Реадмиссия: европейский опыт и перспективы для Кыргызстана

Институт реадмиссии — новый феномен в международном праве. После Второй мировой войны, когда в условиях восстановления разрушенной войной экономики действовало относительно либеральное законодательство в отношении трудовой миграции, западноевропейские государства заключили между собой соглашения о контроле за границами и об обращении с незаконно прибывшими лицами, предусматривавшие ответственность сторон за незаконный въезд или пребывание собственных граждан на территории другой договаривающейся стороны.

Распространение подобных обязательств на граждан третьих стран и лиц без гражданства стало актуальным в 70-90-х годах по двум причинам. С одной стороны, основные программы въезда были заморожены в ответ на нефтяной кризис и резкий спад экономики. С другой — развал СССР и Варшавского блока повлек за собой увеличение объемов вынужденной миграции из постсоветского пространства и превратил государства Центральной и Восточной Европы из поставщиков мигрантов, в первую очередь нелегальных, в транзитные коридоры для них.
Сущность соглашений о реадмиссии составляют взаимные обязательства государств по принятию обратно своих граждан, граждан третьих стран и лиц без гражданства, незаконно прибывших на территорию договаривающейся стороны или остающихся там без законных оснований, если данные лица прибыли с территории этой договаривающейся стороны.
Договоры о реадмиссии  предусматривают создание технических возможностей для управления процедурой и операциями по перемещению нелегальных мигрантов, а также установление правил возмещения затрат, защиты данных и соблюдение прочих международных прав и обязательств.
Субъектами рассматриваемых соглашений могут быть  не только государства, но и группы и объединения государств. Так, например, ЕС заключил два соглашения о реадмиссии с Гонконгом и Шри-Ланкой.
Соглашения о реадмиссии призваны служить инструментом борьбы с нелегальной миграцией, которая приобретает особое значение в свете отмены внутренних границ ЕС. Свобода перемещения внутри — жесткий контроль на общей границе. Эта идея была воплощена в жизнь с принятием Амстердамского договора 1997 г., когда вопросы виз, убежища, иммиграции и некоторые другие, связанные со свободным перемещением людей, перешли к ведению ЕС.
С точки зрения заключения РФ соглашения о реадмиссии с Евросоюзом сложным представляется также вопрос о соотношении норм, применимых при регулировании миграционных процессов. Россия — доступный коридор для нелегалов. В настоящее время сеть соглашений о реадмиссии связывает участников ЕС, кандидатов на вступление и прочие государства, прежде всего из СНГ. В европейских странах существует мнение, что, хотя Россия сама  и не является значительным миграционным донором, большой объем нелегальной миграции в ЕС проходит через РФ транзитом. Минимум два из пяти основных маршрутов, выделенных экспертами Европола, по которым нелегальные мигранты прибывают в ЕС, связаны с Россией. Для государств-членов ЕС выгоднее заключить соглашения о реадмиссии с Россией, чем пытаться выслать нелегалов на родину. При этом особое, негативное для России значение приобретает позиция Украины, которая, как и Россия, является страной транзита нелегалов, но охотно идет на заключение соглашения о реадмиссии с ЕС.
Положение Украины и России в данном вопросе немного схоже, для каждого государства реадмиссия — это шаг к введению безвизового режима. Украина, как и Россия, пока не имеет общих границ с ЕС, а значит, поскольку воздушный путь наименее распространен, нелегалы проникают туда через другие государства, с которыми Украина уже имеет соглашения о реадмиссии. Для нее важен сам факт активной подготовки соглашения в контексте аналогичных обязательств РФ. Ведь собственно украинские граждане не составляют большинства среди отправляемых назад нелегалов, а граждане третьих государств проникают в том числе и через Россию. Территория РФ огромна, и транзитные потоки в Европу, как правило, проходят от  южных рубежей через западные границы России. При этом Россия непосредственно граничит с государствами-источниками нелегальной миграции. Это, кроме  Украины, еще и Казахстан, Грузия, Азербайджан, Китай, Монголия.
В рамках СНГ существует безвизовое пространство, в которое не входит только Грузия. Это дает возможность гражданам Туркменистана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана беспрепятственно въезжать в Россию и следовать через ее территорию далее. А через эти государства доступ получают также вьетнамцы, пакистанцы, афганцы, индусы и так далее. Таким образом, для России соглашение о реадмиссии может не быть односторонне обязывающим (de facto), только в случае коренного пересмотра отношений в рамках СНГ.
Россия нуждается в заключении новых соглашений о реадмиссии, поскольку она позиционирует себя в мировых и региональных отношениях в качестве державы, имеющей особые интересы и несущей особую ответственность не только на постсоветском пространстве, но и в мире.  Интересы эти связаны и с соблюдением прав человека (в том числе собственных граждан), стремлением обеспечить их реализацию. Помимо этого, вопрос регулирования миграционных процессов тесно связан и с интересами национальной безопасности.
Для того чтобы соглашения о реадмиссии были выгодными для России,  необходимо начинать такого рода переговоры не с государствами, которые будут возвращать мигрантов в РФ, а со странами, куда РФ будет возвращать их, то есть с государствами Закавказья, Центральной и Восточной Азии. Существование безвизового режима в рамках СНГ лишает Россию такой перспективы. А значит, если соглашение с ЕС о реадмиссии подпишут, нелегальные мигранты будут оставаться в РФ.
Направленность миграционных потоков в Европу от южных границ через западные влечет покрытие значительных расходов РФ на транспортировку нелегалов через огромную территорию, что отражается  на федеральном бюджете.
В последние годы Россия активно продвигает свои интересы в области реадмиссии в формате международных организаций, занимающихся вопросами миграции. Например, в рамках СНГ 9-10 сентября 2008 г. в Чолпон-Ате в ходе заседания СРМО СНГ был одобрен типовой проект соглашения о реадмиссии и совет рекомендовал использовать его в качестве основы для переговоров между странами Содружества. Реадмиссионная проблематика не раз рассматривалась на заседаниях Совместной комиссии государств-участников Соглашения о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией. Значительное внимание этой теме уделяют КСБНМ ОДКБ и СМП ЕврАзЭС.
Таким образом, Россия предлагает странам СНГ совместно решать проблемы незаконных трудовых мигрантов на основе реадмиссии  — прием и передача нелегальных мигрантов. РФ считает, что механизм реадмиссии более гуманный в отношении  людей, подвергающихся насильственному перемещению. «Россия обладает законными основаниями для решения вопросов в одностороннем порядке, но предлагает странам СНГ решать их сообща», — сказал в своем недавнем интервью директор ФМС России К.Ромодановский.
11 октября 2012 года в Бишкеке было подписано Соглашение о реадмиссии между правительствами Кыргызстана и России, ключевым направлением в котором  стали  взаимные обязательства России и Кыргызстана по приему  обратно своих граждан, незаконно прибывших на территорию договаривающейся стороны или остающихся там без законных оснований. Основным моментом  документа является то, что в отличие от административного выдворения (депортации) реадмиссия — не административное наказание. Решение принимается во внесудебном порядке, что значительно сокращает сроки возвращения иностранца в страну исхода.  Сам механизм реадмиссии предусматривает информирование об отправке мигранта в страну его гражданства. Страна приема (запрашиваемая сторона) подтверждает его гражданство, паспортные данные, в ускоренном порядке обеспечивает оформление необходимых проездных документов, затем согласовываются дата отправки, вид транспорта и маршрут следования. Примечательно, что все связанные с этим транспортные расходы будут финансироваться за счет страны временного пребывания (запрашивающей стороны). Иными словами,  если гражданин отправляется из РФ, то транспортные расходы несет  российская сторона, а если из КР, —  кыргызская. Кстати, ряд лидеров кыргызских диаспор поддержали подписание этого соглашения.
В международной практике согласие на реадмиссию приобретает все большее распространение и становится условием  безвизового режима между странами, поскольку в противном случае такой режим чреват появлением нелегальных мигрантов из-за возможного отказа выдать мигрантам проездные документы для возвращения на родину.

enter site Н. КУБЕНОВ,
первый секретарь
посольства КР в России.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий