Народная артистка — это ответственно

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Пути в искусство бывают самые разные. У одних природный дар проявляется еще в раннем детстве, у других это происходит позже. Солистка Академического театра оперы и балета им.
А. Малдыбаева народная артистка республики Эльвира Асанкулова о карьере певицы даже не помышляла, хотя петь любила и делала это всегда с большим удовольствием, а ее специальностью было фортепиано. Получив хорошее профессиональное образование в Республиканской средней специальной музыкальной школе им. М. Абдраева и в музыкальном училище им. М. Куренкеева, она преподавала в Токмокском культпросветучилище, но тут произошел случай, в корне изменивший ее жизнь.


В 1988 году Токмокское училище  посетила преподаватель Института искусств им. Б. Бейшеналиевой Л. Георгиева. Целью ее поездки был поиск способных, имеющих вокальные данные молодых людей для их поступления в представляемый ею вуз. Так вот, неожиданно выяснилось, что самым лучшим голосом обладала преподаватель училища Эльвира Асанкулова. Певческие данные молодой женщины были столь яркими, что опытный педагог порекомендовала ей всерьез заняться вокалом, а для начала приехать в институт и пройти прослушивание.
Эльвира последовала совету Георгиевой, поскольку петь любила с детства и даже имела свой небольшой вокальный репертуар, в который входили романсы Гурилева, Варламова, Даргомыжского. На прослушивании присутствовало несколько педагогов кафедры сольного пения. Был среди них и Булат Минжилкиев. Именно он, выдающийся оперный бас, знаток бельканто, сыграл ключевую роль в дальнейшей судьбе певицы. Обнаружив, что Эльвира обладает редким по певческой классификации голосом — колоратурным сопрано, и учитывая, что у нее уже есть музыкальное образование, он посоветовал ей готовиться к вступительному экзамену и поступать сразу на первый курс вуза, минуя два подготовительных курса, обязательных для абитуриентов, не имевших вокальной подготовки в объеме училища. Минжилкиев также порекомендовал педагога для ее обучения, обладавшего уже достаточным опытом работы с высокими женскими голосами, — Людмилу Дмитриевну Петренко.
К экзамену Асанкулова подготовила несколько произведений — арию Снегурочки из одноименной оперы Н. Римского-Корсакова, «Казахский вальс» Л. Хамиди и «Аве Марию» Баха-Гуно. Комиссия оценила выступление абитуриентки на «отлично», и именно этот высокий балл помог ей сократить период обучения в вузе на два года. Естественно, заниматься вокалом она стала в классе Петренко.
Да,  1988 год стал поворотным в жизни Эльвиры. Она распрощалась с педагогической деятельностью и вновь оказалась на студенческой скамье. Учеба в институте доставляла Эльвире большое удовлетворение. С каждым новым вокализом, романсом или оперной арией ее голос приобретал всё бoльшую гибкость и выразительность. Росло и техническое мастерство. Ведь колоратурное сопрано — голос чрезвычайно подвижный. Ему доступны  самые сложные пассажи и фиоритуры. Именно эти сложности и отличают традиционный репертуар колоратурного сопрано, что требует от исполнителя незаурядного мастерства, которое приобретается путем долгого,  упорного и напряженного труда. Петренко хорошо это знала и, прекрасно владея вокальной педагогикой, уверенно вела свою воспитанницу в нужном направлении. И результаты не замедлили дать о себе знать. В репертуаре Асанкуловой появились такие сложные вокальные номера, как романс «Жаворонок» и ария Людмилы из «Руслана и Людмилы» М. Глинки, две арии Царицы ночи из «Волшебной флейты» В. Моцарта, ария Лакме из одноименной оперы Л. Делиба, и много других сочинений. В качестве дипломной работы Асанкулова подготовила изобилующую колоратурными трудностями партию Розины из «Севильского цирюльника» Дж. Россини. Ее же она исполнила в спектакле оперного класса института.
Сразу после окончания вуза Асанкулова была зачислена в оперную труппу театра оперы и балета им. А. Малдыбаева. И вот дебют. Обычно молодые солисты начинают с несложных или второстепенных партий. Однако Асанкулова пошла сразу «в дамки»: она дебютировала в опере Верди «Риголетто», исполнив сложнейшую как с точки зрения вокала, так и в плане драматического раскрытия образа партию Джильды. Ее Эльвира частично освоила в институте, но основная работа была все же проделана в театре. И напряженный труд дал желаемый результат. Зритель по достоинству оценил работу молодой солистки.
Это произошло в нелегкое для театра время, когда молодая республика переживала серьезные экономические трудности. Буквально на глазах редела театральная труппа. В поисках лучшей жизни один за другим увольнялись специалисты, певцы, музыканты. Поэтому появление новой перспективной солистки было для театра просто находкой. За Джильдой последовала партия Розины. И снова успех. Были выступления и в детских спектаклях театра, например в «Красной Шапочке» И. Гокиели, и партии второго плана.
Одновременно с работой на сцене Эльвира Асанкулова все чаще выступает на концертах. Ни одно более или менее серьезное мероприятие в культурной жизни столицы не проходит без ее участия. Имя певицы становится известным в республике, а ее концертный репертуар пополняется новыми номерами: «Соловей» А. Алябьева, «Сказки Венского леса»      И. Штрауса, «Карнавал в Венеции» Дж. Бенедикта.
В 1995 году Эльвира Асанкулова приняла участие в концертных мероприятиях, посвященных празднованию тысячелетия эпоса «Манас», и получила почетное звание заслуженной артистки республики. Факт сам по себе примечательный. Редко кто из певцов и музыкантов получал столь высокое официальное признание всего лишь два года спустя после окончания вуза. Но главное — это любовь слушателей. Все чаще в театр стали приходить специально «на Асанкулову», а поэт Кыялбек Урманбетов, большой почитатель таланта певицы, посвятил ей стихотворение. Из начальных букв каждого из его четверостиший можно было сложить имя ЭЛВИРА (кыргызская транскрипция). В это же время артистка приняла участие в международном конкурсе молодых оперных певцов в Вене.
Осенью 1996 года в рамках президентской программы «Кадры XXI века» двое молодых солистов театра — Эльвира Асанкулова и  Талгар Жакшылыков — были направлены на двухгодичную стажировку в Италию. Они проходили ее в академии при Коммунальном театре небольшого городка Кальи, расположенного неподалеку от адриатического побережья. Академию в то время возглавлял Альберто дель Монако, брат легендарного тенора Марио дель Монако, а режиссером и преподавателем сценического мастерства был сын певца — Клаудио. Искусство бельканто Эльвира осваивала под руководством известного вокального педагога Марио Мелани. Маэстро требовал скрупулезно следовать композиторскому замыслу, стилю, нотному тексту, точно выполнять все штрихи и нюансы. Он научил Эльвиру итальянской манере пения — свободной, раскованной   и   предельно     выразительной.
За время учебы в Кальи певица подготовила партию Лючии («Лючия де Ламермур» Г. Доницетти), сольные эпизоды из партий Виолетты («Травиата» Дж. Верди) и Линды ди Шамуни (одноименная опера Доницетти), а в качестве концертного номера — знаменитый моцартовский мотет «Exsultate, jubilate». Вместе с Талгаром и другими сокурсниками по классу Мелани Эльвира выступала на концертах и имела хорошие отзывы в итальянской прессе. Отчетный концерт воспитанников академии, состоявшийся в конце лета 1997 года в монастыре Святого Франциска, стал значительным событием в культурной жизни города.
Другой концерт прошел в «Зале муз» Атриума в Калье. «Это был настоящий успех, — писал корреспондент газеты «Коррьере Адриатико». — Питомцы академии предстали как сформировавшиеся певцы-профессионалы, показав прекрасную трактовку вокальных сочинений, отличную постановку голосов, особую выра-          зительность пения, что вдохнуло жизнь в интерпретацию оперных отрывков и романсов. Назовем имена этих блестящих исполнителей: Эльвира Асанкулова (сопрано), Талгар Жакшылыков (бас)…».
Учеба пролетела быстро. Эльвира вернулась в родной Кыргызстан. Уроки мастеров бельканто и само пребывание в Италии были чрезвычайно полезны для певицы. Музыка окружала ее с утра до вечера и проникала в душу. «Итальянцы — удивительно музыкальный народ, — вспоминала певица. — Они любят оперу и классическую музыку, будь то полицейский или продавец на рынке. Каждую субботу в местном старинном театре собиралась публика, чтобы послушать нас, учеников маэстро Мелани».
