Main Menu

Свет памяти

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

В это столь труднообъяснимое время пришло внезапное и оглушающее известие, что не стало Владимира Сергеевича Пархоменко, известного фоторепортёра, давнего и преданного автора нашей газеты, плодотворно публиковавшегося в ней на протяжении нескольких десятилетий. Он начинал свою фотодорогу в местных изданиях и был человеком несуетным и неспешным, но ответственным и безотказным, готовым выполнить редакционное задание в любое время. Даже на внезапную просьбу помочь редакции он всегда коротко отвечал звонившему журналисту: «Я приеду». Очевидно, такая чёткая самоорганизация была у него от первой профессии. Пархоменко окончил Рижский институт инженеров гражданской авиации и долгое время преподавал в Киргизском авиационном колледже, а потом и университете имени И. Абдраимова. Удивительная отзывчивость и особая ответственность за порученное задание в первую очередь и помогли ему ворваться на страницы нашей газеты ещё в ту эпоху, когда среди её авторов «царили» такие фотоасы, как Владимир Кириенко, Михаил Шлафштейн, Эдгар Вильчинский, Анатолий Толмачёв, Эркин Мамадалиев, Асан Кадыркулов, Владимир Алексеевский, Виталий Лазарев, Юрий Романов, Владимир Пирогов, Сагын Айилчиев.

Фотографии присуще раскрывать свойство характера и темперамента автора. Снимки делают собой момент застывшего реального, но уже не существующего в действительности времени, потому что изображённые на фотографии люди — это чей-то образ, вымышленный или зафиксированный самим фотографом. Глядя на газетные снимки Пархоменко, можно сказать, что он не терпел в них суеты и халтуры, так как не допускал в кадре случайности. Он «рисовал» свои фотографии и владел всем, что было на них изображено. Как автора, Владимира Сергеевича отличали три ключевые темы: малая родина Бишкек и его люди; искусство Кыргызстана и его мастера; жизнь Ассамблеи народа Кыргызстана. Последнюю он предложил сам. Это были фоторепортажи, публиковавшиеся в нашей газете под ставшей весьма популярной рубрикой «Как живёшь, диаспора?», где рассказывалось о жизни национально-культурных центров, действующих под эгидой АНК. Более чем 20 лет он чутко «отслеживал» с помощью фотокамеры их насыщенное бытие. В последнее время Владимир Сергеевич тесно сотрудничал с международным фондом Розы Отунбаевой, повествуя с помощью фоторассказов о его интересных инициативах и проектах в сферах образования, медицины и культуры.

Он считал, что даже на любимые и уже разработанные темы случаются разные фотографии. Каждый год не больше двух-трёх складываются в фотокопилочку, и это уже результат, и говорил, что эти темы для него далеко не исчерпанные. «Через фотоработы человек познаёт мир и себя в нём, и это счастье — фиксировать дыханье жизни. Ты его зафиксировал, и оно остаётся в кадре», — часто повторял Пархоменко. Он верил, что кроме фотографии, этого никак не передать. Предпочитал цветные фотографии, в его работах люди раскрывались в различных жизненных ситуациях. Были у него на снимках лирические картинки, случались фото с юмором, приоткрывалась в кадрах и загадочная душа восточного человека, а чаще всего воспевался жизненный пульс любимого Бишкека и его обитателей. Владимир Сергеевич показывал окружающих людей и их судьбы с большой любовью и нежностью, его фотографии впитывали, пожалуй, всё, что происходило вокруг автора. Он делился с будущим зрителем личным откровением, любил подчеркнуть, что фотоискусство отличить просто: если, глядя на снимок, у тебя возникает отклик в душе, значит, автор снимка что-то вложил в него.

Фотография для него была неким проводником между людьми прошлого, настоящего и будущего, как бы соединительной нитью от человека к человеку, трассой, вмещающей в себя всех людей, которые прошли через объектив его фотокамеры. Когда хороший фотограф снимает людей, то он не просто общается с человеком, а взаимодействует с ним, с его душой, тем самым как бы вбирая в себя её небольшую часть. Через знакомство с Владимиром Сергеевичем мы повстречались на страницах «Слова Кыргызстана» с людьми, многих из которых давно нет, но они живы в сердце и памяти фотографа, а значит, и в нашей памяти. Он не считал себя фотохудожником, полагая, что искусство фотографии существует само по себе, отдельно от всего. Его фотография интересна только потому, что он снимал знаменитых и знаковых людей: политиков, дипломатов, артистов, учёных, педагогов, спортсменов и просто людей с удивительными судьбами, делая их достоянием народа.

Владимир Пархоменко сам по себе целая эпоха снимков о нашей жизни, родной республике, её искусстве, жизни и традициях народов, населяющих Кыргызстан. Он всегда жил творчески и был неутомим в своём фотографическом поиске, и помогал это совершать коллегам. Он умел видеть неуловимые, казалось бы, жизненные коллизии и мгновения, ради которых и останавливал своей чуткой камерой наше быстротекущее время. Будто хотел идти по жизни, всё время удивляя тех, кто находился рядом, и это ему часто удавалось. Владимир Пархоменко навсегда ушёл от нас. Ушёл его мир, который делал его земляков — кыргызстанцев духовно лучше и профессионально богаче. Конечно, очень жаль, но, пожалуй, сегодня надо больше жалеть нас, оставшихся без него. Светлая тебе память, Владимир Сергеевич, и долгая!

Александр ШЕПЕЛЕНКО.






Related News

Меры государства против насилия в отношении женщин и детей

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintНациональный совет по делам женщин и гендерному развитию при правительстве сообщил, что в целях реализацииRead More

Юристы на связи

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ Кыргызстане работает бесплатная юридическая консультация по номеру 112.

Добавить комментарий