ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Кто убил Айзу Улан?


Свыше четырёх месяцев прошло с тех пор, как погибла Айза. Девятого января её сбила машина. Не стало яркой звёздочки, уникального создания, окончившей турецкий университет «Ала-Тоо» с красным дипломом, в свои 24 года знавшей пять языков, игравшей в шахматы на уровне кандидата в мастера, увлекавшейся футболом, большим теннисом. Побывавшей по программе в Америке и Италии. А в феврале должна была получить диплом Академии МВД и офицерское звание.

 

В тот день она спешила на занятия, но в 7.10 на пешеходном переходе на огромной скорости её сбивает авто. Тело отбросило под колёса другой легковушки… И всё. Остались лишь фото с улыбчивым лицом в семейном альбоме.

 

ЛОЖЬ ВО СПАСЕНИЕ…

 

Камеры на частных домах (за Западным автовокзалом) показали, что преступник поодаль остановился, постоял и вновь рванул. Скорая и госавтоинспекция не сразу приехали. Родные узнали о трагедии через полтора часа. И уже поехали в морг на опознание.

 

Здесь не обойтись от повтора из публикации за 7 февраля «Звезда и смерть Айзы Улан». Тогда мы встретились с родственниками Айзы — её дядей Аскаром, тётей Мирой и двоюродными сёстрами Саниёй и Назик. И, конечно, следили за информсообщениями. Так вот:

 

«Урсеитова отыскали и задержали лишь через четыре дня. Что в это время чувствовал подозреваемый в двух преступлениях — смертельном наезде и оставлении места происшествия? Может, вину, раскаяние за совершённое? Да ничего он не чувствовал, кроме того, чтобы его не нашли. И даже успел отремонтировать после удара по Айзе свою машину. А родственники в Бишкеке не знали, как сообщить её родителям в Кочкорку страшную весть.

 

Уже на суде, когда оглашали меру пресечения, Нурбек Урсеитов, сидевший рядом (руку протяни) с родственниками Айзы, и не подумал извиниться, покаяться, попросить прощения. В прошлом офицер ГАИ не мог не знать, что нельзя мчаться на высокой скорости, да ещё и перед зеброй, да ещё в темень, ранним утром. Что нельзя преступно оставлять сбитого человека. Ударом Айзу откинуло на встречную полосу, и её переехала другая машина. Не мог не знать, что под подозрение попадёт невиновный человек, и даже подло пытался свалить на него свою вину. Не мог не знать, что в наших чертогах невозможно раствориться, всё равно найдут, если, конечно, будут искать.

 

Четырнадцатого января следственный судья Свердловского района Айзада Исаева приняла меру пресечения — отправить задержанного Урсеитова под домашний арест. Но, поскольку в обществе появились настроения несогласия с таким решением, она 18 января рассказала на пресс-конференции, почему так поступила: «Во время избрания меры пресечения для подозреваемого, который сбил Айзу Улан, были предоставлены все справки о том, что мужчина тяжело болен. Он был уволен из милиции на пенсию в 2013 году по состоянию здоровья. Ему делали пересадку почек».

 

А 26 января вопрос меры пресечения в отношении Нурбека Урсеитова был рассмотрен в Бишкекском городском суде. Где сообщили: определением судебной коллегии по уголовным делам и делам о проступках постановление Свердловского райсуда оставлено без изменения. Адвокат обвиняемого представил судебно-медицинскую экспертизу о состоянии здоровья обвиняемого. Согласно заключению экспертизы Республиканского центра судмедэкспертиз установлено, что в соответствии с п. 9 перечня тяжёлых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых, обвиняемый Урсеитов не может содержаться под стражей, так как у него следующие хронические заболевания: хронический гломерулонефрит, гипертоническая форма, хроническая болезнь почек 5 ст., хроническая почечная недостаточность, терминальная стадия.

 

А вот какой ответ дал адвокату потерпевшей стороны Кларе Касымалиевой Фонд обязательного медицинского страхования при Минздраве: «В реестре базы данных больных с хронической почечной недостаточностью пятой стадии, получающих бюджетный программный гемодиализ, по состоянию на 24 января 2023 года пациент Урсеитов Нурбек не значится». И подпись: первый заместитель председателя К. Т. Оскомбаева.

 

 

…КАК НАДРУГАТЕЛЬСТВО НАД ПАМЯТЬЮ АНГЕЛЬСКОЙ ДУШИ

 

Так мы тогда, в феврале, писали и теперь можем сказать: всё это враки. Не Нурбек Урсеитов был
тогда за рулём и сбил Айзу. Не Урсеитов «поодаль остановился, постоял и вновь рванул». Не Урсеитов скрывался четыре дня, пока его искали. В конце концов не Нурбек Урсеитов что-то там чувствовал в преддверии уголовных статей «смертельный исход» и «оставление места происшествия». Тогда кто же сбил девушку и сбежал?

 

Уже после оглашения меры пресечения Нурбеку Урсеитову в Свердловском районном и Бишкекском городском судах родственники погибшей заподозрили неладное: не мог человек с таким диагнозом, даже отчасти липовым (не получал гемодиализ) нестись рано утром на автомобиле. И обратились в Генеральную прокуратуру, та передала заявление в городскую. Которая взяла дело из ГУОБДД себе. Три месяца длилось следствие. И прокурорский следователь выяснил, что на самом деле за рулём был не Нурбек Урсеитов, а его сын Эрлан, 1996 года рождения. Вот он мог — и мчаться на огромной скорости, и сбить, и скрыться, как последний негодяй. Мы на следствии не присутствовали, но, похоже, ситуация развивалась так. Этот Эрлан, совершив наезд на отцовской машине, побежал к родителю: что будем делать? И родитель Нурбек решил взять вину на себя. Тем более что больной, с серьёзным, судя по представленным суду справкам, диагнозом, «непосадочный». А ты типа сбегай.

 

Как нам рассказал брат погибшей Ырыс, ставший представителем потерпевшей стороны, а также другие родственники, этого убийцу Эрлана сняли чуть ли не с авиарейса через Москву до Праги. И решением Первомайского райсуда упекли в СИЗО пока на два месяца. Как говорит брат Айзы, на суде он нагло так улыбался: а что вы мне сделаете? Действительно, что? Ну посадят лет на пять, и вся недолга. И подумалось о ценности человеческой жизни: его и Айзы. Он — великовозрастное 27-летнее ничтожество, спрятавшееся за спину отца. Она — надежда страны, крайне перспективная, лучшая из лучших. Её нет, а эта мразь, судя по связям отца, недолго и посидит. Тогда как в этой истории с подлогом подозреваемого должна быть внесена следственная ясность.

 

Как Нурбек Урсеитов мог обставить дело, что гаишный следователь пошёл у него на поводу. Что судмедэкспертиза писала такие справки, какие ему были нужны. Что его адвокат обманул суд и защищал как подозреваемого. Мы не знаем, насколько глубоко будет копать горпрокуратура, станет ли привлекать всех пособников Нурбека Урсеитова, перевернувших картину преступления вверх дном. Но даже и это — обвинение истинного убийцы Айзы — уже поступок. Возможно, вмешалась Академия МВД, чтобы докопаться до истины и расставить всё по местам.

 

Мы не знаем, как точно гласит уголовная статья за пособничество, но Нурбек Урсеитов должен по ней проходить как тоже преступник при этом сговоре. Как обманщик и следствия, и суда, и своих родственников. Они, когда Нурбеку назначали в суде меру пресечения, увещевали близких Айзы: как вам не стыдно, хотите посадить тяжело больного человека… Когда назначали меру пресечения его сынку-ублюдку, их в суде не было. Наверное, поняли, что их тоже Нурбек обманул.

 

И как всё это низко, противно, мерзко. Нет ничего святого ни у отца, ни у сына! Даже если представить на минуту, что один выгораживал другого, то как объяснить сплошной обман всех причастных к этой трагедии: родственников Айзы, судей, следователей, всех нас — общественности, которая жаждет справедливости и справедливого же наказания преступников.

 

Повторимся ещё и ещё раз: пусть судебный процесс над Урсеитовыми станет показательным, нравоучительным и предостерегающим. Цена чужой прерванной жизни — долгое лишение свободы твоей.

 

Геннадий КУЗЬМИН. Фото Игоря САПОЖНИКОВА,

Нины ГОРШКОВОЙ и из личного архива семьи погибшей.

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 15:45, 30-05-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова