Сб. Окт 20th, 2018

Музей в школе — это ответственно

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

go here Прочла в одной из газет о разорении Республиканского музея боевой славы и решила посетить музеи, уголки боевой славы в школах Бишкека. Сохранились ли они, как работают, какую роль играют в военно-патриотическом воспитании учащихся?

Сначала побывала в музее боевой славы школы №8. Третий год подряд она занимает первое место в соревновании школьных музеев, объявленном Ленинской районной администрацией. Музей расположен в темной, без света и окон, комнатке. Материалов много — фотографии, письма, книги, рисунки, предметы, фотомонтажи… Связь с ветеранами тесная: ребята ходят к ним, помогают, называют себя «тимуровцами». К великому сожалению, фронтовиков, которых еще в прошлом году было более двадцати, сейчас осталось шестнадцать.

Большим уважением у ребят пользуется ветеран Великой Отечественной Е. Писарской, известный наш архитектор.

Поинтересовалась,  знакомы ли школьники с участниками боев в Афганистане, Баткене? Увы,  и «афганцы», и «баткенцы» очень неохотно контактируют с музеем, но стенд с их фотографиями тут  есть.

Об аксыйцах, участниках событий апреля 2010 года, о памятнике, поставленном им,  старшеклассники и руководители музея не могли ничего сказать. Я считаю это упущением. Надо помнить не только о героях Великой Отечественной войны, но и о современниках, показавших пример патриотизма. Чего стоят слова, высеченные на памятнике: «Мы ушли рано, отдав жизнь за страну».

Среди форм работы в школе №8 особенно интересной является проведение митингов-реквиемов на Аллее героев по проспекту Молодой Гвардии. Похвально, что школа проводит военно-спортивные игры «Зарница», «Лучший стрелок», конкурсы строевой песни,  песен о войне. Проводятся видеопрезентации «Вехи войны». Тимуровцами ведется поисково-исследовательская работа.

А теперь иду в учебно-воспитательный комплекс №9. Комната боевой славы расположена в маленьком кабинете, совмещена с учебными занятиями. Материал по Отечественной войне богатый — письма, фото, альбомы, плакаты. Совет ветеранов столицы передал большое количество фотоальбомов с подлинными снимками бойцов и офицеров. Но они из-за отсутствия места спрятаны в шкафах и достаются оттуда лишь иногда на классные часы. Школа большая, производит очень приятное впечатление, но вместо проектных 800 учащихся в ней учатся 1 900 ребят в три смены, так что другого помещения комната боевой славы получить не может.

Здесь работают не только с ветеранами ВОВ, но и с «афганцами» и «баткенцами». В беседе с детьми выяснилось, что они много знают о ВОВ, ветеранах, Национальной гвардии Кыргызстана. Готовятся к празднику 9 Мая. Однако не все учащиеся знают, что в школе есть такая комната.

Формы военно-патриотического воспитания тут, как и во многих других школах: встречи с ветеранами ВОВ, воинами-интернационалистами, «баткенцами»; шефская помощь ветеранам войны и труда; поисковая работа; уроки по допризывной подготовке молодежи; поддержание порядка и чистоты на Аллее героев, проведение праздничных встреч, концертов для ветеранов, вдов и тружеников тыла; посещение Исторического музея, музея им. М. В. Фрунзе и Музея изобразительных искусств; уроки мужества.

В авторской  школе №6 педколлективом поставлена цель: формирование патриотизма и развитие чувства гражданского долга, уважения к истории, культуре  страны, развитие социальной активности учащихся. Комнату боевой славы музеем не назовешь, но работа проводится большая. Кроме общеизвестных форм,  возложение цветов к памятникам погибшим в ВОВ, вахты памяти, экскурсии, тематические классные часы, показывают художественные и документальные фильмы о войне, проводят литературные вечера, отмечают День защитника Отечества. Учащиеся АУВК №6 посещают Панфиловскую дивизию в Токмоке, практикуют  экскурсии в воинские части (Кой-Таш, военная база «Манас», авиационная база в Канте).

В школе активно празднуют Международный день охраны памятников и исторических мест. Очень интересно и ярко проходит военный парад школьников 5-7-х классов. Школа участвовала в открытии памятника блокадникам Ленинграда, в митинге-реквиеме у памятника Панфилову. Успешно проходят школьный и городской конкурсы «Эр-Жигит».

Но самое большое впечатление на меня произвел музей школы №13. Уже при входе на территорию в глаза бросается мраморная стела в память о ветеранах ВОВ и погибших кыргызстанцах. Сам музей просторный, светлый, с огромным фигурным столом, напоминающим изгиб реки Невы, хорошая мебель, витрины. Очень много документов, подлинных вещей блокадников. Во время специальной акции ребята выстраиваются в очередь за хлебом и им отвешивают кусочки ровно по 150 г, как это было в блокадном городе. Музей дружит с Советом ветеранов города на Неве.

Меня удивило и порадовало тесное сотрудничество с остальными структурными     подразделениями школы — художественными, танцевальными, драматическими коллективами. Довелось присутствовать в нашей филармонии на праздновании 70-летия снятия блокады Ленинграда. Праздник был великолепный: двухчасовой концерт и драматическая постановка силами учащихся 13-й школы. И хор, и танцевальные номера, и драматические сцены были на высшем художественном уровне. Это ли не военно-патриотическое воспитание?! Позавидуешь энергии работников  этого образовательного учреждения. Будет у них праздник 9 Мая, будут в гостях фронтовики, интернационалисты, блокадники, будут солдатская каша и показательные выступления воинов.

Без сомнения, музеи, комнаты боевой славы являются центрами  многообразной работы в школах. Беда только в том, что не во всех учебных заведениях они есть. В городском центре образования мне не сказали, сколько таких музеев  в школах столицы.

Плохо и то, что руководят музеями, комнатами боевой славы люди на общественных началах, без оплаты, а работа ведется большая. Что-то надо придумать.

Помогают в военно-патриотическом воспитании школьников не только военные руководители школ, но и учителя-историки. Правда, трудно им. Материал об участии кыргызстанцев в ВОВ есть лишь в учебнике истории Кыргызстана для 10-го класса. В остальных используются российские учебники, где, конечно же, материала о роли Кыргызстана в ВОВ совсем мало. Необычно сказала на этот счет учитель истории школы №8 Мешкова Канышай Байбековна: «При отсутствии своих учебников по истории пользуемся разными книгами и пособиями, как чужой жвачкой».

Школа №6 пригласила меня на Праздник Победы. «Надену» свою ветеранскую медаль и пойду. С наступающим праздником!

Зоя АНДРЕЕВА,

source url ветеран образования 

enter site республики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *