Main Menu

Нам не жить друг без друга

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

С начала второго  летнего месяца на границах с Казахстаном начали  действовать единые правила ТС для ввоза-вывоза товаров.
Все виды контроля — таможенного, санитарного, фитосанитарного (кроме пограничного) — перенесены на внешнюю границу соседней  республики.
Эксперты считают,  что вхождение Кыргызстана в ТС улучшит бизнес-администрирование, создаст условия для открытой  и честной конкуренции. Предприниматели малого бизнеса — швейники, обувщики, трикотажники,  текстильщики и другие — либо полностью легализуют свои производства, либо не   выдержат конкуренции: другого пути просто нет.
Об условиях допуска нашей  продукции на рынки стран ТС  с точки зрения технического регулирования рассказывает начальник  Управления технического регулирования и обеспечения единства  измерений Министерства  экономического регулирования Бердимамат АДАНБАЕВ.

— Хочу  поделиться с читателями «СК» своими мыслями. Речь пойдет о стандартизации, испытаниях, сертификации, аккредитации в случае присоединения или  неприсоединения нашей страны к Таможенному союзу.
Интеграционное объединение подразумевает создание единой системы технического регулирования, которая обеспечит беспрепятственное перемещение безопасной и качественной продукции на территории  стран Таможенного союза. Для этого необходимо согласовать огромное  количество вопросов, уточнить позиции сторон, разработать комплекс нормативных документов, обеспечивающих защиту рынка и потребителей от опасной продукции.
Сегодня  ни один вопрос, касающийся мирового технического регулирования, нельзя рассматривать в отрыве от процессов интеграции.  В связи с этим в ноябре 2010 г. в Санкт-Петербурге от имени глав государств члены комиссии Таможенного союза подписали Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования республик Беларусь, Казахстан и Российской Федерации. В нем более жесткие правила интеграции, нежели модель Европейского союза. Национальные требования к безопасности продукции прекратят свое действие после принятия соответствующих  нормативных документов комиссией  Таможенного союза.
В настоящее время существуют  единый  перечень потенциально опасной продукции, критерии  к их производству, перевозке.
Для плавного перехода от национального к единому режиму технического регулирования с      1 июля 2010 года на территории стран-участниц Таможенного союза действуют на  альтернативной основе национальный и единый режимы технического регулирования.
Каждое государство взяло на себя  право  определить перечень органов по сертификации и испытательных лабораторий для включения в Единый реестр, которые должны признаваться каждой из стран для  подтверждения соответствия.
Для формирования единой нормативной базы Таможенного союза принято решение прекратить разработку национальных технических регламентов и сконцентрировать усилия на разработке и принятии единых технических регламентов Таможенного союза. Формирование   единых   технических регламентов   ведется в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза. В ноябре 2010 года  комиссия ТС утвердила график принятия 47 первоочередных технических регламентов Таможенного союза, а также конкретные сроки их внесения для утверждения.
Несмотря на то что Кыргызская Республика является членом ЕврАзЭС, государства Таможенного союза  применяют к нашим товарам  режим для  третьих стран. Это значит, что ранее действующие соглашения  в рамках МГС СНГ в области стандартизации, сертификации и т.д. подлежат пересмотру.
Напомню, половина внешнеторгового товарооборота Кыргызстана приходится на Россию, Казахстан, Беларусь.
Намерение правительства присоединиться к Таможенному союзу вполне объяснимо: конечно, Кыргызская Республика как член ВТО имеет определенные обязательства в рамках этой организации, что не запрещает нам стать членом  другого экономического интеграционного альянса.
В любом случае мы вынуждены будем выстраивать свою систему технического регулирования и применения СФС мер на основе нормативных актов, принимаемых в рамках Таможенного союза.
В связи с этим нам предстоит большая работа по гармонизации внутренних документов с актами Таможенного союза.
Отмечу ряд положительных моментов от интегрирования в Таможенный  союз.
Во-первых, в выигрыше окажутся  кыргызские фермеры, выращивающие овощи,  фрукты, имеющие молочно-товарные фермы. Они без всякой волокиты получат  документы, подтверждающие безопасность молока, мяса, беспрепятственно  смогут  поставлять свою продукцию в любой регион Российской Федерации и Казахстана.
Государство не будет тратить деньги  на разработку национальных технических регламентов.
Уполномоченный орган по техническому регулированию получит  право включать испытательные лаборатории, аккредитованные в национальной системе Кыргызской Республики, в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного союза.
Мы сами станем принимать решения о включении предприятий и хозяйств, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение товаров, подлежащих ветеринарному контролю, в Реестр предприятий Таможенного союза. Будем выдавать по единой форме свидетельства о государственной регистрации на продукцию, включенную в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на  территории ТС. В связи с этим бизнесменам, ввозящим товары из Китая, необходимо переориентироваться на  создание совместных предприятий на своей родине.
Нельзя забывать и о рисках, поджидающих кыргызстанских экспортеров в случае вступления в Таможенный союз. Это прежде всего унификация  режимов технического регулирования   с требованиями,  установленными государствами-членами Таможенного союза  с третьими странами,  усиление технических  барьеров при подтверждении соответствия продукции в переходном периоде, соблюдение ряда обязательных требований, установленных в действующих нормативных актах Таможенного союза. Их  подтверждение потянет за собой определенные сложности  из-за отсутствия соответствующей лабораторно-испытательной базы в нашей республике: дополнительные финансовые затраты на модернизацию инфраструктуры. По предварительным расчетам, на создание только одной лаборатории по пищевой сертификации продукции  необходимо затратить около $2,5 млн.
В случае неприсоединения Кыргызской Республики к Таможенному союзу надо обратить внимание на следующее:  какие бы мы ни устанавливали требования к своей  экспортной  продукции,    предназначенной для стран Таможенного союза,  мы обязаны  будем соответствовать обязательным критериям, установленным в странах таможенного альянса. Сертификаты соответствия, выданные органами по сертификации Кыргызской Республики, не будут признаны странами Таможенного союза, так как между Кыргызской Республикой, Россией, Беларусью, Казахстаном нет договоров о взаимном признании в области оценки соответствия, включая вопросы аккредитации.
При поставке продукции на рынки Таможенного союза кыргызские товаропроизводители будут  вынуждены в обязательном порядке проводить тестирование  в органах по сертификации и испытательных лабораториях, включенных в Единый реестр Таможенного союза. Это невыгодно для кыргызских поставщиков из-за высокой стоимости услуг по оценке соответствия, в 5-10 раз превышающих стоимость аналогичных работ в Кыргызстане. Пострадают малые предприятия.  Такая ситуация резко осложнит  экспорт товаров из Кыргызской Республики в государства ТС.
Кроме того, большинство товаров, подлежащих санитарному контролю, до их ввоза на таможенную территорию должны подлежать государственной регистрации уполномоченными органами по санитарно-эпидемиологическому надзору стран ТС. При этом испытания на соответствие должны быть проведены только лабораториями, включенными  в Единый реестр. Но нормативными документами  Кыргызской Республики не предусмотрена такая форма оценки соответствия.
Страны Таможенного союза, взаимно признавая ветеринарные сертификаты, выданные в странах Таможенного союза, не заявляют о признании ветеринарных сертификатов из третьих стран, в том числе из стран        ЕврАзЭС и СНГ. Их  наличие — одно из условий таможенного оформления подконтрольных товаров. Процедуры ветеринарного контроля при их ввозе в страны Таможенного союза намного жестче, чем те, которые существуют сегодня.
То же самое можно сказать в отношении импортируемой продукции,   подлежащей фитосанитарному контролю. Исключение требований на получение карантинного разрешения компенсируется ужесточением фитосанитарного контроля со стороны государственных служб стран-членов Таможенного союза при ввозе подкарантинных товаров с третьей страны.
Вместе с тем неприсоединение Кыргызской Республики к Таможенному союзу даст возможность республике самостоятельно определять государственную политику в сфере  технического  регулирования, устанавливать правила допуска товаров на свой рынок с учетом социально-экономических соображений.
Независимо от того, присоединится Кыргызская Республика  к Таможенному союзу или нет, надо совершенствовать национальную систему технического регулирования не только ради содействия экспорту местных товаров в ТС, но и в целях модернизации экономики, привлечения прямых иностранных инвестиций, в том числе из стран Таможенного союза. Мы обязаны переправлять за границу  только безопасные для здоровья людей продукты.

Галина ЛУНЕВА.






Related News

Неугасаемый свет его звезды

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ Казахстане в этом году празднуют 175-летие талантливого поэта, основоположника казахской письменной литературы и еёRead More

На пути к стабильному развитию

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintНа этой неделе Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обратился с традиционным посланием к народу. В нёмRead More

Добавить комментарий