поблагодарил за открытый диалог и отметил, что такой формат работы способствует системному решению всех озвученных проблем. Как он отметил, на следующих заседаниях комитета решено обсудить конкретные меры для решения вопросов и жалоб, озвученных бизнес-сообществом страны.

По итогам заседания комитета принят протокол с рекомендациями по дальнейшему улучшению условий ведения предпринимательской деятельности и повышению инвестиционной привлекательности страны.

Напомним, комитет создан Указом Президента 26 декабря 2018 года. Он призван стать диалоговой площадкой между государством и бизнес-сообществом для решения его актуальных вопросов.

Фото Султана ДОСАЛИЕВА.






Related News

Осторожно: финансовое мошенничество!

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrint(Окончание. Начало в номерах от 14, 19 и 28 февраля 2020 г.) Возможно, вы тожеRead More

Памятник Бишкеку баатыру готов

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintБронзовый памятник Бишкеку баатыру готов, сообщила АКИpress председатель общественного объединения «Бишкек баатыр» и прямой потомокRead More

Добавить комментарий