Main Menu

Потерянного не вернуть…

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Во время взятия “Белого дома” пропало несколько картин, числившихся в коллекции Национального музея изобразительных искусств им. Г. Айтиева, ещё несколько работ пострадали. «Варварство» — однозначно оценило общество произошедшее с предметами искусства. Но есть примеры, когда художественное достояние страны умирает буквально на наших глазах, разрушается изо дня в день при полном равнодушии госорганов, которые должны следить за сохранением объектов архитектурного наследия.

Здание “Улитки” начинает разрушаться

Бывший сувенирный магазин «Улитка» стоит в центре столицы в Театральном сквере. Ещё несколько лет назад аллея от ЦУМа до цирка пребывала в запущенном состоянии. Надо отдать должное столичным властям и городским службам, сегодня сквер можно назвать одним из самых красивых уголков Бишкека. Но на фоне царящей здесь гармонии природы и архитектуры вороньим гнездом смотрятся некогда красивое здание «Улитки» и территория вокруг него.

В “Улитке” нашли приют бомжи

Оригинальный проект архитекторов Р. Мухамадиева и К. Алыкулова, построенный в 70-х годах прошлого века, стал достоянием города Фрунзе, его изюминкой в наборе архитектурных украшений. После развала Союза в здании действовало кафе, поддерживалось в порядке его внешнее состояние, но, видимо, бизнес не процветал. В 2015 году владельцы в интернете выставили «Улитку» на продажу, запросив $1,5 млн. Тогда же появилась информация, что на этом месте даже хотят построить торговый центр и уже есть готовый проект. История мгновенно попала в СМИ, тут же выяснилось, что объект является памятником архитектуры местного значения. Из-за шумихи вокруг проекта от планов по перестройке на территории бывшего сувенирного магазина сразу открестились мэрия и Бишкекглавархитектура, через которую должны проходить все согласования на строительство в столице. А владельцы убрали объявление о продаже.

Бишкекские бомжи — самые читающие бомжи в мире

Здание же пустует и ветшает: внешний вид некогда белого пластичного объекта потускнел от падающих листьев и грязи. На прилегающей площадке выворочены бетонные плиты. Объект выглядит полностью заброшенным и никем не охраняется, массивные замки на металлических дверях висят лишь для отвода глаз, вход сюда свободен для любого желающего. Внутри на полу брошены матрасы — по всему видно, что в «Улитке» нашли приют бездомные.

Ни Министерству культуры, ответственному за охрану памятников архитектуры и культуры, ни владельцам здания нет, видимо, никакого дела до того, что этот объект приходит в негодность. А может, последние ждут момента, когда строение разрушится, и, получив документ, что оно не подлежит восстановлению, на этом месте, наконец, можно будет возвести желанный торговый центр?

Дом Терентьева. Сколько ему ещё осталось

Подобная история случилась с домом городского головы Терентьева. Безразличие к памятнику зодчества конца ХIХ века со стороны государства привело к тому, что сегодня от него остались руины. И опять чиновники решили переложить свои обязанности на бизнес. По данным, имеющимся на сайте столичной мэрии, в 2011 году, согласно договору аренды, Министерство культуры, информации и туризма предоставило земельный участок (на котором находится и дом Терентьева) площадью 3 га сроком на 49 лет ассоциации «Дордой» под проектирование и строительство парково-развлекательной зоны. Ассоциация, владея территорией, не торопится выполнять взятые на себя обязательства по реставрации архитектурного памятника. Странно, что все эти годы Минкульт не приложил никаких усилий, чтобы призвать арендодателя к ответственности. Ну а строение вот-вот исчезнет с лика города.

Вообще, расположенный рядом бывший парк Кычана Джакыпова, а ныне парк отдыха «Пионер», выглядит запущенным: кучи мусора, хилые деревца, жёлтая трава неухоженных газонов или того, что должно считаться газонами. А ведь через эти неприбранные аллеи идёт дорога к детскому кукольному театру им. Джангазиева! Вот так встреча с волшебством искусства и таинством театра начинается у детей с картинок невесёлой действительности.

Бывший Дворец пионеров, ныне театр им. Б. Кадыкеевой — центральный фасад

Бывший Дворец пионеров — вид сбоку. Чувствуете разницу?

Бывший Дворец пионеров, примыкающий к этому парку, ещё один образчик того, как развивалась в архитектурном плане столица Кыргызстана. Сегодня это строение также не украшает окружающего пейзажа. Теперь здесь расположен Государственный театр молодёжи и юного зрителя имени Бакен Кыдыкеевой. И если центральный фасад выглядит довольно презентабельно, то боковые стены разрушаются и только усиливают ощущение угрюмости и безнадёжной тоски парковой зоны «Пионер».

Постапокалиптические декорации у стен
Русского театра драмы

Приезжавший несколько лет назад на гастроли в Бишкек российский актёр Стас Садальский с присущей ему прямолинейностью публично высказался о крайне плохом состоянии Русской театра драмы им. Ч. Айтматова, где проходило его выступление. Тогда наш Минкульт в распространённом по этому поводу пресс-релизе дал отповедь гастролёру. В общем, отстояли честь культуры, но, увы, несмотря на гнев руководства ведомства, состояние театра от этого не улучшилось. Сегодня следы неустройства отражаются даже на внешнем виде храма Мельпомены. Служебный вход, что расположен с улицы Тыныстанова, завален строительным мусором и кучей щебня. Задний фасад со стороны улицы Пушкина также имеет неприглядный вид. Одно из кафе, некогда носившее своеобразное название «Барсук», а затем переименованное, разрушено: выломаны двери, а пространство, примыкающее непосредственно к стенам театра, напоминает декорации к постапокалиптической постановке. И это состояние объектов культуры не на периферии, а в центре столицы!

Вот так выглядит Планетарий внутри

Заглянули мы и в печально известное здание бывшего планетария. Его судьба похожа на «Улитку», на безвозвратно утерянный ресторан «Нарын» и на территорию, примыкающую к дому Терентьева, — отдали в частные руки, а частники растеряли исторически и социально значимые объекты архитектуры. Правда, в сентябре этого года инициативная группа горожан добилась того, что Административный суд Бишкека удовлетворил иск жителей Бишкека к ФУГИ о признании недействительным распоряжения о приватизации здания и территории планетария, подписанного в 1995 году. Сейчас здание планетария находится в прежнем запущенном виде и служит, судя по лежанкам, устроенным возле лаза в цоколе, прибежищем для бомжей.

Надо признать, наша молодая столица не богата памятниками зодчества. А мы продолжаем разбрасываться тем немногим стоящим, что осталось от прошлых лет. Нынешний же новострой, который с бешеной скоростью возводят стройкомпании, не несёт художественной ценности, не является новым словом в искусстве зодчества. Все элитные здания имеют вполне прикладное значение: удобно, современно, дорого, но не более того.

Мусорные натюрморты парка “Пионер”

С исчезновением, упадком тех объектов, о которых говорили выше, мы теряем большой пласт городской культуры, оставленный нам предыдущими поколениями. Но почему-то это происходит при полном молчании Министерства культуры. Да, у ведомства нет своих средств на реставрацию, порой не оно принимало решение о приватизации каких-то объектов, имеющих культурную и историческую ценность. Но в тех случаях, когда памятникам архитектуры грозит исчезновение, пример — дом Терентьева, министерство может обратиться за помощью к СМИ, депутатам, общественности. Бить в набат, говорить о нарушениях, недофинансировании — что-то делать, чтобы спасать объекты культуры. Общество же сегодня неравнодушно к происходящему, мнение людей имеет реальную силу, и то, что горожане смогли вернуть здание планетария государству, тому пример. Но Минкульт пока предпочитает молча взирать, как то, что находится под его опекой, тихо приходит в негодность.

Дмитрий ОЗЕРОВ.

Фото Ирины КОВШОВОЙ.






Добавить комментарий