ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Перед лицом перемен и неопределённости


Кандидат психологических наук, завкафедрой психологии КГУ им. Арабаева Надежда Мураталиева дала интервью о причинах радикализации современной молодёжи в религиозной сфере.

 

— В настоящее время в Кыргызстане из-за больших перемен в социально-экономической жизни и политике происходит сильное расслоение общества. Это оказывает негативное влияние на людей, на их взаимоотношения и на самоидентификацию. Особенно от этого страдают молодые люди, которые не только подвергаются насильственному экстремизму, но и сами им занимаются. Скажите, какую роль в этой сложной ситуации могут сыграть знание и предмет психологии и вообще образование, чтобы предотвратить такое явление, как насильственный экстремизм в обществе?

 

— Несомненно, важную, скажу больше — судьбоносную. Проблема экстремизма и терроризма, ставшая одной из глобальных проблем современной цивилизации, обусловила значительный интерес к нему со стороны общества, системы образования, различных организаций и научного сообщества. Угроза экстремизма и терроризма в процессе реформирования социально-политического устройства и экономического развития приобретает особую остроту. Не остаётся в стороне и Кыргызстан в суверенности и независимости своего развития.

 

Если рассматривать данную проблему в аспекте социально-психологического интереса, становится наиболее значительным и весомым в определении понимания того, что лежит в основе психологии экстремизма и терроризма, имеет ли смысл рассматривать данную проблему как угрозу и риск для нашего общества, тем более когда мы говорим о молодёжи.

 

Если говорить о психологии, то подростки и молодёжь, а это самая социально незащищённая группа нашего населения, могут стать наиболее активными участниками различных конфликтов, разных деструктивных организаций, в том числе экстремистского направления.

 

Склонность к экстремизму современного молодого поколения в Кыргызстане реальна. На сегодня количество данной категории заключённых, отбывающих наказание в закрытых учреждениях ГСИН, уже составляет более 180 человек, в том числе и молодых, и потому требует пристального внимания.

 

Современная молодёжь стоит перед лицом больших перемен, неопределённости и неизвестности, что в свою очередь вынуждает тревожиться за своё будущее и рождает желание снять эту тревогу, к сожалению, не всегда конструктивными способами.

 

Поэтому мы говорим, что именно молодёжь представляет собой группу риска, склонную к агрессивно-экстремистским действиям. Почему? Именно психологическое знание о возрастных периодах даёт нам объяснение. В силу своего возраста молодые люди характеризуются такими психологическими особенностями, как максимализм и нигилизм, радикализм и нетерпимость, безоглядность и непримиримость, склонность к групповщине, мировоззренческая неустойчивость и неудачи в поиске самоидентичности, которые при определённых жизненных условиях и наличии питательной среды могут выступить пусковым механизмом их антисоциальной активности.

 

Конструирование собственной идентичности молодых людей — всегда одна из весомых проблем, встающих перед ними, да и вообще перед человеком. В современных условиях, когда рушатся стереотипы, нормы и образцы поведения, служащие основой для самоопределения личности, проблема построения образа «Я» становится наиболее актуальной.

 

— Недопонимание, иногда агрессия к сверстникам, принадлежащим к иной социальной группе, нации и религии, имеющим другое социальное положение, особенно ярко проявляются среди подростков и юношей. Какие психологические аспекты помогут противодействовать распространению радикального экстремизма и терроризма среди молодёжи?

 

— Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вначале дать определение. Развитие молодёжного экстремизма — это свидетельство её недостаточной социальной адаптации, развития асоциальных установок сознания, вызывающих противоправные образцы поведения.

 

Экстремистский характер поведения, в основе которого лежит мощный потенциал накапливаемой агрессивности из-за невозможности реализации в рамках формального права своих социально-политических интересов и жизненных планов, а также потеря ориентиров социокультурной идентичности частью молодёжи служат фундаментом молодёжных экстремистских организаций.

