Main Menu

Сколько стоит справка, или Зачем платить чиновнику?

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

С каких пор  чиновничьи услуги  стали платными? Народ  покачал печально головой, поворчал,  потужил  и безропотно  стал выкладывать  энное количество  сомов за  очередную справку у домкома,  в паспортном столе  (5 сомов за каждый бланк), школе. Деньги, конечно, небольшие, не в этом суть. Кыргызстанцы  уже привыкли отстегивать — нынче все услуги платные, а справку надо напечатать, учесть типографские расходы,  стоимость бумаги, ведь на дворе  давно рыночные отношения.

В каждодневной суете никто не задавался  вопросом: а кто, собственно, утвердил  огромный  список  дорогущего государственного сервиса? Как выяснилось,  никто.  Руководители  ведомств сами  подсуетились, проявили инициативу, издав соответствующие инструкции. Внутренние документы развязали чиновникам руки и разбудили аппетиты,  ведь все вокруг дорожает, надо выживать,  список  далеко не бескорыстных  услуг    рос и рос.
В очередной раз административную  реформу начали в Кыргызстане  в прошлом году, осенью. Подсчитали  количество платных  услуг,  оказываемых государством населению. Получилась астрономическая  цифра, аж 20 тысяч! Это своеобразный рекорд  среди  стран СНГ, даже в огромной бюрократической России госуслуг порядка трех тысяч.
Учитывая, что  финансирование  деятельности государственных учреждений  производится из бюджета, задаешься вопросом: зачем собирать с людей дополнительную дань? Куда поступает  плата за  справки, эти килограммы макулатуры? На спецсчета? Так они отменены, все  денежки  собираются в госказне.
Сумма немалая: около 6 млрд. сомов в год. Платить приходится  не только за справки с места жительства,  но и за присвоение  различных идентификационных номеров, кодов, пользование  услугами  сотрудников  охранных служб, секъюрити.  Выкладываем деньги   за  оценку жилья. Госагентство по архитектуре и строительству регулярно берет с предпринимателей и  обычных жителей за  перепрофилирование зданий, регистрацию пристройки к дому и многое другое.
Во все времена  одной из ключевых задач правительства считалось повышение качества государственных услуг (а не их стоимости!), которые государство предоставляет обществу. Значение  проводимых административных реформ велико, это все хорошо понимают: постепенно исчезает почва для коррупции, улучшается социальное и экономическое развитие страны.
Тем не менее в отличие от частного сектора, который  всегда находится в жестких конкурентных условиях, вынужден оперативно  реагировать на рыночный спрос, улучшать сервис,  государственные органы, как правило, не задумываются  об этом. Им  без конкуренции живется неплохо,  быть монополистом  выгодно.
А ведь по степени доступности  и качеству госуслуг  люди  судят о работе государственной машины в целом, об эффективности системы управления.
В нашей стране  существует несколько реестров  по  платным услугам, одни утверждены правительством, другие — антимонопольным комитетом, сообщили в  Министерстве экономического регулирования.  Более 120 наименований  услуг предоставляют органы исполнительной власти и их подразделения в регионах.  Внутренними приказами антимонопольного агентства утверждены  списки  подведомственных и территориальных госучреждений: около 80 видов справок можно получить только на платной основе.
Есть еще реестр  торговых комплексов, в нем свыше  200 наименований рынков, оказывающих  платные услуги по предоставлению торговых мест.
Возьмем  Закон «О неналоговых платежах». Здесь расписан порядок сбора денег  за по сути все те же предоставляемые  гражданам государственные услуги.
Вся эта разношерстная катавасия привела к  коммерциализации органов исполнительной власти, разрозненности  и  бесконтрольности в   нормативно-правовой сфере. До сих пор нет  полных  данных  — какие же государственные услуги у нас платные, а какие нет, население о них не знает.
Если исключить медицинские и образовательные услуги,    можно насчитать  свыше 7 тысяч  государственных услуг, причем списки, составленные различными ведомствами, взяты с потолка, они совершенно необоснованные, произвольные.
По словам   заместителя   министра экономического регулирования  Олега Панкратова, необходимо срочно провести  ревизию  нормативно-правовых документов,  выявить и убрать бесполезные  для общества  справки,   собирая которые, только тратишь время и деньги.
Регулировать платные тарифы должен единый государственный орган,  процедуры, сервисный механизм  хорошо бы упростить, сделать понятным.
Есть мартовское постановление правительства по оптимизации перечня  государственных услуг, оказываемых  физическим и юридическим лицам.  Согласно ему,  на первом этапе  служащие  займутся первичной   сортировкой услуг на основе имеющихся реестров. Затем  постараются максимально их систематизировать  в соответствии с реальными социальными потребностями   общества.
А чтобы чиновничьи интересы  снова не взяли верх, следить за их работой будут независимые эксперты из специально  созданной межведомственной комиссии, они и представят внешнюю объективную оценку обоснованности  выдачи  всевозможных справок и разрешений.
После  всех этих преобразований  единый перечень государственных услуг — платных и бесплатных — утвердит  правительство.
Проведение административной реформы на сей раз  финансирует один из  проектов ПРООН, а курирует  Центр общественных технологий.

Галина ЛУНЕВА.






Related News

В режиме стабилизации

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ  Министерстве экономики  подписано первое соглашение о режиме стабилизации между правительством Кыргызской Республики в лицеRead More

Нацбанк хорошо закончил год

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintПрезидент Сооронбай Жээнбеков и председатель Национального банка Толкунбек Абдыгулов обсудили предварительные итоги работы НБКР иRead More

Добавить комментарий