Беларусь — Кыргызстан: по пути благотворного сотрудничества и взаимопонимания

В январе этого года исполнилось 20 лет со дня подписания между Республикой Беларусь и Кыргызской Республикой протокола об установлении дипломатических отношений. Безусловно, в рамках этого юбилея мы проведем ряд мероприятий различной направленности. Ретроспективно на конкретных примерах покажем наличие фактора устойчивости наших дипломатических отношений, динамики плодотворного двустороннего сотрудничества.

go to link Грани наших итогов

Надо откровенно сказать: становление наших дипломатических отношений происходило в сложнейших геополитических и глобальных экономических условиях современного мира. Распад Советского Союза привел в хаотическое состояние социально-политические процессы в постсоветских республиках, к определенному разрыву существовавших между ними теснейших связей.

В этом контексте не стали исключением Беларусь и Кыргызстан. Обретя независимость, оба государства стояли перед историческим выбором: каким путем идти дальше и как строить жизнь. Велась кропотливая работа по поиску отвечающих обоюдным национальным интересам моделям развития, формированию принципов внешней политики.

А форматировать внешнюю политику и Беларуси, и Кыргызстану пришлось в непростых условиях. Внутренние системные преобразования совпали с глобальными политическими изменениями конца XX века. Возникали и укреплялись новые центры влияния, множилось количество суверенных субъектов международных отношений.

Стремление ведущих мировых держав задействовать силовые методы, давление, экономические и ресурсные преимущества для продвижения своих интересов, навязывание собственной модели развития общества, широкое использование двойных стандартов в оценке ситуации с правами человека остаются источниками напряженности. Все это на себе особенно ощутила Беларусь. Против нас развязана настоящая информационная и дипломатическая война с надуманным использованием правозащитной тематики в политических целях, введением экономических санкций. И в то же самое время в международной политике достаточно примеров, когда отдельные страны учат демократии других, не замечая грубейших нарушений в своей стране. Недавно МИДом Беларуси подготовлен доклад «Нарушение прав человека в отдельных странах мира в 2012 году» с изложением вопиющих фактов, иллюстрирующих попрание международных обязательств в 23 странах, которые традиционно называют себя «развитыми демократиями». С данной информацией можно ознакомиться и на сайте нашего посольства.

Вследствие низкой эффективности существующих систем международной безопасности все это ведет к глобальной и региональной дестабилизации, уязвимости всех членов мирового сообщества перед лицом разнообразных вызовов и угроз, спектр и острота которых постоянно возрастают.

В такой непростой геополитической ситуации особое значение для Беларуси на современном этапе, думаю, и для Кыргызстана тоже, приобретает необходимость дальнейшего развития устойчивых дипломатических отношений с международными партнерами как основы взаимовыгодного внешнеполитического и внешнеэкономического сотрудничества. Наращивая тесные связи с иностранными государствами, мы создаем благоприятные внешние условия для стабильного развития наших стран и повышения уровня благосостояния наших граждан, укрепления политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала государств.

Оценивая пройденный за годы независимости путь, мы можем с уверенностью сказать: Беларусь смогла выстроить устойчивую взаимовыгодную модель сотрудничества с большинством стран мира. На сегодня наша страна поддерживает отношения более чем с 170 государствами.

see Белорусская модель созидания

За годы созидательной практики сложилась белорусская модель социально-экономического развития страны, которая сочетает преимущества рыночного хозяйства с эффективной социальной защитой. Наша концепция построена на учете преемственности и традиций народа. Развивается не на революционной ломке прежних устоев, а на совершенствовании сложившейся экономической базы и содержит в себе элементы преемственности в использовании государственных институтов во всех сферах, где они проявили свою эффективность.

Если учитывать географическое положение Беларуси, открытость белорусской экономики, высокую степень ее интегрированности в мировые хозяйственные связи, то эффективность международного сотрудничества объективно является одним их определяющих факторов поступательного развития нашего государства.

Это подтверждают и оценки международных экспертов. Так, в докладе Программы развития ООН 2011 года Беларусь заняла 65-е место среди 187 стран по уровню жизни. Представитель ООН/ПРООН в Беларуси А.Брук в ходе пресс-конференции подчеркнул, что «Индекс Беларуси выше, чем у остальных стран СНГ». По его словам, по всем трем измерениям, а это здравоохранение, образование и доход на душу населения, доклад ПРООН определяет Беларусь как страну с одним из лучших достижений высокого уровня развития. Положение Беларуси в рейтинге ПРООН за последние пять лет оценивается как стабильное с высоким уровнем наукоемкости белорусской экономики. По данным Всемирного банка, наша страна занимает 45-е место в мире по индексу знаний, на должной высоте и по другим параметрам.

Особенность Беларуси в том, что наша страна не обладает большими запасами полезных ископаемых, за счет продажи которых можно было бы безбедно существовать и развивать высокотехнологические отрасли. Средства приходится в прямом смысле слова зарабатывать своим трудом, производя и экспортируя конкурентоспособные товары.

Именно и по этой причине еще в советские времена Беларусь пошла по пути развития промышленного потенциала, не растеряла его за годы независимости. Благодаря принципиальной позиции государства удалось не только сохранить, но и приумножить эти наработки. Такие бренды, как «БелАЗ», «МАЗ», «МТЗ», «Гомсельмаш», «Амкодор», «Атлант», предприятия нефтехимического комплекса и другие, узнаваемые во всем мире, формируют имидж современной Беларуси. Но надо сказать, что эти предприятия в значительной степени зависят от импортного сырья, прежде всего металлов, потребляют большой объем энергоресурсов. Поэтому сейчас все больше и больше внимания уделяется созданию и модернизации экспортно-ориентированных производств на основе местных ресурсов. И мы многого добились за эти годы в экономике и с удовольствием готовы поделиться с кыргызскими партнерами и друзьями. Наши двери и сердца всегда открыты для них. Ведь геополитическое положение Беларуси и Кыргызстана определяет необходимость их сбалансированного взаимодействия с мировыми центрами силы. При этом оба государства уже на первоначальном историческом этапе выступили за развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Одним из приоритетов их внешней политики стало всестороннее расширение двусторонних связей со странами СНГ. И эта плодотворная площадка Содружества обладает непревзойденными преимуществами, такими, как суммарная емкость рынка, условия доступа товаров и, наконец, схожая ментальность, обусловленная общим прошлым в составе СССР.

С 1 января 2013 г. Беларусь вступила в председательство в СНГ. Придавая особое значение этому вопросу, разработана концепция нашего председательства, которая направлена партнерам во все страны СНГ. Среди приоритетных задач — дальнейшее укрепление добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества на постсоветском пространстве, повышение уровня жизни и благосостояния граждан государств-участников СНГ, приумножение позитивного опыта интеграционного взаимодействия.

Конечно, решение этих задач зависит от тесного взаимодействия стран Содружества, уставных и отраслевых органов СНГ, а также Межпарламентской ассамблеи СНГ.

В свою очередь в этом году Кыргызстан председательствует в ОДКБ. Полагаю, что наши государства достойно выполнят свою почетную интеграционную миссию на благо наших народов.

Корни всесторонних отношений

Если проанализировать историю становления белорусско-кыргызских отношений, то можно с удовлетворением отметить, что за эти годы сделано немало, достигнуты неплохие результаты во многих сферах. Сформированная договорно-правовая база позволяет эффективно развить сотрудничество в различных отраслях. Наши страны традиционно поддерживали активный политический диалог, позиции государств совпадали по многим ключевым вопросам в международных организациях — ООН и ОБСЕ, СНГ, ОДКБ и ЕврАзЭС.

Уверен, что в определенной степени некоторое замораживание политических контактов и переговорного процесса на текущем этапе носит всего лишь временный характер и не соответствует духу традиционно дружественных отношений между нашими народами. А это ведь именно тот фактор, который может придать совершенно иную динамику нашим двусторонним связям.

Уделяя приоритетное внимание торгово-экономическому сотрудничеству, мы констатируем его позитивную динамику. Только за последние 10 лет взаимный товарооборот увеличился более чем в 43 раза, в частности, в 2011 году составил $226 миллионов, что стало наивысшим результатом за все годы наших отношений в статусе независимых государств. Правда, тогда значительную часть составляли нефтепродукты. В 2012 году без поставок нефтепродуктов из Беларуси в Кыргызстан объем товарооборота составил около $154 млн. и вырос более чем на 44 процента, в том числе на 45 процентов увеличились объемы поставок белорусских товаров в Кыргызстан и на 39 процентов — кыргызской продукции в Беларусь. Такие взаимные поставки в прошлом году осуществлялись по 223 товарным позициям.

Стали более тесными контакты наших субъектов хозяйствования, деловых кругов и, естественно, целенаправленная работа внешнеполитических ведомств и дипломатических представительств. Однако имеющийся потенциал далеко не исчерпан.

К сожалению, на инфраструктурный уровень мы пока так и не вышли, ограничиваясь только прямыми поставками, да и то перманентно. Приведу только один пример: достигнуты договоренности о выделении кредита Беларусбанка под гарантии мэрии г.Бишкека для приобретения так необходимой для столицы снего- и мусороуборочной техники, но мы уже второй год не можем продвинуть этот вопрос.

Хотя с другими странами-соседями Кыргызстана — отношения в сфере экономики развиваются на более высоком уровне с реализацией совместных взаимовыгодных проектов.

Только в Казахстане, находящемся от нас за тысячи километров, организовано 13 сборочных производств белорусской техники, семь из которых включены в государственные программы. Производственная кооперация набирает обороты и в других странах. На базе ряда азербайджанских предприятий налажена совместная сборка белорусских тракторов, грузовых автомобилей, лифтового оборудования. В Туркменистане наши специалисты строят «под ключ» горно-обогатительный комплекс по выпуску калийных удобрений стоимостью $ 1 млрд., что обеспечивается поставками не только белорусских технических товаров, но и проектных услуг, и промышленных технологий. Кстати, развитие долгосрочного сотрудничества с этой страной эффективно используется и в сфере образовательных услуг: количество туркменских студентов, обучающихся в белорусских вузах, уже достигло почти шести тысяч человек. Хорошие перспективы в этом плане имеются между Беларусью и Таджикистаном, ряд значимых совместных проектов реализуется с КНР.

Сегодня поставлять в Кыргызстан белорусскую технику, к примеру, собранную в других странах, по крайней мере неправильно. Тем более известно, что создание совместных предприятий приносит конкретные преимущества в виде приближения продукции к конечному потребителю, открывает широкие возможности по сервисному обслуживанию и поставкам на рынки третьих стран. Кроме того, это занятость населения и новые рабочие места, налоги и наполнение бюджета, перспективы стабилизации экономики. Здесь нам есть что предложить и чем поделиться с Кыргызстаном.

В 2012 году нашей страной экспортировано товаров на сумму $46 млрд., в том числе сельхозпродукции в объеме около $5 млрд. В целом внешняя торговля Беларуси охватывает более 170 государств: только в страны Евросоюза экспортировано товаров на $17,6 млрд. и в СНГ — на $22,3 млрд. При этом объем экспорта в страны Евросоюза возрос на 12 процентов, страны СНГ — на 6 процентов, увеличился и в страны Азии, Африки и Америки.

Актуальность новых перспектив

С 1 января 2012 г. начало работать Единое экономическое пространство трех стран -Беларуси, Казахстана и России. Принципиально важно, что ЕЭП, будучи интеграционным пространством качественно нового уровня, создано на основе проекта «Таможенный союз», в успешности которого сегодня, наверное, никто не сомневается. Приведу красноречивый показатель: по итогам прошлого года рост белорусского экспорта в страны Таможенного союза составил 38 процентов. С созданием Таможенного союза и ЕЭП можно говорить о расширении границ и перспектив. Рынки Беларуси, Казахстана и России едины. На всей территории ЕЭП гарантировано свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Таможенный союз принес новые возможности для Беларуси, и это, безусловно, подогревает интерес инвесторов к нашей стране. Все условия для этого имеются. Согласно опубликованному Всемирным банком докладу «Ведение бизнеса — 2013», Беларусь в рейтинге стран, благоприятствующих ведению бизнеса, заняла 58-е место.
Вызовы текущего момента очевидны. Большая гонка за технологиями и инвестициями взяла старт. Никогда она ранее не была такой глобальной, быстрой и безжалостной, как в наши дни. Ответ на вызовы глобальной конкуренции — интеграция и кооперация, структурные реформы, институциональное строительство.

На текущем этапе актуальной темой для белорусско-кыргызских отношений была бы разработка соответствующей «дорожной карты», включающей не только государственное взаимодействие, но и взаимосвязи общественных деятелей, представителей культуры, образования и других отраслей. Это позволило бы выйти на уровень действительно стратегических двусторонних отношений, а не просто встречаться на заседаниях СНГ, ОДКДБ или ЕврАзЭС. Тем более что Кыргызстан намерен присоединиться к Таможенному союзу, войти в Евразийский союз, отношения расширятся до нового единого пространства. Время велит создавать совместные предприятия, искать наиболее эффективные и приемлемые формы кооперационного сотрудничества, использовать лизинговые и другие эффективные механизмы.

И пока идет процесс подготовки Кыргызстана к вступлению в Таможенный союз, мы можем и должны укреплять направления взаимодействия на двустороннем уровне, что принесет только позитивные результаты для благополучия граждан наших государств.

Основным механизмом, способствующим достижению новых целей в наших отношениях, является Межправительственная белорусско-кыргызская комиссия по торговоэкономическому сотрудничеству, провести которую в 2013 году мы предложили кыргызским партнерам.

Если здесь и найдутся скептики, которые слабо видят наши перспективы, то отвечу: политическая воля между нашими государствами уже заложена историей отношений двух государств, что еще подкрепляется многочисленностью невидимых нитей, связывающих наши народы. Это и единое прошлое в составе одного государства, и ветераны ВОВ, защищавшие и освобождавшие нашу совместную Родину, старшее поколение, совместно плечом к плечу возводившее города и села, строившее фабрики и заводы. Совместная деятельность ученых, создававших научную базу и экономический базис для развития, всех, кто закладывал основы нашего будущего, в том числе выпускники белорусских вузов, в общественное объединение которых на сегодняшний день входит более 330 человек, наши диаспоры в Кыргызстане и Беларуси и т.д.

Перспективы имеются в углублении межрегионального и межведомственного сотрудничества. В 2012 году заключены соглашение о сотрудничестве между Могилевской и На-рынской областями, договор о дружбе между Могилевом и Нарыном. Ранее аналогичные документы подписаны между Джалал-Абадской и Гродненской, Чуйской и Минской областями, столицами наших республик — городами Бишкеком и Минском. Целый ряд договоров о сотрудничестве имеется в образовательной сфере между ведущими вузами двух стран, развивается продуктивное взаимодействие в области медицины и т.д.

Все это позволяет с оптимизмом смотреть на будущее белорусско-кыргызских отношений.

В качестве заключения

Надеюсь, что меня поддержат и мои коллеги — бывшие послы Кыргызстана в Беларуси, которые немало приложили усилий к развитию дружественных связей между нашими странами, создавали тот задел, который сегодня необходимо использовать. Не могу не вспомнить первого посла Кыргызстана в Беларуси Б.Аширова, в разные годы на этой должности работали Э.Омуралиев, Р.Качкеев, Л.Иманалиева, И.Болджурова.

Пользуясь случаем, хотел бы со страниц вашей уважаемой газеты поздравить всех, кто причастен к развитию двусторонних связей, с 20-летним юбилеем установления дипломатических отношений между Беларусью и Кыргызстаном, пожелать дружественному кыргызскому народу, сильному духом и национальными традициями, благополучия и процветания, стабильности и мира!

Виктор ДЕНИСЕНКО, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Кыргызской Республике.

"СК"

Издательский дом "Слово Кыргызстана"

Добавить комментарий