 

Причины, обусловливающие вступление молодёжи в нетрадиционные для Кыргызстана неформальные и экстремистские объединения: конфликтные отношения в семье; алкоголизация родителей и разрыв их отношений; острое чувство непонятости и одиночество; состояние фрустрации (блокировка актуальных потребностей: нехватка денег на самое насущное, долги, потеря интереса к друзьям и невозможность появления новых, отсутствие впечатлений).

 

Семья, которая и несёт в первую очередь функцию защиты и поддержки, — основное и весомое воздействие.

 

Сегодня мы видим значительное увеличение числа неблагополучных семей и, как следствие, рост числа детей с девиантным (отклоняющимся) и деструктивным поведением. Поведение несовершеннолетних — важнейшая проблема превентивной психологии, раздела юридической психологии, изучающего природу и генезис отклоняющегося поведения с позиции междисциплинарного системного подхода, включая личностные, социальные, социально-психологические, психолого-педагогические и другие факторы, обусловливающие социопатогенез. И система образования, конечно же, — школы и вузы.

 

Я полагаю, что тенденция втягивания молодёжи в экстремистскую деятельность во многом обусловлена недостаточно эффективной реализацией государственной молодёжной политики. В результате часть молодёжи попадает под влияние чуждых нам идеологических установок, что приводит в ряде случаев к восприятию государственных органов как врага, а не партнёра. Вместе с тем вопросы интеграции молодёжи в социальную сферу жизни общества находятся под пристальным вниманием нашего государства.
— Какие конкретные шаги в этом направлении предприняты? Например, развивают ли критическое мышление и толерантность? Что предполагается сделать в будущем?

 

— Хороший вопрос, своевременный. При его решении хотелось бы отметить исследования С. Беличевой (Россия), предлагающей отказаться от ранее существовавшей «карательной профилактики», основанной на императиве санкций, на жёстком социальном и административном контроле, и внедрить научно обоснованную «охранно-защитную профилактику», представляющую собой комплекс мер социальной, правовой, медицинской, педагогической и психологической помощи. И профилактика в этом направлении должна быть со стороны как семьи, так и системы образования и государства. В Кыргызстане запущен механизм безопасности школьной образовательной среды, принят Закон КР «Об охране и защите от семейного насилия», разработано Положение о стандарте безопасной школьной среды. В рамках данного стандарта безопасная школьная среда — это среда, ориентированная на потребности ученика и обеспечивающая полноту безопасности и минимизацию всех рисков.

 

На уровне школ проводятся классные часы, на которых дети учатся навыкам психологической безопасности, умению давать отказ при рискованном поведении, то есть жизненным навыкам. Связь с родителями и общение с ними является основой в работе педагогов и администрации образовательных организаций. На уровне вузов серийно проводили семинары и тренинги по урокам толерантности: понимания многоязычия и культурного разнообразия нашей республики.

 

— Необходимы ли исследования количественного и качественного состава молодёжи, причин, по которым представители молодых людей чаще вовлекаются в различные экстремистские организации? Нужны ли организации, которые занимались бы именно проблемами молодых людей, в частности, помогали выработать тактику борьбы с такой вовлечённостью?

 

 

— В психологических исследованиях, несомненно. Социально-психологические исследования ценностей, ценностных и личностных ориентаций, а также интеллектуальной культуры студентов показывают, что молодёжь ориентирована на материальные ценности. Однако именно интеллектуальные качества и активное освоение культурных ценностей составляют основу социальной и личностной зрелости молодёжи.

 

Между тем современные реалии и в Кыргызстане настоятельно требуют осмысления специфики экстремизма и терроризма, выявления его особенностей в условиях нашего общества, а также выработки наиболее эффективных социально-психологических методов антитеррористической и экстремистской деятельности. Молодёжные организации непосредственно должны содействовать в решении проблем.

 

Жылдыз САКИШЕВА.

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 14:51, 30-06-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова