Main Menu

Фильм, который всегда в сердце

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

В Национальной филармонии имени Т. Сатылганова чествовали юбиляра художественную картину режиссёра А. Кончаловского, снятую им ровно 55 лет назад по повести Ч. Айтматова «Первый учитель».

Открыл программу торжественного события вступительным рассказом об истории фильма кандидат философских наук, заведующий отделом айтматоведения Национальной академии «Манас» и Ч. Айтматова Султан Турсуналиев. Затем участники вечера прослушали онлайн-приветствия из Москвы от создателей фильма и известных деятелей киноискусства России. Первым приветствие к кыргызстанцам направил народный артист РСФСР, президент кинопремии «Ника» Андрей Кончаловский, который заметил, что испытывает приятное волнение от того, что в Бишкеке отмечается 55-летие со дня выхода картины «Первый учитель», которую он поставил в Киргизии.

«Я первый раз встретился с Чингизом Торекуловичем, когда он писал первый вариант сценария. Знакомство же с его прозой началось раньше. Когда я прочитал сценарий, решил прочесть оригинал и почувствовал, что можно сделать лучший сценарий, чем тот, который мне дали читать. Когда я ехал в Киргизию снимать картину, не представлял, что через полгода я, молодой режиссёр (это был мой диплом), вернусь с материалом, из которого можно снять полнометражный фильм», — сказал Андрей Кончаловский.

Перед началом съёмок была серьёзная работа над сценарием с Ф. Горенштейном и Б. Добродеевым. Он мечтал снять не просто картину, а раскалённую трагедию. Фильм отличался от книги, потому что айтматовская проза скорее лирическая, философская, режиссёру же хотелось сделать трагедию. «Я помню, дал Ч. Айтматову сценарий, он прочитал и сказал, что очень хороший сценарий. Я волновался, думая, Айтматов скажет, а почему вы изменили мой сюжет, почему там сделано по-другому? Он принял всё, другую версию своей литературной работы, и в тот момент я понял, что этот большой, широкий, добрый, щедрый человек поддержал меня», — акцентировал постановщик.

Однажды на съёмки приезжал сам писатель. Фильм сняли и смонтировали, он посмотрел, и ему понравилось, однако потом у картины начались проблемы. «Я должен сказать, что в судьбе картины принимал активное участие председатель Госкино Киргизской ССР Шаршен Усубалиев. Это удивительная личность. Картина не понравилась тогда руководству Киргизии. Ш. Усубалиев приехал в Москву и заявил в высоких кабинетах, что готов отдать партбилет и уйти из Госкинокомитета, но за картину он будет заступаться. У неё была тяжёлая судьба, я думал, что картина не выйдет. Но тут за неё вступился сам великий Чингиз Айтматов. Он приехал в Москву, пошёл в ЦК КПСС к секретарю ЦК М. Суслову, тот посмотрел картину, и она вышла. Большую роль сыграло заступничество Чингиза Торекуловича, без него она вряд ли бы тогда вышла. В фильме не было ничего, что можно считать антисоветским. Но он выдержан в весьма резких тонах, сцена с героиней Наташи Аринбасаровой, которая входила в воду обнажённой, считалась тогда большим революционным шагом», — вспоминал режиссёр.

Андрей Сергеевич сказал, что судьба этого фильма неразрывно связала его с Киргизией, её культурой, людьми, которые так высоко духовно наполнены. Это уникально, что небольшая горная республика имеет такую изысканную культуру. «Я только могу быть благодарен народу Киргизии за то, что мне эта культура помогла стать режиссёром. Этот фильм я ношу у себя в сердце, как любовь к вашей стране. Спасибо большое!» — завершил свою речь А. Кончаловский.

Заслуженная артистка РСФСР и Казахстана, лауреат Госпремии СССР актриса Наталья Аринбасарова отметила, что фильм «Первый учитель» перевернул её судьбу. Девушка мечтала стать балериной, и вдруг в её жизнь ворвалась драматичная история Алтынай. «Я прочувствовала, прожила её так, как будто бы сама действительно жила в 1924 году, и со мной всё это случилось. Я благодарна судьбе, что моя жизнь в кино началась с замечательной прозы Чингиза Торекуловича Айтматова, что фильм снял талантливый начинающий режиссёр. Я вдруг прикоснулась к чему-то очень настоящему и глубокому. Это не просто история девочки, это история страны. Я впервые в жизни задумалась о том, что происходящее вокруг влияет на нас», — рассказала гостья из Москвы.

Далее исполнительница роли Алтынай, получившая премию за эту роль на Венецианском фестивале, подчеркнула, что бесконечно благодарна судьбе за то, что тогда познакомилась с Чингизом Торекуловичем Айтматовым. «Ему было всего 35 лет, мне — семнадцать. И, конечно, я смотрела, на этого высокого, очень красивого человека, с красивой шевелюрой и навсегда запомнила его взгляд. Он смотрел мне в душу, словно спрашивая, смогу ли я почувствовать, сыграть всю боль, все страдания, все перипетии жизни этой девочки Алтынай. Несмотря на то что в моей жизни мне пришлось сыграть только двух героинь Ч. Айтматова — Алтынай и Джамилю, мне кажется, что обе они написаны для меня. Я их очень чувствую, они нежные, трепетные и в то же время сильные, целеустремлённые», — продолжила она свой рассказ.

Актриса поздравила кыргызстанцев с созданием Академии «Манас» и Ч. Айтматова и пожелала её коллективу больших достижений в работе.

Известный российский кинорежиссёр, народный артист РФ, трижды лауреат Госпремии РФ, Герой труда РФ Никита Михалков поздравил всех участников создания фильма, кто ещё в здравии, с 55-летием выхода на экран «Первого учителя». «Я был на съёмках картины. Не участвовал, просто смотрел и учился, я вынес оттуда очень многое, что потом мне очень пригодилось. Не могу не сказать о Чингизе Айтматове, считаю его великим писателем, великим философом. Он сумел облечь в литературную форму очень глубокие мысли, которые во многом опережали время. Я совершенно уверен, что Айтматов — писатель не только своего времени. Большие литераторы, большая литература существуют во времени и пространстве», — акцентировал Н. Михалков.

Известный российский искусствовед, художественный критик, музыковед, сценарист, заслуженный деятель искусств РФ, вице-президент Российской академии художеств Андрей Золотов сказал, что Кыргызстан — часть его собственной жизни и души, и прежде всего это связано с Ч. Айтматовым, как и событие, на которое все собрались. Золотов сообщил, что писал о Чингизе Торекуловиче, его книгах, творчестве, они очень близко общались. Нередко писатель бывал у него в гостях, на Поварской улице, у дома №25, откуда он ведёт свой рассказ. Часто проходя мимо, Айтматов с особым чувством вглядывался в эти окна. Именно в этом доме находилось общежитие Института красной профессуры, где учился его отец Торекул Айтматов. Здесь же жила и семья Айтматовых с маленьким Чингизом. «У меня много книг с автографами Чингиза Торекуловича. Одна мне особенно дорога, с дарственной надписью писателя: «Андрею Золотову на память о Шекере». В этом сборнике «И дольше века длится день», «Плаха» и «Пегий пёс, бегущий краем моря», — сообщил московский искусствовед.

«Первый учитель» занимает особое, символическое место в творчестве Айтматова. Айтматов для русских людей, для кыргызстанцев, да и для жителей всего мира (все знают, что его переводили на 150 языков планеты) он является первым учителем. Есть такое выражение «первый среди равных», но можно произнести иначе — «равный среди первых». Золотов заметил, что Айтматов — равный среди первых учителей жизни, учителей духа, учителей нравственности, честности, совести, порядочности.

Он интересно рассказал об операторе картины, которая также была для него дебютной. Г. Рерберг монументально снял Киргизию, красиво, с любовью и передал эту любовь зрителям. «Я уже вижу и чувствую горы, их воздух, людей, которые снимались в массовых сценах. Такое искусство долговечно. «Первый учитель» — это долговечный фильм!» — считает А. Золотов.

Модератор программы С. Турсуналиев сказал, что в конце октября в академии произошло немаловажное событие. Учитывая большой вклад в оригинальное воплощение повести Ч. Айтматова «Первый учитель» и за распространение кыргызской культуры за рубежом решением Научного совета Национальной академии «Манас» и Ч. Айтматова звание почётного академика присвоено А. Кончаловскому, Н. Михалкову, а званий почётных членов академии удостоены Н. Аринбасарова и А. Золотов. В прошлом году проведён общереспубликанский конкурс по трём номинациям: художественное чтение, рисунок и написание эссе. При академии основано детско-юношеское просветительское общество «Юный айтматовед», члены которого выступили в концертной части вечера.

Уркуя Чынарбекова, ученица 7-го класса школы №81, вдохновенно прочитала монолог Алтынай на кыргызском языке. Билал Уракунов из школы-гимназии №68 прочёл на русском языке отрывок из повести «Я открываю настежь окна». Затем монолог Найман-эне, матери из «Буранного полустанка» пронзительно исполнила Асема Садыкова из средней школы №48. В концерте также выступили с отрывком из повести «Первый учитель» ученицы столичной театральной студии Эмиля Борончиева — Анна Губская, Эйва Болбачан и актёр Национального Русского театра драмы имени Ч. Айтматова Вячеслав Сова. Студентка 4-го курса КТУ «Манас» Муселя Мусаева спела песню на стихи Ч. Айтматова «Ысык-Колду сагынуу».

Теперь подробнее об академических регалиях. За оригинальное воплощение образа Сувана в фильме «Первый учитель» и за распространение творчества Ч. Айтматова решением Научного совета звание почётного члена академии присуждено актёру Насритдину Дубашеву. За популяризацию творчества Ч. Айтматова в киноискусстве звание почётного члена академии присуждено режиссёру, сценаристу и продюсеру Марату Сарулу.

Президент академии затем вручил удостоверение о присвоении звания почётного члена академии доктору филологических наук Замире Дербишевой. Приняв награду, она заметила, что хотела бы выразить благодарность академии манасоведения и айтматоведения за то, что на таком достойном уровне смогли организовать мероприятие и отдать дань памяти нашему великому писателю. «Чингиз Айтматов — это код культуры, вечный код культуры, который, возможно, соединяет нас через пространство и время, и этот код никогда не будет забыт человечеством именно потому, что Айтматов является сыном кыргызского народа. В этом фильме говорится, что у кыргызов есть естественная исходная и извечная, какая-то внутренняя скрытая тяга к свету, знаниям. И именно Айтматов стал говорить о том, что кыргызы в мрачное время тотальной безграмотности и косности потянулись к знаниям — этому свету в будущее», — подчеркнула З. Дербишева.

За популяризацию творчества Ч. Айтматова в киноискусстве почётной грамотой академии награждены талантливый кинооператор, народный артист КР Манас Мусаев и известный фотохудожник, заслуженный деятель культуры КР Александр Фёдоров.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий