ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Кому место за партой, а кому — за решёткой


За неделю в Бишкеке при получении взятки за зачисление детей в первый класс были взяты с поличным прямо на рабочем месте сразу несколько директоров столичных школ.

 

Торг уместен?

 

В первом случае, по информации Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ), директор общеобразовательного учебного заведения «в целях материального обогащения, а также войдя в сговор с другими сотрудниками системы образования, организовала схему по записи детей в первый класс. Вследствие чего вымогала у родителей денежные средства, а при отказе грозилась не зачислить его в школу».

 

Во втором — деньги, по настоятельной рекомендации администрации школы, в «добровольно-принудительном» порядке под маской спонсорской помощи в сумме от 30 до 100 тысяч сомов вносились на расчётный счёт созданного для этих целей общественного объединения.

 

Ещё одна директор была задержана при получении пяти тысяч сомов за перевод ребёнка в школу по микроучастку.
Другие директора были не менее изобретательны при вымогательстве денег у родителей.

 

Более того, по информации ГКНБ, «имеется множество аналогичных фактов в системе образования Бишкека. В этой связи ГКНБ продолжает работу по искоренению там коррупционных мотивов и схем». Так что можно предположить, что эти задержания не последние.

 

Между тем хотелось бы напомнить руководителям общеобразовательных учебных заведений об указе Президента Садыра Жапарова, в котором чётко указано, что «в государственных образовательных организациях запрещаются незаконный сбор денежных средств и создание общественных фондов при школах, а приобретение необходимых товаров и услуг для деятельности учебного заведения в обязательном порядке осуществляется из государственного бюджета КР».

 

— То, что в школах организованы поборы денег, и это в свою очередь порождает коррупцию — вполне закономерно, — считает мама ученика второго класса Хадижа Султанкулова (фамилия и имя изменены по её просьбе. — Авт.).

 

— Школа сейчас самоустранилась от воспитательных функций, которые были во времена СССР, а стала оказывать лишь образовательные услуги, что само по себе уже предусматривает финансовые взаимоотношения педагогов и родителей. Дело лишь в цене вопроса. Конечно, очень обидно и страшно, что с таким явлением, как коррупция, дети начинают знакомиться уже в школе, которая, по сути, призвана учить доброму и светлому.

 

В Министерстве образования и науки (МОиН) инцидент с директорами-взяточниками комментировать не стали, а сообщили, что «в республике работает система «Электронной записи в школу». Родители могут воспользоваться этим. Кроме того, они вправе обратиться в районные или городские отделы образования, если по каким-то причинам не смогли зачислить детей в школу через электронную систему. Там будут работать специальные комиссии. Наша задача — чтобы ни один ребёнок не остался за бортом и смог пойти в школу. Комиссии будут работать и после 1 сентября».

 

 

Виртуальные лазейки

 

Проект «Электронная запись в школу» заработал в 2019 году. С этого времени, как заявили тогда в МОиН, он стал единственной платформой, через которую можно оформить ребёнка в первый класс. Разработчики проекта тогда утверждали, что именно он сведёт к минимуму коррупционные схемы при зачислении детей в первый класс и облегчит запись ребёнка в школу.

 

Однако, судя по громким задержаниям директоров школ, последние успешно нашли лазейки, чтобы обойти «Электронную запись».
Вообще саму систему вряд ли можно назвать удачной. Проблемы начались с момента её запуска в середине февраля 2019 года. Тогда сервер проработал всего три часа, а потом начались сбои. Когда же неполадки удалось устранить, то оказалось, что почти все места в престижных школах были уже заняты.

 

— Мы начали разбираться, и выявилось много нарушений, — вспоминает глава общественного объединения «Лига защиты прав ребёнка» Назгуль Турдубекова. — Каждый случай рассматривался индивидуально. Главным образом мы пытались установить, почему детям, проживающим по микроучасткам школ, администрация учебных заведений отказывает в приёме в первый класс, мотивируя это тем, что нет мест. Второе, что нам удалось тогда выяснить, некоторых школ, причём в основном гимназий, вообще не оказалось в списках «Электронной записи». При этом набор детей в первый класс в этих учебных заведениях был уже закрыт. Конечно, мы понимали, что проект только запустили и возможны разного рода технические сбои.

 

 

Кабинетные баталии

 

Пресечь коррупцию в школах попытались ещё одним способом — объявили конкурс директоров. Соответствующий Указ «О некоторых мерах по повышению эффективности деятельности руководителей государственных и муниципальных общеобразовательных организаций Кыргызской Республики» подписал Президент Садыр Жапаров.

 

«В целях реализации кадровой политики, направленной на формирование высокопрофессионального кадрового состава руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций начального, основного и среднего общего образования (далее общеобразовательные организации), повышения эффективности управления сферой образования постановляется ввести в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях страны систему конкурсного отбора руководителей общеобразовательных организаций», — говорилось в документе.

 

Согласно ему, в школах должны смениться директора, которые занимали должность более пяти лет.

 

К сожалению, первый этап проведения конкурса выявил такие факты, что поневоле многие родители, да и в самом министерстве образования, задались вопросом: как могут руководить общеобразовательными учебными заведениями люди, которые о педагогике имеют весьма смутные представления?

 

К примеру, некоторые директора школ не имели соответствующего образования, хотя это обязательное требование МОиН при назначении на должность. Более того, как оказалось, многим претендентам на директорское кресло даже собрать необходимые документы и заполнить анкеты оказалось не под силу.

 

Случай, который произошёл в апреле 2023 года, вообще подставил под сомнение эффективность борьбы с коррупцией в школах. Выяснилось, что одной из них руководил человек, который был ранее осуждён за экономические преступления. Если конкретно, то по статье «Использование должностным лицом своего служебного положения вопреки интересам службы, если это деяние повлекло нарушение прав и законных интересов граждан или юридических лиц, либо охраняемых законом интересов общества или государства» Уголовного кодекса.

 

 

Кто круче?

 

Обвинять в поборах только руководство учебных заведений было бы неправильным. Сами родители также немало этому способствуют. Причём часто речь идёт не о получении знаний любимым чадом, а скорее о престиже для самих взрослых. Ну как же, их ребёнок учится в гимназии с углубленным изучением чего-то, и потом следует рассказ о том, как нелегко было устроить сына или дочь в «крутую» школу и в какую сумму им это обошлось.

 

Однако кроме коммерческой стороны вопроса есть и психологическая. Сегодня попасть в элитное учебное заведение можно только после предварительной подготовки, за которую надо заплатить, прохождения тестирования или собеседования, а в некоторых случаях даже сдачи экзамена. Остаётся только догадываться, что чувствует шестилетний ребёнок, когда слышит эти непонятные, но уже страшные для него слова.

 

Правда, не все взрослые, и педагоги в том числе, могут ответить на вопрос: а зачем это всё? Ведь с первого по четвёртый класс действует общеобразовательная программа, утверждённая базисным планом МОиН, и только с пятого начинается более углубленное
изучение определённых предметов.

 

— Мало кто из родителей задумывается, что почувствует ребёнок, если он не пройдёт тестирование в ту школу, куда хотят устроить его мама или папа, — пояснила детский психолог Анара Абакирова. — Никто из взрослых не понимает, что весь этот ажиотах с поступлением в школу изначально отталкивает подавляющее большинство детей от уроков. Более того, боязнь педагогов закладывается у первоклашек родителями, которые заставляют детей готовиться к экзаменам или тестированию. В итоге, когда ребёнка приводят в школу, у него начинается паника. Правильнее, если дети приходили бы на занятия с удовольствием, а уроки шли на пользу, а не были скучной обязаловкой. Учитель же был бы добрым наставником, а не кем-то грозным. И потом, к моменту поступления в первый класс не всегда можно определить, к чему склонен малыш. Кто он? Будущий технарь, а может, гуманитарий? Захочется ли ему углубленно изучать в гимназии те или иные предметы? Выход простой: начальную школу лучше освоить в обычном общеобразовательном учреждении. Наблюдайте за успеваемостью вашего ребёнка — за тем, что его больше интересует, находите для него тесты, с помощью которых можно определить наклонности. А уже потом решайте, оставить его в школе или отдать в гимназию…

 

Зачем нужна предшкольнаяя подготовка, если школа для того и создана, чтобы дети приходили туда учиться?

 

Здесь к месту вспомнить советское образование. Тогда хотя бы программа была сбалансированной. В первом классе детей сначала учили выражать свои мысли, рассказывать, что они видят на картинках в букваре, а в прописях писали галочки. То есть школа выполняла главную свою функцию — она учила детей. О занятиях с репетитором и речи быть не могло. В обязанности педагога входило объяснить тему так, чтобы она была понятна подавляющему большинству учащихся. Не усвоил на уроке, оставались после них или организовывались дополнительные занятия.

 

Сейчас же, если ребёнок не понял что-то, никто с ним возиться не будет. Хотите, чтобы он знал предмет, — платите репетитору.

 

Любовь БОРИСЕНКО.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 15:42, 05-09-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова