ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Генеральша


Министр обороны сразу прошёл на сцену и занял место за столом президиума. В зале царила оживлённая атмосфера, стоял шум, обычный для многочисленных собраний. Офицеры, сидевшие в зале, стихли, как только министр внимательно посмотрел на присутствующих.

 

— Товарищи офицеры! Президент республики в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 70 Конституции подписал указ о присвоении звания генерал-майора нашей коллеге — полковнику Ногойбаевой Курманжан. Сегодня глава государства вручил ей генеральские погоны. Товарищи офицеры! Прошу приветствовать генерал-майора Ногойбаеву!

 

Министр обороны встал из-за стола. Раздалась команда: «Смирно!» Вслед за ним встали все офицеры министерства и Генерального штаба, повернув головы в сторону двери, ведущей на сцену зала для собраний. Курманжан в новом генеральском мундире, на который она только что успела пришить погоны, вышла на сцену. Раздалось троекратное: «Ура! Ура! Ура!» Затем бурные аплодисменты, которые оглушили её сильнее, чем грохот выстрелов во время Ошских событий. Она, как никогда волнуясь, с трудом дошла до середины сцены к столу. Аплодисменты не стихали до тех пор, пока министр обороны не вышел к трибуне.

 

— Уважаемые коллеги! Мне доставляет огромное удовольствие встречать в этом зале пополнение в составе высшего офицерского корпуса Кыргызстана в лице генерал-майора Ногойбаевой Курманжан! Она — первая женщина-генерал в Вооружённых силах республики! Девочка из отдалённого села выбрала себе профессию защитника Родины и прошла путь от лейтенанта до генерала. После завершения учёбы в Алма-Атинском военном общевойсковом командном училище прослужила в войсках более двадцати лет. Недавно Ногойбаева окончила Академию Генерального штаба Российской Федерации, и, как вы все знаете, назначена начальником управления Министерства обороны. На всех должностях она проявила себя с наилучшей стороны как настоящий профессионал своего дела. Награждена медалью «Эрдик» за мужество и героизм, проявленные во время Ошских событий в 2010 году, когда стоял вопрос о территориальной целостности республики.

 

Дальше всё пошло по накатанному сценарию, отработанному на аналогичных мероприятиях по случаю присуждения очередных воинских званий указами Президента республики. Выступали заместители министра, представители Генштаба, сослуживцы по управлению, которые от души
поздравляли Курманжан с высоким званием. Все отмечали её компетентность и преданность делу, которому она посвятила свою жизнь.

 

В завершение официальной части министр предоставил слово новоиспечённому генералу.

 

— Товарищ министр обороны! Уважаемые офицеры! Я сейчас очень волнуюсь… Это мой самый счастливый день! Хочу прежде всего выразить благодарность Верховному главнокомандующему, Президенту республики за столь высокую оценку моей службы в Вооружённых силах республики! Мои родители, простые колхозники, никогда не имели отношения к воинской службе. Но рядом с нашим селом располагалась воинская часть, местные дети, и я в том числе, играли с детьми офицеров,
вместе ходили в нашу школу. Часто мы играли на территории части, где я видела женщин-военнослужащих.

 

Всегда в военной форме, которая подчёркивала их стройные фигуры, подтянутые и красивые. Они мне казались пришельцами из другого мира. И тогда я мечтала стать похожей на них, обязательно надеть военную форму и защищать Родину. Поэтому после окончания школы, несмотря на возражения родителей, поступила в военное училище в Алма-Ате. Я благодарна судьбе, что после его окончания мне пришлось работать с вами в Вооружённых силах республики. Без вашей поддержки и повседневной помощи мне бы не удалось достичь того, чего я достигла! Огромное спасибо вам всем!

 

Её слова благодарности присутствующие встретили бурными аплодисментами. Затем торжественное мероприятие продолжилось уже в неформальной обстановке в кафе при гостинице Министерства обороны.

 

Тосты перемежались выступлениями гарнизонного оркестра и песнями в исполнении сослуживцев. Особенно постарались служащие женщины, исполнившие песню «Сен менин жазылбаган ырларымсын», которую с энтузиазмом поддержали все участники торжества. Курманжан наконец-то расслабилась, спала напряжённость последних дней перед выходом указа Президента. Она без устали танцевала со всеми весь вечер, подпевала, если исполнялись её любимые песни.

 

А всё началось где-то за месяц до этого. Её вызвал министр и начал разговор о службе на новой должности начальника управления.

 

— Товарищ полковник, я со дня моего назначения сразу оценил вашу компетентность и ответственность, с которыми вы относитесь к работе на порученном участке. Ваш отдел проделал важную работу по
систематизации правовых норм деятельности Вооружённых сил в современных условиях, при этом вы эффективно взаимодействовали с отделами правительства и парламента. Теперь вам доверили управление, и, я уверен, вы справитесь и с этой работой на должном уровне.

 

Он усмехнулся и продолжил:

 

— Однако вы упустили важную тенденцию в государстве, а именно — официальную политику на гендерное равенство, в частности, законодательно введены квоты на представительство женщин в парламенте, и это веяние наблюдается также в правительственных структурах…

 

— Товарищ генерал-лейтенант, в Вооружённых силах невозможно соблюсти этот принцип, тогда в армию надо призывать женщин наравне с мужчинами…

 

Министр рассмеялся в ответ на эти слова Курманжан.

 

— Товарищ полковник, вы меня неправильно поняли. Речь идёт не о призыве женщин в армию… Есть депутаты-женщины, женщины-министры, значит, у нас должна быть женщина-генерал, может, заместитель министра обороны…

 

— Женщина-генерал? — очень удивилась Курманжан. — У нас, наверно, нет таких женщин, кто мог бы стать генералом, во всяком случае, я не знаю такую.

 

— Вы смотрите по сторонами и не видите никого… А если посмотреть на себя…

 

— На себя?! — замешательству Курманжан не было предела.

 

— Вот именно, мы с членами коллегии министерства посоветовались и решили представить вас на присвоение звания генерал-майора. Я согласовал этот вопрос с Президентом республики, и он поддержал.

 

Вы, можно сказать, безупречно прослужили двадцать лет, полковник, окончили академию, отлично характеризуетесь по службе, пользуетесь уважением коллег по работе. Я подписал и направил в администрацию Президента представление о присвоении вам очередного воинского звания генерал-майора, будем теперь ждать указа главы государства.

 

— Товарищ министр… то есть генерал-лейтенант, — от растерянности Курманжан не могла продолжить, с трудом собралась и промолвила лишь два слова, — так неожиданно! Так неожиданно!

 

— Товарищ полковник Ногойбаева! Почему такая неуверенность, вне всякого
сомнения, вы самая достойная из всех… уверен, Президент подпишет указ. Продолжайте спокойно работать, а там посмотрим.

 

Мероприятие в кафе завершилось ближе к полуночи. Курманжан добралась домой с одной из подчинённых, за которой приехал муж. Войдя в квартиру, она долго стояла перед зеркалом и смотрела на себя в генеральском мундире. Повесив его на стул, она разделась, и вдруг её охватила такая слабость, что она непроизвольно села на кровать. Курманжан смотрела на большую генеральскую звезду на погонах и перед ней, как в калейдоскопе, пронеслась вся её жизнь. И теперь, когда мечта всей её жизни сбылась, она, как альпинист, достигший вершины, ощутила своё одиночество. Вспомнилось, как после окончания училища сокурсник предложил ей пожениться, но она категорически отказалась, так как семья стала бы препятствием для достижения ею цели жизни. Позже, уже в период службы в Вооружённых силах республики, молодой майор долго ухаживал за ней, но в конце концов понял тщетность своих усилий и женился на девушке, которую родители засватали ему ещё в подростковом возрасте. Он уже полковник, служит в Генеральном штабе, отец четверых детей. Со временем потенциальные кавалеры обходили её стороной, поскольку одержимая службой Курманжан казалась неприступной скалой на пути к семейному счастью. Девушки, также окончившие военные училища и поступившие вместе с ней на службу, давно обзавелись семьями, растят детей. Правда, на военном поприще многие из них особо не продвинулись — остались капитанами и майорами, только одна-две достигли звания подполковника.

 

Вспомнив всё это, она вдруг разрыдалась и, в слезах, долго сидела на кровати. Смотрела на генеральский китель, вызывавший в ней двоякое чувство — гордости за себя и, с другой стороны, печали от того, какой ценой она достигла своей цели. В квартире стояла тишина, которую нарушали лишь всхлипы Курманжан.

 

Наконец, она успокоилась, вытерла слёзы. Потом глубоко выдохнула, как будто вынырнула из воды, и решительно встала с кровати.

 

На следующий день Курманжан появилась в новеньком генеральском мундире на работе, подтянутая и строгая. Всё было как обычно, она с головой окунулась в текущие дела управления, от вчерашних слёз не осталось и следа.

 

Алымбек БИЯЛИНОВ.

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 14:59, 28-12-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова