Взять быка за рога и выжать максимум прибыли

Госкомиссия по проверке «Кумтора» озвучила итоги своей работы и вынесла ряд рекомендаций руководителям золоторудной компании.
Открывая заседание, глава комиссии, министр экономики Темир Сариев, подчеркнул, что все собрания коллегии проводились открыто и прозрачно. Работу секретариата решено продлить до 31 декабря, поскольку необходимо выпустить сводный отчет  в виде книги в количестве  500 экземпляров.

Следом выступил министр юстиции Алманбет Шыкмаматов, который рассказал о работе их группы, связанной с анализом юридических вопросов. По его словам, компания и экс-руководство страны подписывали договоры и соглашения с нарушением норм законодательства. К примеру, документ от 2003 года о реструктуризации и обмене 67% акций ЗАО «Кумтор голд компани» на 33% акций «Центерры»  стал самым невыгодным для нашей страны, поскольку кыргызская сторона существенно ограничила свои права в управлении «Кумтором». А соглашение 2009 года привело к тому, что Президент, Жогорку Кенеш и правительство практически потеряли конституционные полномочия. Также противоречат Конституции изменения в статье Налогового кодекса с единой целью — освободить проектные компании от уплаты налогов. И это еще не весь перечень списка правонарушений, которые нашли эксперты.
Директор Госинспекции по экологической и технической безопасности  Осмонбек Артыкбаев сообщил о многочисленных нарушениях законодательства об обращении с отходами: компания не построила полигонов для размещения токсичных и нетоксичных веществ, не платит за их размещение в неположенных местах, постоянно осуществляет забор воды из озера Петрова на промышленные и бытовые нужды также без соответствующей оплаты. Промышленные стоки с отвалов, карьерные воды представляют серьезную угрозу загрязнения поверхностных вод в бассейне рек Кумтор — Нарын. В целом отмечается значительное отрицательное влияние деятельности предприятия на состояние окружающей среды, выходящее далеко за пределы границ месторождения, в частности, сокращаются особо ценные виды растений, занесенные в Красную книгу. Общая сумма наших претензий насчитывает 6,7 млрд. сомов». Осмонбек Артыкбаев также подчеркнул, что отсутствует проект рекультивации объектов рудника после вывода его из эксплуатации. В свое время высшие органы власти необоснованно взяли на себя обязательство по проведению этих работ взамен на передачу активов Трастового фонда рекультивации. В свою очередь компания не определила объемы предстоящих работ, размер ежегодного отчисления финансовых средств. В конце концов правительство будет вынуждено  восстанавливать  почвенный покров за счет государственного бюджета.
Заместитель министра финансов Мирланбек Байгончоков сообщил о социально-экономическом анализе проблем и выгодах от соглашений и договоров, заключенных в рамках проекта. Также привел сравнение проекта «Кумтор» с деятельностью других аналогичных горнодобывающих компаний по экономическим показателям. «С момента создания «Центерры» по настоящее время (за 8 лет) не решен стратегический вопрос концентрации и зависимости от одного месторождения Кумтор, которое дает 90% денежного потока компании. Когда рудник в Монголии «Бору» закроется, единственным источником дохода организации станет наше месторождение. В свою очередь «Кыргызалтын», будучи самым крупным акционером, владеющим  32,75% акций «Центерры», де-факто реализует права владельца мелкого пакета. А  менеджмент в компании неэффективен», — сообщил он.
В отчете сказано, что вся схема финансирования и управления проектом была построена таким образом, что организация получала стабильные денежные потоки и ее интересы были хорошо защищены, чего не скажешь про Кыргызстан. При этом налоговые каникулы составляли 5 лет после промышленной добычи, а после  предусматривались возмещения по части налогов. По соглашениям от 2003-2004 годов «Кумтор» был основным активом в «Центерре». При этом его потенциал занижен, а по другим месторождениям, которыми владела «Камеко», оценки и оплата за оставшиеся доли до 100% (Бору/Гацуурт) завышены. В результате принятых изменений потери страны составили 11-13% доли акций. Более того, “Кыргызалтын” в конце процесса реструктуризации после продажи 7,5 млн. акций остался с 15,66%.  А вот соглашение от 2009 года улучшило позиции «Кыргызалтына» путем увеличения доли в организации с 15,66% до 32,75% и введения  более оптимального налогового режима, получения различных выплат, но фактически это было сделано за счет расширения концессионной площади в 2009 году на 16,3 тыс. га, включая Коендинский и Карасайский участки.
В ходе заседания члены комиссии представили свои рекомендации. В связи с этим правительству необходимо провести переговоры с компанией «Центерра Голд Инк.» об изменении условий соглашений 2009 года по ряду критериев. А именно: увеличить ежегодную фиксированную оплату в размере      $310 тыс. за загрязнение окружающей среды, обязать компанию выполнить все работы по рекультивации объекта после завершения работ. При этом предприятие должно разработать технический проект восстановления объектов в соответствии с законодательством об охране окружающей среды и о недрах, определить объем финансовых средств  Фонда рекультивации. Следует изменить налоговый режим проекта, т.е. перейти на налогообложение. Предусмотреть уплату  всех платежей, сборов, отчислений. Расторгнуть пересмотренный Концессионный договор от 6 июня 2009 года с переходом на лицензионное соглашение.
Следом комиссия постановила, чтобы акционеры образовали одну управляющую компанию путем слияния ЗАО «Кумтор оперейтинг компани» и ЗАО «Кумтор голд компани». Увеличили количество представителей кыргызской стороны в совете директоров «Центерры» пропорционально доле акций (до четырех из 12). Рекомендовано пересмотреть состав органов управления таким образом, чтобы в течение 2013-2014 годов вице-президентами компании назначили граждан нашей страны, в 2015 году и президентом стал соотечественник. Разработать социальный пакет согласно Закону «О недрах», предусматривающий  подготовку кадров, трудоустройство местного населения, строительство инфраструктуры и другие условия. Устранить выявленные на руднике экологические и технические нарушения, при этом внести  денежную компенсацию за уже причинённый вред.  Решить вопрос с земельным участком месторождения, поскольку данные в различных документах разнятся. «Кыргызалтын» в рамках получаемых  им вознаграждений должен оказывать только консультационные и торговые услуги, включая покупку сплава золота и серебра. Необходимо забрать у него пакет акций и передать новой государственной управляющей компании с эффективной корпоративной структурой и современным менеджментом. Как вариант привлечь международную организацию к совместному управлению долей акций. Справедливо решить вопрос денежной компенсации местным властям за изъятые земли. Стоит разработать и внести на рассмотрение Жогорку Кенеша проект «Об охране и сохранении ледников». Также прописать в нем, что запрещено проводить подземные разработки полезных ископаемых, расположенных под ледниками и в зонах лесных массивов, а также размещать в этих зонах твердые и другие загрязняющие вещества.
В случае, если не достигнут согласия по вышеуказанным пунктам, госкомиссия рекомендует правительству расторгнуть все соглашения, заключенные в рамках проекта «Кумтор», и начать судебное разбирательство по изъятию земельных участков.
В свою очередь Генеральной прокуратуре стоит наказать виновных в нарушении норм законодательства при реализации проекта «Кумтор» и нанесении ущерба интересам страны. А также дать правовую оценку и установить меру ответственности лиц, замешанных в подозрительных выплатах $4 и $11 млн.
«Мы понимаем все возможные последствия, которые могут возникнуть в случае отказа «Центерры» выполнять наши требования. Золотодобывающая компания может начать арбитражные разбирательства против правительства. При этом произойдет остановка производства на месторождении, сократится доходная часть бюджета за счет недопоступления налогов от них, испортятся отношения с международными финансовыми организациями, особенно с теми, которые участвовали в софинансировании проекта (Всемирный банк, ЕБРР)», — заявил Темир Сариев. Если международный арбитр вынесет решения в пользу Кыргызстана, тогда мы вправе потребовать возмещения ущерба и объявить конкурс на предоставление концессии с целью привлечения новых инвесторов.
Не исключается и вариант, что верх возьмут интересы компании. В этом случае правительство должно будет выплатить компенсации «Центерре». Ухудшится экологическая ситуация на руднике, в том числе вследствие недостаточности средств в рекультивационном фонде.
Однако кыргызская сторона может в ответ инициировать арбитражное разбирательство против компании «Камеко» по поводу преднамеренного завышения активов месторождений Бору, Гацуурт, РЕН с целью занижения доли страны в компании «Центерра». В случае выигрыша в суде мы сможем возместить вышеперечисленные убытки за их счет. Республика также вправе подать иск против менеджеров компаний в Конную полицию Канады, в орган фондовой биржи Торонто — Комиссию Онтарио по ценным бумагам и в  управление по ценным бумагам Нью-Йорка за скрытие кардинальной информации, введение в заблуждение, обман инвесторов, акционеров и за коррупцию.
Члены комиссии внесут свой отчет на рассмотрение правительства и Жогорку Кенеша.
Между прочим, экспертиза независимой международной консалтинговой компании Environmental Resources ManagementLimited (ERM), которая в октябре провела независимый анализ деятельности «Кумтора», не выявила каких-либо серьезных или имеющих материальное значение проблем. Специалисты отметили, что работа на руднике хорошо организована благодаря компетентной логистике и эффективному управлению, в частности, экологический менеджмент, который согласован с правительством и соответствует международной политике и национальному законодательству в целом.

follow Ирина КОВШОВА.

 

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий