С Булатом Аюхановым во главе

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Четверть века назад состоялась незабываемая встреча любителей классической хореографии Киргизии с Государственным академическим театром танца Республики Казахстан. И вот наконец мы снова в течение трех дней наслаждались великолепным танцевальным мастерством наших соседей, восторженно рукоплескали воспитанникам театра и художественному руководителю профессору искусствоведения Булату Газизовичу Аюханову.

Выпускник Алма-Атинского хореографического училища 1955 года Булат Аюханов в течение двух лет совершенствовал мастерство в Ленинградской академии танца имени А. Я. Вагановой, а в 1959-м поступил на балетмейстерское отделение Московского государственного института театрального искусства имени А. Луначарского, где прошел пятилетний курс учебы под руководством выдающегося советского режиссера-балетмейстера, народного артиста СССР, лауреата государственных премий, доктора искусствоведения, профессора Ростислава Владимировича Захарова. В своем многолетнем творческом поиске Аюханов смело развивает традиции русского и казахского классического балета, создавая новаторские хореографические постановки, признанные благодаря многолетним гастрольным выступлениям в России, Германии, Польше, Болгарии, Венгрии, Швеции, Финляндии, Индии, Франции, Ираке, Италии, Иордании, Сирии, Марокко, на Кубе.

Знаменитый балет «Лебединое озеро» П. Чайковского, впервые поставленный в 1877 году на сцене Большого театра и в дальнейшем обогащенный сочетанием симфонизма и действенности в постановках балетмейстеров Л. Иванова и М. Петипа, в драматургической версии хореографа Аюханова раскрывает первоначальный замысел композитора — трагический финал с гибелью главных героев: девушки-лебедя Одетты и Принца Зигфрида, нарушившего клятву любви и верности. В постановке Аюханова этот спектакль, идущий без антрактов, в одном непрерывном действии, захватывает зрителей динамизмом, высоким артистическим мастерством исполнителей главных ролей Г. Тлекеевой, Ю. Моисеевой, Ю. Шакирова, А. Салихова и всего артистического состава.

Хореограф-новатор Б. Аюханов в своих постановках поражает не только оригинальностью творческого замысла и сценического воплощения, но и необычностью героев своих произведений. В развернутой хореографической композиции под названием «Мир. Труд. Весна» на музыку советских композиторов нашли отражение события и факты многолетней жизненной и творческой судьбы самого Булата Газизовича Аюханова, мировосприятие идей и символов минувших столетий и современной жизни человечества. И великолепные артисты театра танца поражают зрителей своим сценическим обликом — заслуженный артист РК Сергей Тихонов — Карл Маркс, лауреат Государственной молодежной премии «Серпер» Ерик Оспанов — Владимир Ильич Ленин, Данияр Азимов — Абай Кунанбаев, Дияр Акенев — Иосиф Виссарионович Сталин и сам Булат Газизович Аюханов в облике нынешнего руководителя Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева.

Государственный академический театр танца Республики Казахстан под руководством хореографа Булата Аюханова — это удивительный коллектив единомышленников, в котором каждый артист — яркая творческая индивидуальность, блистательно проявляющая свой танцевальный и актерский талант в хореографических постановках. Сценическое мастерство заслуженного деятеля культуры Республики Казахстан С. Кокшиновой в роли Кармен в балете «Кармен-сюита’ Ж. Бизе — Р. Щедрина, Ю. Шакирова — Хозе, Э. Оспанова — Тореро, Г. Тлекеевой — Рок, исполнителей главных партий в балете композитора И. Корнелюка в постановке хореографа Г. Камаловой «Мастер и Маргарита» и в исполнении Г. Камаловой, Е. Оспанова, Ю. Шакирова наглядно продемонстрировало огромный творческий потенциал казахских мастеров балета.

Б. Аюханов высоко чтит творчество выдающегося балетмейстера XIX-XX веков Мариуса Петипа и всемирно признанных звезд Императорского Мариинского театра Анны Павловой, Матильды Кшесинской, Тамары Карсавиной. Агриппины Вагановой, Павла Гердта, Михаила Фокина, Вацлава Нижинского. Эти легендарные личности предстали перед зрителями в балете «Анна Павлова — лебедь русского балета» поначалу в репетиционном зале Мариинского театра, а затем в разнообразных хореографических номерах из спектаклей П. Чайковского, музыкальных произведений А. Рубинштейна и Ф. Крейслера. По существу, хореограф-постановщик, талантливо воплотив в танце артистический облик выдающихся мастеров русского классического балета (например, Анна Павлова в блистательном исполнении лауреата международных конкурсов молодых исполнителей Ю. Моисеевой), своеобразно «прочитал» зрителям увлекательную лекцию о великих балеринах и танцовщиках, утвердивших непреходящее значение достижений русского балета XIX-XX веков.

Гастрольные спектакли Государственного академического театра танца Республики Казахстан посвящены основателю и бессменному художественному руководителю этого уникального балетного коллектива Булату Газизовичу Аюханову в честь его 75-летия. И мы, кыргызстанцы, искренне желаем юбиляру доброго здоровья и ярких творческих достижений, а себе — новых волнующих встреч с великолепным искусством балетных звезд Казахстана.

 Роберт УРАЗГИЛЬДЕЕВ, 
народный артист республики,
доктор искусствоведения, профессор.

 

 


Добавить комментарий