Профессиональные навыки, приобретенные в Италии, нашли широкое применение в исполнительской практике певицы. Благодаря им ее голос зазвучал еще ярче и рельефней, передавая широкую гамму чувств и психологического состояния. Особенно наглядно это проявилось при исполнении сочинений итальянских и западноевропейских композиторов — Генделя, Моцарта, Беллини, Доницетти, Россини, Мейербера, Верди, арии и сцены из  которых она постоянно исполняла на концертах. То же самое можно сказать и о сценической деятельности артистки. В последующие годы она выступила в ведущих партиях ряда оперных спектаклей. Среди них Царица ночи («Волшебная флейта» В. Моцарта), Ак-Мёёр (одноименная опера Ж. Каниметова), Виолетта («Травиата» Дж. Верди), Серпина («Служанка-госпожа» Дж. Перголези). Недавно певица успешно выступила в музыкальной комедии Н. Давлесова «Осторожно, невеста!».
Одним из высших достижений Эльвиры Асанкуловой является исполнение партии Виолетты. Она сложна во всех отношениях. Во-первых, вокальная партия чрезвычайно трудна для     интерпретации, поскольку исполнительнице необходимо передать самые различные психологические состояния героини, и не только через вокал, но и посредством драматической игры. Во-вторых, она изобилует всеми видами виртуозной колоратурной техники. Более того, почти на всем протяжении четырех действий солистка должна оставаться на сцене, а это колоссальная нагрузка. Но певица блестяще справляется со всеми поставленными задачами.
С первого появления на сцене ее Виолетта буквально очаровывает зрителя своим обаянием и женственностью. Ее голос звучит тепло, нежно, и в то же время явно ощущается, что за внешней кокетливостью скрывается хрупкая, легкоранимая натура. Со всей полнотой раскрывается образ Виолетты в последующих номерах: арии «Как странно в душу мою его слова запали», в дуэте с Альфредом и особенно во втором акте в сцене с отцом Альфреда — Жермоном, представляющей собой полный драматизма психологический поединок двух героев. Провести эту сцену, выдержав при этом единую драматургическую линию, очень трудно. Однако вершиной мастерства певицы является сцена смерти Виолетты из четвертого акта. Здесь нет накала страстей, игры «на зрителя». Здесь все гораздо глубже. Трагическое начало раскрывается не столько в драматической игре, сколько в музыке и пении. Именно через вокал Асанкулова раскрывает весь трагизм ситуации, показывая при этом благородство души своей героини, богатство ее внутреннего мира. Зритель покидает зал потрясенным.
В 2009 году Эльвире Асанкуловой за исполнение партии Виолетты в опере Верди «Травиата» была присуждена Государственная премия им. Токтогула.
Наряду с выступлениями на оперной сцене певица постоянно выступает на концертной эстраде. Как отмечал один из рецензентов, ее исполнительство отличается «высоким чувством стиля, необыкновенной искренностью, эмоциональной полнотой и свободой». Концертный репертуар Асанкуловой насчитывает десятки разнохарактерных произведений. Это западноевропейская классика, песни кыргызских авторов, сочинения современных зарубежных композиторов. Выступления певицы проходят не только в Кыргызстане, но и за рубежом. Памятным было ее участие в концерте, состоявшемся в середине 1990-х годов в Санкт-Петербурге, в котором также выступил выдающийся кыргызский певец, солист Мариинского театра, народный артист СССР Булат Минжилкиев.
В 2011 году на сцене театра оперы и балета им. А. Малдыбаева состоялся сольный концерт певицы, в программу которого наряду с сочинениями кыргызских композиторов вошли такие редко исполняемые у нас в республике произведения, как арии из опер «Пуритане» В. Беллини, «Семирамида» Дж. Россини, «Юлий Цезарь» Г. Генделя, «Динора» Дж. Мейербера. Эльвира Асанкулова еще раз продемонстрировала свое неувядающее исполнительское мастерство, подтвердив, что она достойна носить присвоенное ей еще в 2003 году высокое почетное звание народной артистки Кыргызской Республики.

Андрей КУЗНЕЦОВ,
музыковед,  заслуженный деятель республики.

Добавить комментарий