ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Старый друг лучше новых двух


Вот и прошло очередное заседание Совета глав государств-участников СНГ в Бишкеке. По итогам саммита было подписано 17 документов, принято немало весьма важных для наших стран решений. Встреча Президентов вызвала живой интерес даже за рубежом. Меж тем до сих пор в среде скептиков бродят сомнения относительно целесообразности наличия такой интеграционной структуры. Их суть: СНГ — это аморфный, формальный союз с низким КПД. Что ж, попробуем развеять пепел негатива и более детально рассмотреть плюсы и минусы.

 

Содружество Независимых Государств — крупнейшее в Евразии межгосударственное объединение. СНГ — это более 20 миллионов квадратных километров совокупной территории государств-участников (16% от мировой), свыше 286 миллионов человек населения (почти 4% всех жителей планеты), около трети мировых запасов угля и природного газа, по 20% нефти и золота, 36% урана. Ситуация в СНГ прямо влияет на экономический и политический климат не только континента, но и всего мира.

 

Какие задачи стоят перед СНГ в сегодняшнем мире с его новыми ценностями и угрозами, возможностями и барьерами, противоречиями и общими интересами? Для чего нужна эта организация? Стоит ли вообще его сохранять? На эти вопросы сегодня особенно важно найти откровенные ответы. Понять, почему так важно нам сегодня быть вместе.

 

Содружество — это диалоговая площадка, где встречаются Президенты. Такое место, безусловно, нужно. Это очень удобно и практично. Ключевой ролью СНГ можно назвать обеспечение условий для сотрудничества и развития наших стран. Именно эта логика лежит в основе любых процессов интеграции. Много споров шло о том, к чему изначально стремились его основатели. Не в этом суть, время давно расставило все акценты. Важно другое.

 

Первые соглашения, подписанные 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще, и последовавшая за ними 21 декабря того же года Алма-Атинская декларация стали тогда единственным шансом хоть как-то скрепить огромное пространство. А оно сталкивалось с многочисленными проблемами — парад суверенитетов, политические конфликты, экономические катаклизмы. Риск того, что события пойдут по так называемому югославскому сценарию, был тогда весьма серьёзен. Пропасть поодиночке могло любое из новых государств, даже столь большое и влиятельное, как Россия. К счастью, совместными усилиями удалось не допустить катастрофы. Однако, отправляясь в самостоятельное плавание по волнам рыночной стихии, каждая из стран неизбежно переживала собственные трудности. Становление нового объединения в условиях этих противоречий оказалось весьма непростым.

 

 

МИНУСЫ

 

О негативных тенденциях в развитии СНГ говорилось давно и не раз, да и видны они невооружённым глазом. Внутри него остаётся ряд законсервированных противостояний, из-за которых отдельные участники объединения отказываются даже садиться за стол переговоров или сводят диалог к минимуму. В первую очередь, это нагорно-карабахский конфликт, разделивший Армению и Азербайджан, а также неурегулированные территориальные вопросы и трансграничные конфликты в Центральной Азии. Болевая точка — это и Приднестровье, где пока не завершён процесс урегулирования, есть и другие давние проблемы, требующие своего решения. Эту тему на саммите затронул Президент Беларуси А. Лукашенко, подчеркнув, что все замороженные конфликты выходят наружу с новыми серьёзными последствиями.

 

Потенциал экономических и управленческих инструментов Содружества, созданных за три десятилетия, позволяет успешно справляться с самым широким кругом задач. В рамках СНГ уже принято более 650 международных договоров, причём около 600 из них действующие. Межпарламентская Ассамблея (МПА) СНГ подготовила свыше 400 модельных законов, направленных на гармонизацию внутреннего законодательства стран-участниц.

 

Вместе с тем для успеха тех или иных совместных начинаний решающее значение всегда имеет политическая воля руководства независимых государств. Однако внутриполитические процессы или просто конъюнктурные интересы при принятии решений зачастую оказываются более важным фактором, нежели укрепление многосторонних институтов и механизмов взаимопомощи внутри СНГ, а страдают от этого в первую очередь граждане.

 

Зачастую из-за подобных аспектов многие институты СНГ работают недостаточно эффективно. Взять хотя бы МПА. В ассамблее порой буксует ротация кадров, сужается круг стоящих перед ней задач, который в последнее время сводится в основном к решению текущих административных вопросов. Страны зачастую затягивают реализацию рекомендаций МПА. Чем преимущественно ассамблея занята на постоянной основе, — наблюдением за выборами на пространстве СНГ.

 

Фундаментом, на который опиралось Содружество в момент своего создания, были давние и прочные связи между республиками и народами бывшего Советского Союза. Смысл объединения состоял в том, чтобы сохранить преимущества торгово-экономического сотрудничества после демонтажа единого хозяйственного комплекса СССР. Об этом особо говорил Президент А. Лукашенко. Он напомнил, что главной целью создания Содружества было не допустить разрыва связей после распада Союза. По его мнению, настало время серьёзной консолидации в рамках СНГ.

 

Укреплению и наращиванию потенциала этого взаимодействия способствовали форматы, которые появились позже — Таможенный союз, ЕврАзЭС, ЕАЭС. Ещё в 1994 году подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли. В 2011 году его сменил более современный Договор о зоне свободной торговли. Постепенно продвигаются переговоры и вокруг проекта Соглашения о свободной торговле услугами.

 

Об этом говорил уже Президент Садыр Жапаров, подчеркнув, что благодаря совместной работе для решения стратегических задач в области экономики в июне этого года на Совете глав правительств СНГ в Сочи подписано Соглашение о свободной торговле услугами, учреждении деятельности и осуществлении инвестиций: «Процедура его согласования была очень длительной. После его ратификации бизнесу всех стран СНГ будет легче перемещаться и работать. Бизнес-партнёрам откроется дорога во все страны Содружества: там они смогут оказывать услуги и инвестировать в перспективные проекты».

 

Курс на взаимодействие остаётся общим вектором внутри СНГ, несмотря ни на что. Государства стремятся сотрудничать в самых значимых сферах. Это цифровизация, технологии, зелёная экономика, международные транспортные коридоры, малый и средний бизнес, рациональное использование природных ресурсов и др. О чем также упомянул Президент.

 

Такие согласованные подходы к сотрудничеству закреплены в принятых в 2020 году Концепции дальнейшего развития СНГ и Стратегии экономического развития Содружества на период до 2030 года. Однако уровень развития внутренних связей пока не соответствует потенциалу. По данным Межгосударственного статистического комитета, с 2009 по 2019 год (в период до пандемии) доля взаимной торговли во внешнеторговых операциях стран СНГ упала с 22 до 16,1%. В 2021 году товарооборот демонстрировал уже положительную динамику. Но обусловлено это было не позитивными изменениями в подходах к торгово-экономическому сотрудничеству, а естественным восстановлением «экономического организма» после «болезни».

 

Определённые барьеры для взаимной торговли создают соперничество стран СНГ на внутренних и внешних рынках. Некоторые товары, производимые в постсоветских республиках, не выдерживают конкуренции с аналогами из России или стран дальнего зарубежья. Да и в структуре экономики государств-участников преобладают добывающая промышленность и отрасли, почти отсутствуют товары с низкой добавленной стоимостью. То есть более технологичные, а равно и более прибыльные. Страны Содружества также соревнуются в привлечении прямых иностранных инвестиций и передовых технологий. При этом взаимные расчёты затрудняет неустойчивость национальных валют.

 

Пандемия коронавируса и вызванный ею разрыв глобальных производственных цепочек заставил весь мир задуматься, сколь важно сегодня укреплять региональные связи. В этих условиях будущее СНГ во многом зависит от того, смогут ли его участники дать импульс процессам новой индустриализации, цифровой трансформации основных отраслей промышленности, согласовать развитие трансграничных транспортных коридоров.

 

Не способствуют движению вперёд и проблемы взаимодействия внутри СНГ в социальной сфере. В первую очередь, в вопросах, связанных с формированием единого рынка труда и, как следствие, миграцией (около 2 млн человек на пространстве СНГ). В 2021 году страны подписали соглашение о сотрудничестве в сфере занятости (а это около 125 млн экономически активного населения), которое позволяет углублять миграционные связи. Сейчас в рамках Содружества отсутствует чёткая система правил, позволяющая регулировать миграционные потоки и предусматривающая ответственность государств за своих граждан, взаимное признание прав и компетенций работников-мигрантов. Необходима разработка единого механизма учёта граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территорию стран СНГ. Этот вопрос уже более десяти лет остаётся нерешённым, хотя соответствующее межправительственное соглашение подписано в 2011 году.

 

К важным социальным проблемам относятся и те, что связаны с пенсионным обеспечением граждан бывшего Союза, а также с различными льготами. В 90-х годах такие вопросы одними из первых стали регулировать на межгосударственном уровне, но за 30 лет в законодательствах всех нынешних участников Содружества многое изменилось. В 2019 году в рамках образованного на пространстве СНГ объединения (ЕАЭС) заключены новые договоры, основанные на современных стандартах. Очевидно, что в отношениях между остальными странами СНГ регулирование в этой сфере необходимо оперативно обновить, создав для неё полноценно работающий правовой контур.

 

 

ПЛЮСЫ

 

Существенный объединяющий фактор — это русский язык, язык общения народов СНГ. С ним связан огромный пласт общей культуры, истории, традиций в бывших советских республиках. Статус рабочего языка Содружества закреплён за русским в статье 35 Устава СНГ. Кроме того, в Беларуси это второй государственный язык, в Кыргызстане и Казахстане — официальный, в Таджикистане — язык межнационального общения. Сегодня в СНГ, по оценкам экспертов, живут около 155 миллионов носителей русского языка и еще 100 миллионов тех, для кого он второй. Эти люди тесно связаны друг с другом родственными, культурными, научными, рабочими контактами.

 

В целом культурная платформа СНГ предполагает разнообразие и взаимообогащение гуманитарных связей народов. Здесь необходимо обеспечить права людей на свободное и мультикультурное развитие и историческую правду. Направить вектор усилий на сохранение и укрепление общего гуманитарного пространства, существовавшего у наших народов в течение веков. Для этого делается очень многое. При содействии России в СНГ действует ряд проектов, направленных на поддержку русского языка и культуры в независимых республиках. Туда едут преподавать лучшие школьные учителя и профессора ведущих вузов. Издаются книги, успешно работают более 80 языковых центров в рамках программы «Послы русского языка». К слову, нынешний год объявлен в СНГ Годом русского языка как языка межнационального общения.

 

Действуют и экономические факторы, которые в этом случае могут сыграть значимую роль. Знание русского языка — важное конкурентное преимущество для всех, кто устраивается на работу в других государствах СНГ, либо переезжает на новое место жительства.

 

После вывода войск США из Афганистана эта страна стала очагом напряжённости у границ Содружества. Ухудшение обстановки в этом государстве грозит масштабной гуманитарной катастрофой. Очевидные риски связаны с бесконтрольным распространением оружия в приграничных зонах, параличом местной власти, укреплением экстремистских сил, падением уровня жизни людей и разгулом криминала. Совершенно очевидно, что поодиночке страны Центральной Азии такие узлы развязать не в силах. Об одной из важнейших тем на встрече в Бишкеке говорил Президент России Владимир Путин. Он же объявил о создании единой системы ПВО в СНГ, заметив, что все Президенты с идеей согласились и выразили желание её развивать. Российский лидер подчеркнул, что вопрос не просто в подписании документа, а в создании этой системы на деле.

 

 

Стоит сказать, что ранее депутаты Жогорку Кенеша сразу в трёх чтениях одобрили ратификацию соглашения между КР и РФ о создании объединённой системы ПВО. Президент Садыр Жапаров подписал закон, согласно которому для этих целей недалеко от российской авиабазы будет выделен участок в 5 га. Система ПВО КР и РФ станет частью системы СНГ.

 

Опыт доказывает: когда это действительно необходимо, страны — участницы Содружества вполне способны выступать с консолидированных позиций по глобальным проблемам, становятся блоком государств-единомышленников.

 

Как ни парадоксально, потенциал и возможности СНГ наглядно проявились в самый тяжелый момент, когда весь мир захлестнула коронавирусная инфекция. Едва только речь пошла буквально о жизни и смерти, очень быстро прекратились многие былые раздоры и споры. Реагировать в тот момент надо было мгновенно, действовать на упреждение. Содружество доказало, что ему это под силу. Ещё до начала пандемии между странами СНГ была создана необходимая договорная база в сфере здравоохранения. Стало возможно взаимодействие профильных специалистов, действовали межгосударственные консультативные органы, решения принимались оперативно, без бюрократических проволочек. Партнёры по СНГ делились друг с другом тест-системами, средствами индивидуальной защиты, мобильными диагностическими комплексами и оборудованием.

 

Содружество демонстрирует способность к развитию вопреки колебаниям мировой экономики, режимам санкций, постоянному нагнетанию напряжённости. И наши возможности далеко не исчерпаны. Только вместе мы можем эффективно противостоять стоящим перед нами новым вызовам, такими, как международный терроризм и экстремизм, трансграничная организованная преступность, незаконная миграция, наркоторговля, эпидемиологические риски и многое другое. Лишь сообща возможно построить единое пространство с учётом новых реалий с эффективно работающей экономикой, доступным и качественным образованием, здравоохранением, гибкой системой обеспечения безопасности индивидуума и общества.

 

Станет ли сейчас Содружество территорией истинной дружбы, взаимного уважения и партнёрства — покажет время, однако предпосылки для этого, вне всякого сомнения, мы видим уже сегодня.

 

Урмат КЕНЖЕСАРИЕВ.

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 14:59, 20-10-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова