Киноотклик на реалии

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Социальная тематика продолжает привлекать начинающих режиссеров. Хотя находится в их творчестве место и для лирики, но опять же — вкупе с драматизмом и печальными финалами. Такой вывод можно было сделать после просмотра нескольких короткометражных фильмов, представленных зрителям на минувшей неделе.
Группа «Кыргызстан — страна короткометражных фильмов» презентовала работы «Жамгыр» («Песня дождя») Айгуль Бакановой, «Жылдызым» («Звезда моя») Асель Стамовой и Кыял Мамбетовой и «Непересекаемые дороги» Толгобека Койчуманова.


Ромео и Джульетта из Оша…
Нет, они вовсе не Монтекки и Капулетти из Вероны. Он — узбек, она — кыргызка, и оба живут в Оше. И у них, как в песне: «юные планы, на двоих тридцать два». А потом она возвращается из поездки в Бишкек и видит вместо его дома обгоревшие руины. Финал позволяет нам понять, что парень погиб: девушка видит его лицо в роднике и вспоминает притчу, с которой начинался фильм, о том, как однажды кыргызы и узбеки поссорились из-за отравленного источника и их помирили влюбленные, превратившись в дерево и воду.
Хорошие намерения, но неудачный сценарий, и воплощение оставляет желать лучшего. Тема межэтнического конфликта — слишком сложная, чтобы подходить к ней просто. Теперь же, когда фильм «Жылдызым» все-таки снят, единственное, что можно посоветовать авторам Асель Стамовой и Кыял Мамбетовой, — не полениться и вырезать неудачные куски.
В самом деле, жаль. Идея и вправду хорошая.

… и иссык-кульская Пенелопа
Фильм Айгуль Бакановой в целом вызвал одобрение. «Песня дождя» — ее дипломная работа. Айгуль окончила магистратуру Лондонской школы кино по специальности «кинорежиссура».
Ее героиня Бегаим живет в селе на берегу Иссык-Куля со строгой бабушкой (Жамал Сейдакматова) мужа, который уехал на заработки в Россию. Бегаим ждет ребенка. Сельчанин Алмаз, тоже работавший в России, возвращается и привозит деньги и вести от ее мужа Максата. Оказалось, что у него в России уже другая семья, а она ему нужна только, чтобы было кому присматривать за старухой. В доме полно гостей. Бегаим сначала по их просьбе поет песню, а потом уходит в баню, чтобы лишить себя жизни. Но ее успевают спасти. В конце фильма Бегаим и бабушка молча сидят на берегу озера.
Короткометражка продемонстрировала хороший режиссерский потенциал автора, хотя в работе есть и недочеты: лишние моменты, финалов получилось несколько. Хороша в главной роли юная непрофессиональная актриса Сезим Боркоева (как, собственно, и другие актеры и вся съемочная группа; хотелось бы также выделить работу художника-постановщика Талгата Асыранкулова и оператора Кристин Лалла).

И пришел конец света
На следующий день два молодых автора из группы кинематографистов, называющих себя Гильдией безработных режиссеров, презентовали свои фильмы.
Марат Алыкулов когда-то хорошо заявил о себе короткометражкой «Граница», за которую получил призы на фестивалях. Потом был полнометражный фильм «Адеп-ахлак», который дошел до зрителя только три года спустя. И вот еще одна короткометражка, в очередной раз подтвердившая его владение профессией и в очередной раз депрессивная. Главный герой — одинокий старик (Асан Аманов) — должен срочно погасить долг за электроэнергию. И тут судьба решает его испытать: посылает ему деньги, случайно подсунутые продавцом в магазине вместе со сдачей. Обнаруживает их старик только дома, и тут начинаются душевные терзания. Он находит доводы и за, и против, решает погасить долг, считая, что все вокруг и так воруют, а он из-за своей честности живет в нищете. Старик ночь не спит, а наутро идет в магазин и возвращает деньги продавцу.
А я, наблюдая за внутренними переживаниями героя, подумала: эх мы, интеллигенты! Только мы в состоянии так над собой издеваться, а потом еще и сделать из своих страданий мрачное кино, смотреть его и писать о нем.
По всей видимости, неизвестный герой экспериментальной полудокументальной-полуигровой работы Эрмека Ибраимова «Конец света» тоже за электричество не заплатил. Может, собственно, это и есть уже знакомый нам старик. На протяжении всего фильма мы видели только его ноги и руки: он снимал и стирал в тазу носки. Между стадиями стирки одухотворенные и не очень чудаки рассказывали об общении с какими-то силами свыше, об их посланиях. Потом руки отжимали носки и сушили их у обогревателя, вдруг наступала темнота и слышалась ругань, а на экране появлялась надпись «конец света». Вот вам, мол, ваша эзотерика. Кто-то не хлебом единым жив, а кто-то им одним.
Что тут можно сказать. Надо звать Света-аке Актана Арым Кубата, чтобы он этим старикам счетчики-то подкрутил.

Вердикт: слишком разные!
Молодой аниматор Толгобек Койчуманов сотворил короткий, одновременно смешной и грустный мультфильм «Непересекаемые дороги» о мальчике — пляжной урне, которому полюбилась девочка — пляжный зонт. Такой вот мимолетный курортный роман, и такой вот актуальный по сезону мультик.

Алия МОЛДАЛИЕВА.

Добавить комментарий