Main Menu

Граница с Китаем открывает широкие перспективы, которыми мы не пользуемся

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Пандемия показала, как зависима экономика Кыргызстана от других государств. Пора двигаться от зависимости к взаимовыгодности. Разговор на эту тему с профессором Кыргызского национального аграрного университета им. К. Скрябина Нурудином КАРАБАЕВЫМ.

— Нурудин Абылаевич, общая опасность перед коронавирусом не повлияла на политические отношения между державами и на положение в горячих точках — как воевали, так и воюют. А что вы скажете о ситуации в экономике?

— Очевидно, что свирепствующий во многих странах вирус спровоцировал спад экономики. В мире уже бьют тревогу о серьёзном сбое процесса глобализации, о начале смены существующего мироустройства, и истеблишмент ведущих государств принимает экстренные меры для преодоления кризиса, вызванного пандемией. Если же говорить о Кыргызстане, то у нас ярко высветились все перекосы экономической системы, долгие годы завязанной на сфере услуг и потребления, подпитываемой деньгами мигрантов. На фоне пандемии мы стали уязвимы как в продовольственной, так и биологической (лекарства) безопасности, а также в пополнении подушки экономической безопасности на случай чрезвычайного кризиса.

— Какие же шаги нужно предпринимать в этой ситуации?

— Думаю, нам выдался шанс с выгодой использовать своё уникальное геополитическое положение и выступить в роли моста между ЕАЭС и Китаем, при этом уделяя особенное внимание привлечению громадного экономического потенциала приграничного соседа — нового лидера мирохозяйственного уклада — КНР. Проводя свои интересы путём выстраивания гибкой и дальновидной экономической политики, мы можем получить существенные бонусы для развития собственного производства и науки.

— В чём должна заключаться эта новая политика?

— Начнём с того, что, несмотря на оптимистические прогнозы, связанные со вступлением в ЕАЭС, доля Кыргызстана в товарообороте этого экономического союза по-прежнему карликовая: 0,5% (0,4% в экспорте и 0,7% в импорте), и ВВП на душу населения остаётся самым низким среди стран-участниц. Поэтому мы должны целенаправленно и активно продвигать в Евразийской экономической комиссии идею создания совместных предприятий. Особенно с ведущими государственными корпорациями России и Беларуси в русле решений Минского совещания ЕАЭС (июль 2020 года). Такая стратегическая линия правительства Кыргызстана способна вывести страну на траекторию устойчивого роста.

— Вы не в первый раз выдвигаете идею развития совместных производств с ведущими игроками ЕАЭС — Россией и Беларусью, однако с их стороны пока не видно стремления и реальных шагов к этому.

— Да, это так. В то же время истеблишмент России считает, что система глобального управления должна стать более справедливой, и в связи с этим власти РФ призывают к построению новой модели международных отношений, основанной на принципе всеобщей пользы, в первую очередь в рамках ЕАЭС. Такой постулат должен работать на деле, а не на словах, и от этого зависят перспективы развития ЕАЭС.

Кроме того, вы, наверное, обратили внимание на слова председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаила Мясниковича на недавней инвестиционной конференции «От восстановления к устойчивому росту» с участием 42 государств? Он заявил, что, хотя 2020 год и стал настоящим вызовом для экономик стран ЕАЭС, но открываются новые возможности для их роста. И эти возможности он видит в том, чтобы создавать новые высококонкурентные производства, способные как обеспечивать потребности внутреннего рынка, так и привлекать внешних партнёров.

«Мы уделяем большое внимание созданию технологических цепочек. Если раньше экономики в рамках программ импортозамещения замыкались на собственные возможности, то сейчас мы говорим о том, чтобы локализация учитывалась независимо от того, в какой стране создана добавочная стоимость. Это открывает возможности для формирования рынка евразийских товаров», — цитирую М. Мясниковича.

Иными словами, ЕЭК делает ставку на крупный бизнес с государственным участием, то есть на создание мощных государственных компаний, которые с помощью госинвестиций будет реализовывать долгосрочные проекты. Ставится цель постепенно возобновить кооперационные производственные цепи в ЕАЭС, что является приоритетным направлением деятельности союза. Для достижения этой цели работает Банк развития стран ЕАЭС, с помощью которого принята карта индустриализации, предусматривающая проекты на общую сумму в $200 млрд. Кыргызстану необходимо прикладывать все усилия, чтобы привлечь часть этих проектов на кыргызскую ниву.

Пора кончать с неравенством в ЕАЭС, где приоритетом развития на принципах нового мирохозяйственного уклада пока пользуются экономические гиганты — Россия и Беларусь, а Кыргызстан, как развивающаяся страна, остаётся на периферии. Вследствие этого мы по-прежнему являемся источником рабочей силы в РФ, что порождает миграцию и социально-экономическую нестабильность общества.

— Каков же главный вывод?

— В рамках ЕАЭС требуется согласованная, притом комплексная программа развития периферийных стран, особенно Кыргызстана, граничащего с Китаем, что открывает, как сказано выше, большие перспективы для всего союза.

Конечно, одновременно правительству Кыргызстана нужно активно участвовать в развитии регионов, реанимируя там реальное производство. Справедливости ради надо сказать, что определённая работа в этом направлении ведётся, однако её придётся форсировать.

 — Поговорим о перспективах сотрудничества с Китаем, то есть о выполнении роли того самого моста, о котором вы говорили в начале интервью.

— Мы должны активно участвовать в реализации инициативы КНР «Один пояс, один путь». Ведь её стержнем как раз является реализация совместных инвестиционных проектов в целях повышения конкурентоспособности участвующих стран и благосостояния их населения. Развитие экономического сотрудничества с Пекином не противоречит интересам ЕАЭС, и здесь Кыргызстан может исполнить роль моста между экономиками стран союза и КНР.

Как известно, новый мировой лидер — Китай вышел на передовые позиции, успешно сочетая стратегическое планирование и рыночную самоорганизацию, государственный контроль за банковской системой и свободное предпринимательство, государственную собственность на объекты инфраструктуры и частный бизнес в конкурентных секторах экономики. Такая система хозяйствования привела к тому, что центр влияния в мировой экономике постепенно перемещается от прежнего гегемона — США в сторону КНР.

Проект «Один пояс, один путь» притягателен для участников тем, что его принципами провозглашены незыблемость суверенных прав государств, взаимное уважение национальных интересов, взаимовыгодность и неукоснительное соблюдение норм международного права.

Если посмотреть на основные составляющие «китайского пути развития» и на экономику Кыргызстана, то можно найти базовое сходство, что даёт нам плюсы в интеграционном процессе. Так, у нас сумели сохранить государственную собственность на недра, объекты энергетики и инфраструктуры — железные и автомобильные дороги. Кроме того, существуют законсервированные производственные площадки бывших заводов, где ещё теплится жизнь. В республике сосредоточены мощные государственные гидроэлектрические станции — энергетические гиганты Центральной Азии, построенные в советское время и давшие толчок индустриализации не только республики, но и региона. Благодаря этим мощным ГЭС у нас после развала Советского Союза не случилось катастрофического сценария со снабжением электроэнергией стратегически важных объектов экономики и системы жизнеобеспечения. Являясь источником чистой энергии, что тоже очень важно, гидроэлектростанции по-прежнему обеспечивают энергетическую безопасность Кыргызстана. К тому же водные ресурсы позволяют резко увеличить выработку электроэнергии путём строительства новых ГЭС.

Кроме того, в республике худо-бедно, но всё же развивается горнодобывающий сектор (рудники «Кумтор», «Макмал»), и есть золотовалютные резервы, которые можно с выгодой вкладывать в развитие реальной экономики и создание рабочих мест. Как видите, мы приглашаем инвесторов не с пустыми руками.

Очень важным фактором являются также хорошие условия, созданные в Кыргызстане для развития бизнеса, и демократические свободы. Развивается цифровизация, перекрывая кислород коррупции.

Всё это плюс удобное географическое расположение на евро-азиатском континенте дают республике возможность поставить на повестку дня строительство совместных предприятий со странами ЕАЭС и Китаем.

— Но для этого нужно, наверное, в первую очередь перестроить мышление. Ведь революции, как известно, начинаются в головах…

— Абсолютно верно. Со времени получения суверенитета прошло немало времени — 30 лет. Пора, наконец, проанализировать, что удалось сделать лучше, что — хуже, и с извлечёнными уроками двигаться дальше. К глубокому сожалению, мы не смогли сохранить машиностроение, перерабатывающую и текстильную промышленность, конкурентоспособное сельское хозяйство (производство тонкорунной шерсти, табака, мяса), уничтожили камвольно-суконный комбинат, хлопкопрядильные фабрики, вырубили 10 тысяч гектаров виноградных плантаций, поставив крест на выпуске винно-коньячных изделий из собственного винограда. Первые правители независимой республики забыли истину о том, что нормальный хозяин никогда не разрушит того, что построено, если есть возможность доработать, модернизировать, усовершенствовать.

Однако традиции, прежние заделы были настолько мощные, что удалось не только выжить, но и снова начать развиваться. Например, возрождается производство сахара в Чуйской долине, растёт экспорт фасоли, расширяется ассортимент молочной продукции… Этот кропотливый труд пробивает себе дорогу среди конкурирующих гигантов ЕАЭС. Стоит задача оттолкнуться от уже существующего уровня производства и идти по цепочке, постепенно увеличивая глубину переработки и приближаясь к конечным товарам, что отвечает высшим государственным интересам Кыргызстана.

Таким образом, нам предстоит поставить перед Евразийской экономической комиссией вопрос о широкомасштабной индустриализации КР путём создания совместных предприятий с Россией, Беларусью и кооперироваться в состав территориально-производственных комплексов ЕАЭС. Активно участвуя в международном проекте «Один пояс, один путь», построить совместные предприятия, которые должны работать на усиление торгово-экономической связи ЕАЭС и КНР с развивающими странами Азии — Индией, Ираном и другими.

Чем быстрее мы будем двигаться в этом направлении, тем лучше. Так как от пандемии, как сказано выше, больше всего страдают страны, у которых экономика завязана на торговле-потреблении и подпитывается денежными переводами мигрантов. То есть такие, как Кыргызстан.

Назгуль АСАНАЛИЕВА.






Добавить комментарий