Main Menu

Разные разности

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

«Такой молодой, а уже старший чабан!»

«Такой молодой, а уже старший чабан!» — так восхищались в нашем селе молодым чабаном Койчубеком. Он словно родился чабаном. И отец, и дед его всю жизнь пасли колхозных овец. И сына назвали так, будто он с рождения предназначался именно этой профессии.

Отслужив армию, он помогал отцу в чабанском деле. Затем председатель колхоза, заметив тягу молодого человека к посоху, доверил ему отдельную отару. И был прав. Ведь Койчубек знал до мелочей искусство чабана. Он мог обойтись без всяких там ветеринаров и зоотехников — знал лучше всех природу этих миролюбивых и послушных животных.

Ему было всего двадцать четыре года, когда он стал старшим чабаном. Всё село гордилось Койчубеком, его приводили в пример своим детям.

Выражение «Такой молодой, а уже старший чабан!» в нашем селе стало крылатым.

В эти же годы другой наш односельчанин Каныбек, одногодок Койчубека, стал кандидатом наук. Об этом трубили все республиканские газеты. О нём писали: «Вот такой молодой, а уже кандидат наук!» Но односельчане знали всю подноготную успеха Каныбека.

Отец его был заготовителем райзаготконторы. Поговаривали, что тот подкупил каких-то учёных, которые написали его отпрыску диссертацию. От односельчан ничего не утаишь.

На деревенских посиделках горячо обсуждали карьеру молодых людей. Какой толк от диссертации Каныбека, посвящённой какому-то развитому социализму, а вот, мол, труд Койчубека реально отражается на экономике и благосостоянии страны и колхоза. «Шерсть и мясо, поставляемые колхозом, — это результат труда таких, как Койчубек», — говорили они.

В эти же годы вокруг профессии чабана сложился особый культ. Они пользовались почётом и вниманием со стороны властей. Чабанам в первую очередь выделяли машины, автолавки доставляли им дефицитные товары. Я с благодарностью помню, когда у нас намечалась встреча почётных гостей, индийский чай, редкость в магазинах того времени, моим родителям охотно давала молодая жена Койчубека.

А впоследствии известный герой-чабан Таштанбек Акматов даже был выдвинут в Председатели Президиума Верховного Совета Кыргызской Республики, что в современной иерархии равно президенту страны.

Вот такие были времена. Они быстро прошли. В те не столь стародавние времена первый секретарь ЦК КП Киргизии Т. Усубалиев намеревался довести количество овец в республике с 12 до 15 миллионов. Но наступило другое время. И горе-реформатор сельского хозяйства страны, некто Талгарбеков, мигом опустошил кошары и фермы. Не знаю, но, говорят, он сын колхозного кассира. А раз так, то должен был знать проблемы животноводства, его значение для жизни Кыргызстана. Как бы там ни было, один выходец из Кочкорского района Т. Усубалиев поднял сельское хозяйство, а другой уроженец этого же района — Талгарбеков, развалил её. По этому поводу люди горько иронизируют: «Вопрос развития овцеводства в Кыргызстане — это было внутренним делом кочкорцев». И то правда.

 

Кто не любит халяву

Как-то иду по плотным рядам Ошского рынка. Вдруг шедший впереди парень нагнулся и поднял с земли обронённую кем-то пятисотрублёвую купюру. Единственный свидетель удачи парня, я полушутя крикнул: «Отдай или поделись!» Он ухмыльнулся и быстро оторвался от меня. «Вот повезло ему», — подумал я. Позавидовал тому, что на его месте не оказался я. «Если бы я шёл побыстрее, то эта находка была бы моей», — посетовал я. А ведь пятьсот рублей немалая сумма. Это дневной заработок подёнщиков с биржи труда. Или шесть литров растительного масла. А ещё можно пять дней хорошенько обедать. Ну, в общем повезло парню. А мне, свидетелю, было обидно. Оттого, что не оказался на его месте. Эта картина долго возникала в моей памяти.

