ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Основные направления государственной политики Узбекистана в контексте улучшения позиции страны в международных рейтингах и индексах


Узбекистан, расположенный в самом сердце Центральной Азии, исторически был плавильным котлом культур и цивилизаций благодаря своей ключевой роли на Шёлковом пути. Его богатая история отражает смесь империй, кочевников и разнообразных культур, которые оставили свой след на протяжении тысячелетий.

 

В современную эпоху, несмотря на своё стратегическое положение и потенциал, Узбекистан зачастую оставался на периферии глобальных диалогов и не в полной мере реализовал свой потенциал на международной арене. Однако в последнее время наблюдается трансформационный сдвиг.

 

Прошедшее десятилетие, в частности, было знаменательным для страны: она стала свидетелем заметного подъёма во множестве международных рейтингов. Эти рейтинги, охватывающие как экономические показатели, так и социальные параметры, не только подчёркивают прогресс страны, но и подчёркивают её растущую роль на мировой арене.

 

В связи с этим важно внедрить эффективную систему принятия решений, основанную на открытости государственного управления. Необходимо пересмотреть принципы и механизмы взаимного сотрудничества органов государственного управления и исполнительной власти, каждый государственный орган должен обеспечивать реализацию государственной политики в закреплённой за ним сфере и нести полную ответственность за конечный результат. Такой демократический метод государственного управления очень совместим и гармоничен с проводимыми сегодня в Узбекистане масштабными реформами, прежде всего, с принципом диалога с народом.

 

Узбекистан улучшил свои позиции в индексе качества государственного управления, составляемом Всемирным банком. Индекс включает в себя подотчётность, политическую стабильность, эффективность правительства, контроль над коррупцией и другие показатели.

 

Эксперты Всемирного банка обнародовали обновлённые показатели государственного управления (World Governance Indicators, WGI) на 2021 год. Сообщается, что в стране улучшились показатели по всем шести направлениям после отрицательных показателей в 2020 году.

 

Индекс WGI разделён на такие части, как «отчётность», «политическая стабильность и отсутствие насилия», «эффективность правительства», «качество нормативно-правовых документов», «верховенство закона и антикоррупционный контроль». Всемирный банк самостоятельно не ранжирует страны по этому индексу.

 

Индекс качества регулирования оценивает способность правительства «разработать и внедрить эффективное регулирование, которое поддерживает развитие частного сектора». Индикатор учитывает множество показателей из разных источников, в частности, организацию рынка и конкуренции (из индекса политических изменений, рассчитываемого Фондом Бертельсманна в Берлине), уровень недобросовестной конкуренции, контроль над ценами, дискриминационные тарифы и налоги, чрезмерный протекционизм (по оценкам Economist Intelligence Unit в Лондоне), несогласованность налоговой системы и нормативной нагрузки (по данным Global Insight), инвестиционную и финансовую свободу (по данным Индекса экономической свободы Heritage Foundation в США), правоприменительную практику (по данным The World Justice Project).

 

При составлении индекса учитываются и другие расчёты, в частности, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития и Всемирного экономического форума. Вся эта информация агрегируется, а сам показатель регулирования может находиться в диапазоне от -2,5 (худший) до 2,5 (лучший).

 

Нейтральный уровень — 0.

Управление тотально в формировании показателей качества.

 

Использовано 30 источников информации. В отличие от прошлого года, для расчёта показателей Узбекистана было использовано 16 источников информации.

 

По рейтингу «Эффективность правительства» Узбекистан вошёл в число 208 стран мира.
Занял 116-е место, поднялся на 22 позиции.

 

На эффективность правительства во многом влияет качество государственных услуг, степень работы государственного учреждения и его независимость от политического давления, качество разработки и реализации политики, а также надёжность приверженности правительства такой политике.

 

Показатель позиции Узбекистана по сравнению с другими странами составляет 44,7 процента, то есть в 44,7 процента стран уровень эффективности государственного управления хуже, чем в Узбекистане. Год назад этот показатель составлял 34,1%.

 

Поэтому мы отправляемся в путешествие, чтобы глубже вникнуть в нюансы, механизмы и стратегии, которые привели Узбекистан к этому похвальному восхождению, проливая свет на ключевые аспекты, которые сыграли важную роль в изменении его положения на глобальной карте.

 

Были проведены обширные обзоры баз данных и опубликованных отчётов всемирно признанных учреждений, таких как Всемирный банк, Организация Объединённых Наций, Всемирный экономический форум, а также региональных органов, таких как Шанхайская организация сотрудничества. Особое внимание было уделено годовым отчётам, обзорам политики и документам по конкретному страновому анализу, в которых подробно описываются показатели эффективности Узбекистана за
последнее десятилетие.

 

Серия опросов была распространена среди бизнес-лидеров, как отечественных, так и международных, работающих в Узбекистане. Эти опросы были направлены на сбор мнений о деловой среде в стране, реформах и общей простоте операций.

 

Анализ тенденций был использован для того, чтобы наметить прогресс Узбекистана в числовом выражении. Инструменты визуализации данных, такие как графики и диаграммы, использовались для выделения важных переломных моментов и изменений в рейтингах. Статистические тесты, где это применимо, использовались для определения значимости наблюдаемых изменений.

 

Контент-анализ проводился на основе текстовых данных, полученных из отчётов, стенограмм интервью и ответов на опросы. Это позволило выявить повторяющиеся темы, настроения и повествования, которые могли бы пролить свет на качественные аспекты роста Узбекистана. Особое внимание было уделено описаниям политики, инициативам по реформированию и стратегическому партнёрству, чтобы расшифровать их влияние на международное положение страны.

 

Чтобы позиционировать рост Узбекистана в более широком контексте, его траектория была сопоставлена с некоторыми соседними странами и средними мировыми показателями. Это сравнение позволило взглянуть на эффективность страны по сравнению с другими странами и глобальным ландшафтом.

 

Узбекистан провёл ряд экономических реформ, которые увеличили прямые иностранные инвестиции, что привело к более высоким темпам роста ВВП и улучшению рейтинга лёгкости ведения бизнеса.

 

Усилия по снижению зависимости от традиционных секторов, таких как хлопок, привели к росту в таких областях, как туризм, технологии и производство.

 

Реструктуризация системы образования с упором на технологическую интеграцию и профессиональное обучение повысила индекс человеческого капитала.

 

Отчёты указывают на заметное улучшение ситуации в сфере свободы выражения мнений, собраний и прессы.

 

Приверженность Узбекистана устойчивым практикам и возобновляемым источникам энергии положительно повлияла на его рейтинг в глобальных экологических индексах.

 

Многогранный подход, принятый Узбекистаном, даёт ценную информацию о государственном строительстве в XXI веке. Экономический поворот страны, переход от изолированной модели к модели, предполагающей международное сотрудничество, сыграл важную роль в её восходящей траектории.

 

Сосредоточив внимание на секторах, выходящих за рамки его традиционных сильных сторон, Узбекистан продемонстрировал способность к адаптации.

 

Образование становится ещё одним краеугольным камнем. Признавая потребности современной экономики, ориентация Узбекистана на интеграцию технологий в учебные программы и упор на профессиональное обучение демонстрируют дальновидность.

 

Улучшение гражданских свобод указывает не только на ответ на международное давление, но, возможно, на более внутреннюю социальную эволюцию, отражающую широкую глобальную тенденцию к прозрачности и свободе.

 

Наконец, особой похвалы заслуживают экологические инициативы Узбекистана. В эпоху, когда последствия изменения климата неоспоримы, приверженность страны устойчивым практикам вселяет надежду и служит моделью для других.

 

Траектория Узбекистана в международных рейтингах является свидетельством его адаптивных реформ и стратегических инициатив. Продолжая идти по этому пути, страна укрепляет своё место не только в рейтингах, но и в глобальной значимости и влиянии.

 

 

Тохир Хасанов, Академия государственного управления при

Президенте Республики Узбекистан, кандидат экономических наук, доцент.

Поделиться:

Автор: -    

Дата публикации: 14:59, 10-11-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова