Main Menu

Уроки гражданского долга

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

В эти выходные в Кыргызстане отмечают День защитника Отечества. Первоначально эта дата была связана с созданием Красной армии, на протяжении миновавших десятилетий 23 февраля в сознании людей бывшего Советского Союза воплотило героизм многих поколений. Этот праздник ассоциируется с фронтовиками Великой Отечественной войны, с воинами, отдавшими интернациональный долг в афганском конфликте.

И конечно же с участниками баткенских событий, которые доказали достойную преемственность боевых традиций старших поколений. В широком смысле День защитника Отечества связан с патриотизмом, готовностью служить Родине.

О современном патриотическом воспитании мы поговорили с человеком, чья профессия связана именно с работой со школьниками. Наш собеседник — учитель предмета по допризывной подготовке молодёжи (ДПМ) Авторского учебно-воспитательного комплекса школы-гимназии №6 им. И. В. Панфилова — полковник Калмырза ЧОКОЕВ.

— Раньше ваш предмет назывался НВП — начальная военная подготовка, а потом его, кажется, даже отменяли в наших школах?

— Первый президент Аскар Акаев, будучи с визитом в Японии заявил, что Кыргызстан — это островок демократии в Центральной Азии, вторая Швейцария, и мы постепенно отходим от концепции сильных Вооружённых сил. Это послужило сигналом к сокращению финансирования армии и аукнулось в школах тем, что убрали из расписания предметов существовавшую тогда вместо НВП допризывную подготовку юношей. А во время баткенских военных событий, когда в страну вторглись боевики, стали призывать молодёжь и столкнулись с тем, что ребята не знают даже, как правильно целиться из автомата. Пришло отрезвление. Предмет ДПМ ввели в школьное обучение и начали восстанавливать систему подготовки молодёжи.

— Существует ли программа, согласно которой вы обучаете школьников?

— Да, Министерство образования и науки разработало учебную программу допризывной подготовки молодёжи. Она согласована с Государственным комитетом по делам обороны. Есть постановление правительства от 2014 года. На основании этих двух документов у нас в школах по всей республике, независимо от форм собственности, проходят занятия по ДПМ. Программой выделяется на эти уроки два часа в неделю. Их посещают ученики 10-11-х классов, как юноши, так и девушки.

— А если подробней, что проходят во время этих занятий?

— Есть несколько разделов. Например, строевая подготовка, где мы учим ребят, как правильно строиться, ходить строевым шагом, строевой выправке. Есть огневая подготовка, где идёт обучение приёмам и правилам стрельбы, владению лёгким стрелковым оружием. Есть и прикладная физическая подготовка, куда входят упражнения на турнике, отжимание, жим гири, гантелей. Эти занятия предназначены только для мальчиков. Имеется раздел «Основы безопасности жизнедеятельности». Здесь обучают, как оказать первую помощь пострадавшим, какие природные и другие бедствия могут происходить, начиная с ураганных ветров и заканчивая пожарами и землетрясениями, и как себя вести во время чрезвычайных происшествий.

— Вы можете менять учебную программу?

— Учителю разрешается, если он обладает опытом, вносить до 30% информации, не предусмотренной учебным планом, учитывая особенности сегодняшнего дня. Я делаю уклон на огневую подготовку. Что это за воин, если он не умеет правильно целиться и поражать цель?

— У вас в гимназии имеется тир?

— Стрельбы мы проводим в городском тире, расположенном в парке Фучика. На той неделе ученики 10-11-х классов ходили туда. Стреляли из спортивных малокалиберных винтовок ТОЗ-8, проходили сборку и разборку автоматов. Но и здесь, в учебном кабинете, мы устраиваем стрельбы по мишени из пневматической винтовки.

— Какова цель уроков ДПМ?

— Я стараюсь не просто дать сумму знаний, а через знания воспитать в юношах и девушках патриотизм. Чтобы в будущем, не дай Бог, конечно, молодые люди могли встать на защиту нашего Отечества и обладали первоначальными знаниями воинской подготовки.

— Всегда ли ваши воспитанники воспринимают предмет, который вы им преподаёте? Они ведь живут в глобальном мире, где открыты границы, существует интернет.

— Есть ребята, которые всё правильно понимают. А есть, кто недопонимает. Говорят, а я всё равно в армию не пойду. Я убеждаю: даже если не окажешься на передовой, должен оказывать помощь в тылу.

В нашей гимназии работать в этом направлении легче, учебное заведение с 1943 года носит имя генерал-майора И.  Панфилова. Ребята с ранних классов знакомятся с его биографией, с подвигом Панфиловской дивизии. Очень часто в течение года проходят мероприятия, приуроченные к датам Великой Отечественной войны, к датам жизни и смерти Панфилова. Это тоже служит примером для них. Ежегодно по три-четыре выпускника гимназии поступают в военные училища, в основном Российской Федерации. Сдают экзамены здесь и уезжают учиться. В этом году пять человек собираются сдавать экзамены и идти по военной стезе.

— Только ли на школе лежит ответственность за патриотическое воспитание молодёжи?

— Школа даёт только основное направление. Но не надо забывать и о влиянии родителей на мировоззрение своего ребёнка. Раньше мальчикам внушали: ты воин, ты джигит, ты должен защищать свою родину. К сожалению, не все современные папы и мамы правильно понимают свою роль в воспитании. Растят «маменькиных сынков». Школа и семья должны работать в тесном союзе. А у нас чуть что, школа виновата: вы не воспитываете, не говорите, не объясняете. А где родители? Если подумать, ребёнок в школе проводит 4-5 часов, а остальное время дома, в кругу семьи.

Но если родители правильно понимают свою роль, то дети, как правило, дисциплинированны, на них можно положиться — это и закладывает основы патриотизма, ответственного отношения ко всему.

— На каких примерах вы воспитываете молодёжь?

— Конечно, примером в воспитании служат ветераны Великой Отечественной войны. Сегодня Запад пытается снизить значимость советских людей в победе над фашизмом. На своих уроках я объясняю, что основную тяжесть Второй мировой войны вынес Советский Союз, а Кыргызстан входил в состав пятнадцати союзных республик.

Информационная война против наследия Советского Союза поставлена хорошо, и кое-где мы проигрываем её. Но я говорю ребятам, что наша история богата событиями и достижениями. Приходится спорить, приводить доказательства. Хорошим примером верности воинскому и гражданскому долгу служат участники афганской войны. Привожу в пример и воинов-баткенцев. Я сам принимал участие в военных действиях на юге республики, когда на Кыргызстан напали боевики. Рассказываю ученикам о тех событиях, о боестолкновениях. Ребятам это очень интересно. А в целом это помогает им осознать, что существует гражданский долг перед Отечеством.

— Как вы, профессиональный военный, оказались в рядах преподавателей?

— Отслужил больше 25 лет в Вооружённых силах, ушёл на пенсию по возрасту. На меня вышло руководство гимназии и пригласило вести уроки ДПМ. С радостью согласился, тем более что по первому образованию я преподаватель, оканчивал Национальный университет. С 2014 года работаю с детьми. Те знания и опыт, которые я получил на военной службе, передаю молодёжи. Их, как правило, интересует не книжный материал, а армейский быт: во сколько подъём, какая пища у солдат и многие другие бытовые подробности. А если ты сам не испытал всё это, что расскажешь?

Приятно, что руководство гимназии правильно понимает роль патриотического воспитания. Во всех начинаниях оказывают поддержку. Не все школы столицы имеют отдельный кабинет ДПМ. Мои коллеги военруки по-доброму завидуют тому, что мне выделили не только персональный кабинет, но и ноутбук для работы, видеопроектор, я обеспечен интернетом. В этом плане мне очень повезло, это всё помогает в работе.

— Что у вас запланировано на День защитника Отечества?

— В эту субботу к 23 февраля в гимназии пройдёт конкурс «Жоокер» среди учеников 10-11-х классов. Туда входят показательные выступления по строевой подготовке, оказанию первой помощи «пострадавшему» и выносу его с поражённого участка, спортивные мероприятия: подтягивание, жим гири, отжимание, надевание противогаза на время и общевойскового защитного комплекта, пулевая стрельба. Всё проведём в спортзале. Приготовили кубки и награды.

После разговора с военруком мне удалось пообщаться с учениками 11-го класса гимназии №6. Вопрос, на который я предложил им ответить, звучал так: «Кого из современников вы можете считать героями?» Вот несколько ответов, которые показались интересными:

— Кто служит в Вооружённых силах страны.

— Кто поднимает в обществе важные проблемы, помогает меняться стране к лучшему, борется с несправедливостью.

— Все добрые и честные люди. Жизнь непростая, в ней много несправедливости, но если люди придерживаются нравственных принципов, их можно считать героями.

Дмитрий ОЗЕРОВ.

Фото Ирины КОВШОВОЙ.






Related News

После шока

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintПосле силового срыва мирной акции 8 марта Бишкекские феминистские инициативы распространили заявление, которое собирались зачитатьRead More

Происхождение антропонима Чопан-ата

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintАнтропоним (гр. antrоpos — человек + onoma — имя) — собственное имя человека; в болееRead More

Добавить комментарий