Премьер-министр: «Минюст — всех бед моих виновник»

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Нет, таких слов наш премьер не говорил. Выражение это носит метафорический характер, и его не следует воспринимать в буквальном смысле. И все же почему возникла столь необычная постановка вопроса? Очевидно, потому, что любое политическое решение нашего властного триумвирата (парламент, президент, правительство) выражается в законах, реализация которых улучшает в конечном итоге жизнь людей.

Одной из основных проблем триумвирата, его «бедой» является реализация законов. Всем известно, законы подлежат обязательному исполнению органами госуправления. С этой целью министерства и ведомства разрабатывают ведомственные (корпоративные) нормативные акты, конкретизирующие положения законов. В случае необходимости должны вносить изменения, дополнения и в положения о министерствах, ведомствах, подразделениях их центральных аппаратов, в должностные обязанности госслужащих, что создает условия для реализации законов и закрепленной в них государственной политики. С принятием новых законов процесс повторяется.
Правоисполнительную и связанную с ней правоприменительную деятельность министерств, комитетов, административных ведомств, направленную на реализацию законов, постановлений правительства, называют правовой работой органов госуправления. Поэтому и действующий премьер-министр, и каждый новый глава нового правительства крайне заинтересованы в эффективной организации правовой работы министерств и ведомств как необходимого условия реализации законов и постановлений правительства.
Но кто руководит и кто осуществляет методическое руководство правовой работой в органах госуправления?

Статс-секретарь — «наш человек»… в министерстве
Очевидно, одной из главных фигур правовой работы в органах госуправления является юрист (юрслужба), ибо цель деятельности юрслужбы — «проведение правовой работы во взаимодействии с другими подразделениями». Существенной частью правовой работы юрслужбы является «подготовка проектов нормативных правовых актов, других документов правового характера», в которой юрслужба лишь «участвует». Следовательно, в обязанности юриста органа госуправления не входит организация разработки нормативных актов, его задача — юридическое сопровождение процесса правотворчества.
Запускать правотворческий процесс и руководить правовой работой обязан статс-секретарь министерства, ведомства. Вывод — из результата изучения его многочисленных прав и обязанностей следует, что он является креатурой Агентства КР по делам госслужбы и юридическая служба должна находиться в его подчинении. К слову, агентство, судя по функциям и инструментарию (детектор лжи), может рассматриваться и как ведомство, обеспечивающее «антикоррупционную безопасность» госслужбы.
Сравним правовой статус нашего чиновника с его коллегой из Российской Федерации, обязанностью которого является «обеспечение эффективного участия органа исполнительной власти в законодательной деятельности». С этой целью изучим мудреное содержание положения о статс-секретаре. Оно поражает нежеланием его авторов признать организацию законной (правотворческой) деятельности в органе госуправления его естественной обязанностью. И это при том, что подготовка проектов законов для министерств и ведомств — одна из основных их обязанностей. «Архитекторы» правового статуса статс-секретаря не могли об этом не знать (или знать не захотели?).
Индикатором качества правовой работы министерств и ведомств может служить содержание их сайтов. Совершим кибератаку и «вскроем» сайт Минюста, где найдем полный набор документов, регулирующих его деятельность, начиная с положения о Минюсте, его управлениях и заканчивая должностными обязанностями госслужащих. И даже регламент министерства доступен для самых принципиальных и любознательных граждан. Минюст не держит свою работу в секрете и может служить примером для других министерств и ведомств.
И совсем другая картинка ожидает нас на сайте правительства, где можно найти структуру аппарата правительства, узнать названия отделов. Однако положений об отделах, ни тем более о должностных обязанностях работников правительственного аппарата на сайте нет. И граждане сегодня не могут узнать об их правах и обязанностях.
Выйдя на сайт парламента, подведя курсор на экране монитора к словам «структура ЖК» и кликнув мышкой, увидим на экране всего лишь четыре скромных квадратика с фамилиями руководителя аппарата и трех его замов. Но из регламента парламента можно узнать, что в его аппарат «входят отделы и иные структурные подразделения, отделы комитетов, отделы (секторы) депутатских фракций». И не удовольствия ради, а обьективности для скажу, что на сайте удалось найти положения лишь о пяти отделах. А другие где?
Если коснуться сайтов министерств и ведомств, то говорить об их стопроцентной информационной насыщенности, за небольшим исключением, нельзя. Ныне сайты органов госуправления — дань моде. Открыли, что-то разместили и… забыли. В этой ситуации рассматривать статс-секретарей в качестве субьектов организации полноценной правовой работы нет оснований (пока).

Минюст — «юрисконсульт» государства
Методическим руководством правовой работы органов госвласти и управления обязан заниматься Минюст. Однако в нормативной основе его деятельности механизмы взаимодействия с юрслужбами и со статс-секретарями министерств и ведомств не нашли отражения. Но в ряде нормативных  актов, которые Минюст должен был выполнить, вполне определенно выражается его обязанность осуществлять «методическое руководство юридическими службами центральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности по реализации законодательства».
Минюст в угоду своим ведомственным интересам наделил Центр по координации законопроектной деятельности правительства лишь обязанностью «осуществлять правовую, правозащитную и гендерную экспертизу проектов законов и указов Президента, касающихся законопроектной деятельности правительства, а также координацию законопроектной деятельности государственных органов, подчиненных правительству».
Но, кроме экспертизы законопроектов, министерства и ведомства сами подготавливают проекты законов, постановлений правительства, выполняют другую многочисленную работу правового характера. В условиях реформирования госуправления и необходимости повышения эффективности действий центральных аппаратов министерств и ведомств ценность методического руководства правовой работой неизмеримо возрастает.
Однако ни в положении о юридической службе органов госуправления, ни в положении о статс-секретаре государственного органа не выражены механизмы их взаимодействия с Минюстом в сфере правовой работы, что сказалось в первую очередь на качестве законопроектных работ.
В свое время правительство вынуждено было этот факт признать. «Большинство представленных министерствами и ведомствами законопроектов не соответствует  требованиям юридической техники, …что отражается на их качестве и сроках исполнения. Справки-обоснования к проектам законов содержат только констатацию фактов без обоснования необходимости принятия развернутой характеристики законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноза социально-экономических и иных последствий его принятия… отсутствуют предложения о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона»…
Названы и причины возникновения столь нелицеприятной ситуации: «…слабая работа министерств и ведомств, недостаточная координация их деятельности со стороны Министерства юстиции КР…».
Что же предлагали чиновники аппарата правительства КР коллегам из Минюста для ликвидации установленных недостатков?
«Проводить встречи с представителями юридических служб министерств, государственных комитетов, административных ведомств и государственных комиссий в целях повышения качества законопроектных работ».
Детский лепет. Иначе не назовешь.
Если низкое качество проектов законов — проблема, то одной из ее основных причин является ненадлежащее методическое руководство законопроектной деятельностью и правовой работой в целом. Но откуда этому руководству взяться, если Минюст, выполняя «функции поддержки», организует лишь «курсы повышения квалификации для нотариусов и адвокатов», а о методическом руководстве правовой работой министерств и ведомств «забывает»?

Решение проблемы
Очень простое. Чтобы снять проблему, необходимо ликвидировать причину ее возникновения. Следует организовать полноценное методическое руководство правовой работой министерств и ведомств, внеся соответствующее дополнение в положение о Минюсте и преобразовав с этой целью Центр по координации законопроектной деятельности правительства Кыргызской Республики в Центр правовой работы в народном хозяйстве.
Взаимодействие центра правовой работы со статс-секретарями и подчиненными им юридическими службами министерств и ведомств позволит организовать правовую работу министерств и ведомств на системной основе: от подготовки проектов законов, координации законотворческой деятельности до разработки внутриведомственных нормативных актов и обеспечения их доступности для населения.
Активизация деятельности Минюста в сфере методического руководства правовой работой министерств и ведомств повысит в итоге эффективность государственной властной и управленческой деятельности, направленной на улучшение жизни населения страны, и упредит значительную часть «управленческих бед» и премьер-министра, и президента, и парламента.

Г. ЖАЛКУБАЕВ,
независимый аналитик.

Добавить комментарий