Main Menu

Голосовать не только за партии, но и за кандидатов?

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Депутаты Жогорку Кенеша предлагают использовать на выборах в парламент открытый партийный список. А. Сулайманов, М. Абдылдаев, А. Алтынбеков, Ж. Акаев, Д. Бекешев, З. Жамалдинов, А. Жапаров, М. Жеенчороев, Р. Казакбаев, А. Карашев, М. Маматалиев, А. Мамашова, А. Нурбаев, К. Рыспаев вынесли на общественное обсуждение проект конституционного закона «О внесении изменений в Конституционный закон «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».

Как инициаторы указали в справке-обосновании к законопроекту, он разработан с целью перехода из одного вида пропорциональной избирательной системы в другой, а именно, с закрытого партийного списка на открытый. Это, как утверждают разработчики, позволит избирателю выбирать не только политическую партию, но и конкретное лицо в списке кандидатов от неё.

В Кыргызстане выборы депутатов Жогорку Кенеша проводятся по системе единого республиканского избирательного округа с применением закрытого партийного списка с ноября 2007 года. По мнению некоторых экспертов, политологов, политических и общественных деятелей, главным недостатком такого механизма является отсутствие для рядового гражданина возможности повлиять на распределение мандатов среди кандидатов, написано в справке-обосновании. На места в партийном списке «расставляет» партия или её руководство, а не сам народ. В некоторых случаях этот процесс сопровождался внутрипартийной «коррупцией»: порядковый номер или очерёдность в списке кандидатов зачастую зависела от размера вклада в денежном выражении, внесённого соискателем в избирательный фонд партии или «вождю» партии.

А при внедрении открытых партийных списков отношения между кандидатом и выдвигающей его партией становятся практически равноправными, считают инициаторы документа. Да, политобъединения так же, как и раньше, будут устанавливать очерёдность кандидатов в списке, но любой избиратель сможет выражать предпочтение в отношении одного кандидата из списка.

Согласно проведённому независимыми экспертами анализу качественного состава (по профессиям) парламента шестого созыва, из 120 законодателей около 50 (42%) — представители бизнеса, почти 40 (33%) — государственных и муниципальных органов. Аналогичная ситуация была и в пятом созыве. То есть в законодательном органе мало представлены юристы, врачи, учителя, агрономы, экономисты, финансисты, писатели, кинематографисты и т. д.

Итак, какие именно поправки предлагают депутаты внести в существующий закон:

— статья 1 (словарь используемых терминов) дополняется понятием «порядковый номер кандидатов»;

— статья 3.0 дополняется новой частью 3.1, а части 4 и 5 излагаются в новых редакциях:

«3.1. Справа от указанных в части 3 настоящей статьи сведений о кандидатах помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка «Против всех» с расположенным справа от неё пустым квадратом.

4.На выборах депутатов Жогорку Кенеша в избирательном бюллетене размещаются наименования политических партий в очерёдности, определённой жеребьёвкой, с порядковыми номерами кандидатов. 5. Справа от наименования политической партии размещается пустой квадрат. Затем за пустым квадратом последовательно размещаются порядковые номера кандидатов, находящихся в списке кандидатов. В конце перечня политических партий помещается строка «Против всех» с расположенным справа от неё пустым квадратом».

— В статье 3.1 часть 8 излагается в новой редакции, а также дополняется новой частью 8.1: «На выборах депутатов Жогорку Кенеша избиратель ставит в избирательном бюллетене соответствующую отметку в одном квадрате, относящемся к политической партии, а также одновременно в одном квадрате, относящемся к порядковому номеру кандидата, в пользу которого сделан выбор. В случае, если избиратель не делает свой выбор в пользу ни одной политической партии, то ставит отметку в квадрате к позиции «Против всех».

— В этой связи также вносятся соответствующие изменения в статью 35: указаны дополнительные причины признания избирательных бюллетеней недействительными;

— в статью 39 вносятся уточняющие поправки, направленные на приведение в соответствие с вышеупомянутыми изменениями;

— в первом абзаце части 3 статьи 60 число «200» (максимальное количество кандидатов, выдвигаемых политической партией) предлагается изменить на «100»;

— в статье 64 предлагается изменить избирательный порог для прохождения в парламент политических партий с 9% на 7%, а также часть 4 излагается в новой редакции, согласно которой распределение депутатских мандатов будет осуществляться по новому механизму, с учётом сохранения требования представительства не более 70% кандидатов одного пола, при этом разница очерёдности в полученных мандатах женщин и мужчин не должна превышать трёх позиций (гендерное представительство);

— в статью 65 вносятся соответствующие изменения, в том числе направленные на регулирование передачи депутатского мандата следующему зарегистрированному кандидату в случае досрочного прекращения полномочий действующего депутата.

Алия МОЛДАЛИЕВА.






Добавить комментарий