С Булатом Аюхановым во главе

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
Print this page
Print

Четверть века назад состоялась незабываемая встреча любителей классической хореографии Киргизии с Государственным академическим театром танца Республики Казахстан. И вот наконец мы снова в течение трех дней наслаждались великолепным танцевальным мастерством наших соседей, восторженно рукоплескали воспитанникам театра и художественному руководителю профессору искусствоведения Булату Газизовичу Аюханову.

Выпускник Алма-Атинского хореографического училища 1955 года Булат Аюханов в течение двух лет совершенствовал мастерство в Ленинградской академии танца имени А. Я. Вагановой, а в 1959-м поступил на балетмейстерское отделение Московского государственного института театрального искусства имени А. Луначарского, где прошел пятилетний курс учебы под руководством выдающегося советского режиссера-балетмейстера, народного артиста СССР, лауреата государственных премий, доктора искусствоведения, профессора Ростислава Владимировича Захарова. В своем многолетнем творческом поиске Аюханов смело развивает традиции русского и казахского классического балета, создавая новаторские хореографические постановки, признанные благодаря многолетним гастрольным выступлениям в России, Германии, Польше, Болгарии, Венгрии, Швеции, Финляндии, Индии, Франции, Ираке, Италии, Иордании, Сирии, Марокко, на Кубе.

Знаменитый балет «Лебединое озеро» П. Чайковского, впервые поставленный в 1877 году на сцене Большого театра и в дальнейшем обогащенный сочетанием симфонизма и действенности в постановках балетмейстеров Л. Иванова и М. Петипа, в драматургической версии хореографа Аюханова раскрывает первоначальный замысел композитора — трагический финал с гибелью главных героев: девушки-лебедя Одетты и Принца Зигфрида, нарушившего клятву любви и верности. В постановке Аюханова этот спектакль, идущий без антрактов, в одном непрерывном действии, захватывает зрителей динамизмом, высоким артистическим мастерством исполнителей главных ролей Г. Тлекеевой, Ю. Моисеевой, Ю. Шакирова, А. Салихова и всего артистического состава.

Хореограф-новатор Б. Аюханов в своих постановках поражает не только оригинальностью творческого замысла и сценического воплощения, но и необычностью героев своих произведений. В развернутой хореографической композиции под названием «Мир. Труд. Весна» на музыку советских композиторов нашли отражение события и факты многолетней жизненной и творческой судьбы самого Булата Газизовича Аюханова, мировосприятие идей и символов минувших столетий и современной жизни человечества. И великолепные артисты театра танца поражают зрителей своим сценическим обликом — заслуженный артист РК Сергей Тихонов — Карл Маркс, лауреат Государственной молодежной премии «Серпер» Ерик Оспанов — Владимир Ильич Ленин, Данияр Азимов — Абай Кунанбаев, Дияр Акенев — Иосиф Виссарионович Сталин и сам Булат Газизович Аюханов в облике нынешнего руководителя Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева.

Государственный академический театр танца Республики Казахстан под руководством хореографа Булата Аюханова — это удивительный коллектив единомышленников, в котором каждый артист — яркая творческая индивидуальность, блистательно проявляющая свой танцевальный и актерский талант в хореографических постановках. Сценическое мастерство заслуженного деятеля культуры Республики Казахстан С. Кокшиновой в роли Кармен в балете «Кармен-сюита’ Ж. Бизе — Р. Щедрина, Ю. Шакирова — Хозе, Э. Оспанова — Тореро, Г. Тлекеевой — Рок, исполнителей главных партий в балете композитора И. Корнелюка в постановке хореографа Г. Камаловой «Мастер и Маргарита» и в исполнении Г. Камаловой, Е. Оспанова, Ю. Шакирова наглядно продемонстрировало огромный творческий потенциал казахских мастеров балета.

Б. Аюханов высоко чтит творчество выдающегося балетмейстера XIX-XX веков Мариуса Петипа и всемирно признанных звезд Императорского Мариинского театра Анны Павловой, Матильды Кшесинской, Тамары Карсавиной. Агриппины Вагановой, Павла Гердта, Михаила Фокина, Вацлава Нижинского. Эти легендарные личности предстали перед зрителями в балете «Анна Павлова — лебедь русского балета» поначалу в репетиционном зале Мариинского театра, а затем в разнообразных хореографических номерах из спектаклей П. Чайковского, музыкальных произведений А. Рубинштейна и Ф. Крейслера. По существу, хореограф-постановщик, талантливо воплотив в танце артистический облик выдающихся мастеров русского классического балета (например, Анна Павлова в блистательном исполнении лауреата международных конкурсов молодых исполнителей Ю. Моисеевой), своеобразно «прочитал» зрителям увлекательную лекцию о великих балеринах и танцовщиках, утвердивших непреходящее значение достижений русского балета XIX-XX веков.

Гастрольные спектакли Государственного академического театра танца Республики Казахстан посвящены основателю и бессменному художественному руководителю этого уникального балетного коллектива Булату Газизовичу Аюханову в честь его 75-летия. И мы, кыргызстанцы, искренне желаем юбиляру доброго здоровья и ярких творческих достижений, а себе — новых волнующих встреч с великолепным искусством балетных звезд Казахстана.

 Роберт УРАЗГИЛЬДЕЕВ, 
народный артист республики,
доктор искусствоведения, профессор.

 

 


Добавить комментарий