Main Menu

Куда идут наши деньги?

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

В Бишкеке продолжается активное обсуждение  гражданского бюджета. В конференц-зале  гостиницы «Урмат Ордо» состоялся  «круглый стол», в котором участвовали разработчики  гражданского бюджета 2012 года, представители Министерства финансов, НПО, а также донорских организаций: Швейцарского бюро  по сотрудничеству, фонда «Сорос-Кыргызстан», ПРООН, Фонда Евразия Центральной Азии.

С презентацией бюджета  выступила эксперт  Института политики развития  Бурул Маймерова. Она сообщила, что  разработчики ставили перед собой задачу  добиться не только прозрачности бюджета для граждан, основная цель — подотчетность правительства.
В документе конкретные цифры:  сколько в республике школ, ПТУ, высших учебных заведений,  макроэкономические показатели. В частности, ВВП рассчитан на душу населения,  сегодня он равен 60 тысячам 300 сомам, из чего видно, что Кыргызстан в сравнении с другими странами — бедное государство. Уровень бедности составляет 30%.
Известно, что наш бюджет социально ориентирован. Общие расходы на здравоохранение  в последние годы стабильно  растут.  Так,  с  6 млрд. сомов в 2009 году они увеличились до 11,4 млрд. в нынешнем.  Выросла  зарплата  врачей и среднего медицинского персонала. А на каждого кыргызстанца в среднем  приходится  2 тысячи 213 сомов.
Что касается образования, то это вторая по величине  статья бюджетных расходов. В пересчете на одного ученика  государственные расходы в течение трех лет  оставались на одном уровне: 10 тысяч 800 сомов  на  учащегося средней  школы,  ПТУ — 31,5 тысячи в национальной валюте, на студента — 37 тысяч сомов.
В целом  на образование  в прошлом году направили 21,6 млрд. сомов,  медицину — 11,6 млрд., социальную защиту — 17,3  млрд. Несмотря на такие колоссальные суммы,  в стране падает качество  образовательных  и медицинских услуг.
Граждане  справедливо задают вопрос:  как такое возможно? Налицо неэффективность использования государственных средств, ясно, что  властям  нужно  срочно  принимать  какие-то меры.
Участник «круглого стола» директор ОО «Результат» Сулайман  Бердикеев рассказал, как  устраивал дочку в  муниципальный детский садик.  Ребенка  даже не включили в списки ожидающих своей очереди,  а когда  незадачливый папа обратился в мэрию за разъяснениями, там  посоветовали  постараться попасть  в льготный список  малообеспеченных семей.
— Но почему? Я же плачу налоги! — возмущался  С. Бердикеев. — Почему моя дочь должна числиться в льготниках?
Несовершенность  подобных  списков  наиболее  уязвимых слоев  населения в мэрии столицы очевидна.
Возьмем Министерство внутренних дел.  Из гражданского бюджета  следует, что  годовой бюджет  МВД составляет  3 млрд. сомов. Значит, все жители  республики оплачивают услуги милиционеров, регулярно отстегивая  по 600 сомов.
У нас в селах на 5 тысяч жителей  один участковый. Если умножить количество  бюджетных денег, отпускаемых на охрану общественного порядка, на число жителей, получится колоссальная сумма — 3 млн. сомов. Куда она девается?  Местные жители  говорят: чем перечислять в  министерство, дайте нам эти деньги, мы  лучше ими распорядимся!
Участники «круглого стола» обратили внимание  на бюджетный дефицит: 23,2 млрд. сомов. Интересовались, существуют  ли в Бюджетном кодексе,  который принимается ежегодно, ограничения на  внешние заимствования? Если нет таких индикаторов, то их надо срочно внести!
Начальник  Главного управления  межбюджетных отношений  Минфина  Зоотбек Кыдыралиев  признал, что  в главном финансовом документе страны  — обобщенные, недетализированные данные, необходимо выработать механизм отчетности.
Руководитель  НКО «Гражданский контроль по судебным процессам» Рита Карасартова  предложила  ориентироваться на результат. — Я плачу налоги, а куда  уходят деньги — мне знать не обязательно. Главное — что будет достигнуто, поднимется ли благосостояние  кыргызстанцев, скажем, через год или два.  Уровень бедности в нашей республике должен снижаться, мы просто обязаны  видеть реальные цифры в гражданском бюджете, ведь все поддается измерению.
Что касается  низких темпов развития сельского хозяйства,  участники «круглого стола» привели примеры  неэффективного использования  льготных правительственных  кредитов. Займы в основном  получили  зажиточные крестьяне, а не те, кому они предназначались. Поэтому следует внести в Гражданский кодекс  измеримые показатели.
В заключение все сошлись в едином мнении:  предложения гражданского сектора  в  проект бюджета  2013 года  надо готовить заблаговременно,  до того как главный  финансовый документ страны  рассмотрят в профильном комитете Жогорку Кенеша. Иначе  голос народа так и не будет услышан.

Галина ЛУНЕВА.

 






Related News

После шока

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintПосле силового срыва мирной акции 8 марта Бишкекские феминистские инициативы распространили заявление, которое собирались зачитатьRead More

Происхождение антропонима Чопан-ата

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintАнтропоним (гр. antrоpos — человек + onoma — имя) — собственное имя человека; в болееRead More

Добавить комментарий