Халява! Она манит человека. Вот почему все люди рванули в торговлю: купил за сом — продал за два. Ну, пусть за 100, а продал за 105 — почему не халява? Ничего не делая, не затратив много усилий, лишь перенеся с одного места на другое, купив оптом — продав в розницу. Разве это не халява, ну если нет — то почти.

Я помню, когда один малокреативный местный писатель каким-то чудом умудрился пригласить в Кыргызстан грузинских кладоискателей, и те по его науськиванию копали траншею в Кароол-Чоку рядом с гумбезом Манаса. Я не помню, кто финансировал эту кампанию, быть может, даже правительство. Таким образом затейники пытались озолотить бюджет страны. Во всяком случае об этом писали все газеты. Ясное дело, что вся эта история закончилась пшиком. Но о той попытке заполучить халявное сокровище никто уже не писал.

Другая серьёзная газета подробно описывала многодневные потуги кыргызского патриота помочь стране, выкопавшего сокровище самого Тамерлана в окрестностях села Курменты Тюпского района. То ли вещий сон приснился кладоискателю, то ли что ещё — не помню. Как не знаю, чем же закончилась эта история. А быть может, наш герой с выкопанным кладом давно уже покинул страну и живёт где-то в Швейцарии или на Мальдивах?

Ну вот я не знаю, как у других. Но меня долгое время гложет мысль о кладе в окрестностях моего родного села Кум-Арык, что в Панфиловском районе. Не смейтесь. На этот раз всё реально. До прихода советской власти здесь хозяйничали дети Алымбека — волостного управителя из потомков Бошкоя баатыра. Да-да, родные братья Узбека Башкоева, самого богатого кыргыза начала ХХ века.

Со слов аксакалов-старожилов, дети Алымбека жили зажиточно, владели табунами лошадей и занимались коннозаводским производством. Перед началом борьбы против манапов и кулаков просочились сведения, что часть богатства в виде золота и серебра, инкрустированных сёдел, других конских снаряжений и ювелирных изделий они закопали где-то в Каиндинском ущелье. И самое главное, там же спрятали дорогие пятизарядные ружья и сабли. Владельцев клада сослали в Оренбург и Сибирь. Никто из них не вернулся оттуда. А клад до сих пор не открыт. Вот бы организовать экспедицию по их поиску, думаю я. С использованием металлоискателей и другой новейшей техники. А может, и со спутников можно обнаружить. Или ясновидящих подключить. Ну что-то надо придумать. Давайте вместе подумаем, а?

 

Как пить лекарства

С возрастом всё чаще приходится обращаться к врачам. А те назначают множество лекарств, от разнообразия которых кружится голова. Если не записать, что, когда, по скольку пить, то и запомнить трудно. Это я говорю о современных людях, вполне грамотных.

Но вот помню, в детстве, в конце пятидесятых, я наблюдал иную картину. Мой дед, когда ему врач назначал то или иное лекарство пить два или три раза, один после еды, а другие — до еды, а это вот лекарство — пить натощак, а это — перед сном, то у него голова шла кругом, и он их все пил за раз. Он клал все эти таблетки в ладошку и за раз справлялся с ними. Что было с его здоровьем и как эти таблетки хором «излечивали» его, я не знаю.

Мне рассказывали об одной бабушке, которая заставляла домочадцев выпить лекарства, оставшиеся после неё, приговаривая при этом: «Съешьте, съешьте, ведь чего добру пропадать, ведь они куплены за деньги!»

Вот такие бывали случаи, а быть может, они есть и сейчас.

Кемелбек КОЖОМКУЛОВ.






Related News

Требование времени — высокоскоростной интернет

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintПрошло заседание республиканского штаба по концепции цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023». Возглавил встречу первый вице-премьер-министрRead More

АвтоЦОНы совершенствуют

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintГосударственная регистрационная служба продолжает открытие в Бишкеке и регионах республики центров обслуживания населения по регистрацииRead More

Добавить комментарий